Кодекса по процедурам банкротства

Кодекса по процедурам банкротства

И какие нормы следовало бы еще доработать

Цей текст також доступний українською
Кодекса по процедурам банкротства

18 октября 2018 года Украина наконец получила свой первый Кодекс по процедурам банкротства. Около 1300 поправок, 40% из которых были отклонены; несколько месяцев горячих дискуссий в промежутке между первым и вторым чтениями в парламенте. И наконец, при поддержке ключевых финансовых партнеров – МВФ и Всемирного банка – страна получила совершенно новые правила обращения с проблемными долгами.

Что именно изменится для украинских должников и их кредиторов после того, как Кодекс вступит в силу? Позволят ли такие изменения лучше собирать долги, или наоборот – уклоняться от их оплаты? Ответы на эти и другие вопросы специально для Mind искали специалисты Адвокатского объединения Arzinger Антон Молчанов и Иванна Артемович.

Банкротство бизнеса

Три наиболее значимые изменения коснутся банкротства украинских компаний – процедуры, которая существует в Украине практически со времен независимости:

Кодекс почти в 16 раз снижает сумму долга, необходимого для начала дела о банкротстве (примерно с $17 000 до $1500). Такое существенное уменьшение, по мнению авторов проекта, позволит быстрее распространить на компанию-должника специальные средства защиты от кредиторов, а также перевести должника от неудачных основателей и менеджмента под управление квалифицированного арбитражного управляющего и суда.

Впрочем, немало практиков скептически относятся к возможным последствиям этих новелл – должникам и кредиторам, может, и легче, но значительно увеличится количество фиктивных банкротств, благодаря которым должники будут заявлять о небольших долгах перед связанными с ними компаниями и таким образом избегать ответственности перед кредиторами.

Компании могут начинать процедуру банкротства без предварительного взыскания задолженности через суд. С точки зрения должника, это должно увеличить шансы на сохранение средств и имущества от «разрыва» между самыми агрессивными кредиторами благодаря введению судом так называемого моратория – остановка любых выплат и продажи имущества должника в пользу большинства кредиторов. Кредиторам это также может значительно облегчить жизнь, ведь для того, чтобы взыскать большой долг в суде, они могут с гораздо меньшей суммой судебного сбора и расходами на адвокатов сразу начать банкротство должника.

Тем не менее, как указывалось выше, от подобного нововведения в умелых руках недобросовестных должников будет больше вреда, чем пользы – для того чтобы «отдохнуть» под защитой моратория в деле о банкротстве, достаточно будет состряпать долг в нужной сумме. Учитывая количество украинских фиктивных компаний, которые давно усвоили тонкое искусство фиктивных документов о любых услугах или работах, с появлением «документального подтверждения долга» эти опасения становятся более реальными.

Электронная продажа имущества должника. В течение длительного времени торговля имуществом банкротов была почти самой прибыльной частью процесса, ведь позволяла легализовать продажу имущества за копейки «нужным» людям на полузакрытых торгах. Новый подход, который продолжает линию предыдущих законов, позволит продавать имущество исключительно через систему электронных торгов, таких как CETAM и ProZorro. Кроме того, самые ценные активы будут продаваться под специальным наблюдением суда, что должно обезопасить эти продажи от непрозрачности и обесценивания.

Банкротство граждан

Одним из ключевых нововведений Кодекса является введение банкротства физических лиц. Впервые в истории современной Украины обычные граждане, переживающие трудные финансовые времена, а также их кредиторы могут обратиться в хозяйственный суд с ходатайством:

• о реструктуризации долгов (списание некоторых долгов и рассрочка других в соответствии с планом реструктуризации, согласованным кредитором и судом. В свою очередь, план реструктуризации может обязать должника продать определенное имущество, ограничить ежемесячные расходы до определенного предела или даже трудоустроиться);

• о погашение долгов (продажа имущества должника-банкрота и удовлетворение из вырученных денег требований кредиторов).

В том, что касается банкротства граждан, Кодекс получил наибольшую критику – правда, далеко не всегда оправданную. Так, больше всего нареканий досталось Кодексу за отмену моратория на обращение взыскания на ипотечные квартиры. Впрочем, если воздержаться от популизма, такое радикальное действие вовсе не означает, что сотни украинцев рискуют потерять залоговое жилье и быть выброшенными на улицу.

Ипотека

В сущности, Кодекс впервые с 2014 года позволит преодолеть патовую ситуацию с ипотечными кредитами. Немалая часть неудачных заемщиков с введением моратория решила в принципе не возвращать долги банкам – тем, мол, все равно запрещено принудительно продавать квартиры или забирать их в собственность.

После вступления в силу Кодекса у должников останется одна, но самая действенная возможность – с помощью суда договариваться с банками о реструктуризации, когда часть долга будет рассрочена, а часть – списана. Единственное жилье в семьи не заберут, но выплаты по нему должны быть предметом реструктуризации или мирового соглашения.

Стоимость непогашенного кредита должна быть зафиксирована в гривне по курсу Нацбанка, и независимо от начисления банком процентов и комиссий не будет превышать рыночной оценочной стоимости залоговой квартиры или жилого дома, минус те выплаты по кредиту, которые были сделаны должником. Ограничивает законодатель и проценты по плану реструктуризации, которые с согласия банка можно уменьшить. Десяти- и пятнадцатилетний срок плана реструктуризации можно продолжить с согласия должника и банка.

Итак, в сухом остатке на смену патовому мораторию по принципу «не плати – не отнимут» должен прийти контролируемый процесс погашения долга, зафиксированного в гривне на гибких условиях. Поэтому исчезновение закона 2014 года о моратории означает не волну террора банков против физлиц, а конец эры индульгенций для граждан, которые благодаря мораторию успешно ни платили по нескольким (как правило, недешевым) ипотечным кредитам.

Что стоит доработать

Несмотря на определенные споры и критику, как украинский, так и зарубежный бизнес, в частности кредиторы, возлагают большие ожидания на Кодекс, который должен вступить в силу в течение ближайших 6–7 месяцев. В любом случае документ является достаточно успешной попыткой решить текущие недостатки и вопросы неплатежеспособности путем интеграции нескольких заинтересованных политических сил на уровне одного комплексного решения.

Однако Кодекс все еще подвергается определенной критике со стороны многочисленных компаний, банков, адвокатов и даже судей. Начиная от общеизвестных меморандумов 2010 года между украинским правительством и МВФ, международные доноры неоднократно указывали, что Кодекс должен направляться на надежную защиту интересов кредиторов путем уменьшения не только продолжительности дела о банкротстве и чрезмерных формальностей, но и расходов на них.

К сожалению, никаких изменений в этом отношении в настоящее время не наблюдается, и украинские судебные расходы на участие в делах о банкротстве остаются одними из самых дорогих в Европе (по сравнению с фактическими денежными суммами, в среднем полученными кредиторами). Также не было осуществлено никаких конкретных шагов по внедрению денежной ответственности для реальных заинтересованных лиц и владельцев, виновных в сознательных или мошеннических делах о банкротстве.

Тем не менее Кодексу быть, а его эффективность будет проверяться эффективным критерием – практикой. Поскольку последний – действующий – закон о банкротстве имеет сравнительно короткую 5-летнюю каденцию, то Кодексу можно пожелать только длительной и продуктивного жизни, которая превзойдет его предшественника как во времени, так и в эффективности и обоснованности. И как можно меньше злоупотреблений и популизма на этом долгом пути.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно