НнВК в 2019 году: почему это возможно
И что нужно сделать, чтобы внедрить налог на выведенный капитал, не поссорившись с МВФ

Накануне принятия госбюджета-2019 комитет Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики принял решение отложить рассмотрение законопроекта №8557 о внедрении налога на выведенный капитал. Тогда это решение было принято под давлением МВФ: фонд настаивал на недопустимости сокращения поступлений от налога на прибыль без соответствующих компенсаторов.
Однако сторонники налога продолжают убеждать своих оппонентов в необходимости его введения и предлагают компромиссные варианты, которые могут быть восприняты фондом. Например, отсрочка на два года введения НнВК для 1000 крупнейших плательщиков налога на прибыль.
Авторы законопроекта о налоге на выведенный капитал Александр Шемяткин и Татьяна Шевцова в колонке для Mind объясняют, каким может быть компромисс для введения НнВК уже в этом году.
Что предусматривает законодательство о НнВК и разные его вариации? Налог на выведенный капитал (НнВК) рассматривался авторами как комплексная реформа, направленная, в том числе, на сокращение процента ВВП, перераспределяемого через госбюджет. Ведь уменьшение поступлений от налога на прибыль должно быть сбалансировано сокращением расходов бюджета. При этом оставленные бизнесу ресурсы призваны стимулировать более эффективное расходование средств, чем это делает государство.
К сожалению, увлеченность комплексностью реформы и ожидание от властей исполнения обещаний не позволили вовремя увидеть, как реформу «слили». И главный «слив» произошел как раз в сфере сокращения расходов. МВФ обосновывал свой отказ поддержать НнВК именно непринятием Украиной мер по урезанию издержек. А три благоприятных года для сокращения расходов, вместо введения НнВК и реальных реформ в экономике, были использованы на финансирование коалиционной «дружбы». 2019 год с его колоссальными выплатами по долгам международным кредиторам не дает возможности сократить расходы бюджета для введения НнВК, львиная доля которого пойдет на погашение займов.
Предложение увеличить поступления за счет ряда реформ столкнулось с отсутствием политической воли на такие реформы. Речь идет о нелегальном рынке алкоголя и игорном бизнесе, о ненадлежащем налогообложении лотерейного бизнеса и иных сфер, которые долгие годы генерируют «теневой кеш». В итоге Минфин предложил ввести НнВК для компаний с годовым доходом до 200 млн грн, отменить третью группу единого налога и установить ограничения на операции между плательщиками налога на прибыль и плательщиками НнВК.
Данный вариант обоснованно был раскритикован как авторами законопроекта о налоге на выведенный капитал и бизнес-ассоциациями, так и народными депутатами. Кроме того, Минфин, который, по сути, составлял текст меморандума с МВФ, вписал в этот меморандум обязательство Украины не изменять налог на прибыль в течение действия программы кредитования.
На обращение восьми бизнес-ассоциаций ввести НнВК с авансовым платежом ни власть, ни МВФ ответа не дали. Некоторые ассоциации даже стали вести переговоры с кандидатами в президенты о включении экономических требований бизнеса, в том числе и НнВК, в предвыборную программу.
Стоит ли ставить крест на НнВК при действующей власти? При всех претензиях все же именно эта власть оказала содействие появлению законопроекта №8557. И говорить, что это был исключительно пиар без желания принять этот документ, наверное, неправильно. Единства в отношении НнВК у властей не было, это факт. Влияние на процесс со стороны бенефициаров сегодняшних оптимизационных возможностей – тоже факт. Но шанс всегда остается шансом. И даже действующая власть все еще имеет возможность принять НнВК, несмотря на договоренности с МВФ.
В меморандуме буквально прописано два условия. Первое: не совершать действия, направленные на снижение поступлений в бюджет. Второе: не изменять налог на прибыль в течение действия меморандума. При таких условиях предложение заместителя главы Государственной фискальной службы Евгения Бамбизова, которое изначально было озвучено на встрече с СУП, а позднее и в интервью одному из отечественных изданий, заслуживает внимания и является реальной возможностью запуска НнВК в 2019 году.
Суть в следующем: ввести налог для всех, кроме 1000 прибыльных компаний офиса крупных налогоплательщиков ГФС, которые являются основными плательщиками налога на прибыль. Это предложение существенно отличается от идеи Минфина о частичном введении НнВК.
Во-первых, предполагается, что на налоге на прибыль останутся только прибыльные компании. Из этого следует, что между плательщиками налога на прибыль и плательщиками НнВК не надо будет создавать никаких барьеров, которые пытался навязать Минфин, опасаясь использования убыточных компаний для вывода средств из Украины.
Во-вторых, на НнВК перейдут компании с доходом, превышающим не то что 200 млн грн, но и миллиард. А это серьезное отличие с точки зрения эффекта для экономики и администрирования.
В-третьих, данный сценарий не предполагает отмену третьей группы единого налога для юридических лиц, что было непреодолимым препятствием для НнВК.
Так что предложение Бамбизова – допустимый компромисс частичного перехода на НнВК. И в условиях меморандума с МВФ, а также в отсутствии политической воли на сокращение расходов госбюджета и учитывая объективную ситуацию с выплатами кредитов, концепция «1000 плательщиков» позволяет запустить НнВК в наступившем году. Причем условия меморандума с МВФ по-прежнему соблюдаются. Налог на прибыль остается, как он есть, а сокращение количества плательщиков налога на прибыль не является нарушением меморандума.
Поскольку 1000 компаний платят в бюджет 80% налога на прибыль, то в 2019 году они заплатят 84 млрд грн (105 млрд х 80%). Оставшиеся 21 млрд заплатят убыточные компании, а также средний и малый бизнес, которые перейдут на НнВК. Ранее расчеты тоже давали 21–23 млрд грн поступлений от НнВК в первый год, где основными плательщиками становились как раз убыточные компании. Таким образом, это будет бездефицитный вариант НнВК, что снова-таки позволит соблюсти условия меморандума с МВФ.
Как это может быть реализовано процедурно? В первую очередь законопроект №8557 должен быть отозван президентом из парламента. Это следует сделать даже в том случае, если действующая власть не собирается принимать НнВК. Упомянутый законопроект вне политики, и стоит хотя бы все вернуть в первоначальное положение, чтобы НнВК так и остался не окрашенным никакой политической силой. А в подходящий момент настроенные на реальные реформы депутаты оперативно внесут его в Верховную Раду и обеспечат принятие без лишней суеты. Отзыв законопроекта выгоден действующей власти и с точки зрения «зачистки» памятников бессилия в сфере экономических реформ.
После отзыва подается новый законопроект, который предусматривает следующее: налог на прибыль не применяется для плательщиков НнВК; плательщиками НнВК становятся все плательщики налога на прибыль, кроме 1000 крупнейших прибыльных компаний; налоговый кодекс дополняется разделом о налоге на выведенный капитал, который вступает в силу с 1 января 2019 года.
В связи с таким поздним принятием законопроекта первый налоговый период должен быть равен полугодию, с подачей отчетности в августе 2019 года, что обеспечит безболезненный переход на данный налог. Оставшиеся же 1000 компаний начнут платить НнВК с 2021 года. То есть после окончания действующей программы с МВФ.
Украинская история насыщена примерами принятия налоговых законов после начала налогового периода, на который их распространили. Так что в этом вопросе прецеденты есть. Но главное, речь идет об улучшении условий для многих плательщиков, а поэтому возмущений не будет. Если не считать убыточные компании и плательщиков четвертой группы единого налога, которым НнВК закрывает существующие оптимизационные возможности.
Итак, если власть реально хочет НнВК, она может его принять и запустить сейчас, в 2019 году. И пенять на МВФ уже не получится. Такой вариант запуска забирает и без того надуманные аргументы у «липовых» защитников бюджета, кричавших, что НнВК – для олигархов и 1000 компаний, которые платят налог на прибыль. Кроме того, введение НнВК как нельзя лучше соответствует и имплементации измененных норм закона «О бухгалтерском учете», согласно которым многие компании обязаны перейти с 2019 года на МСФО.
Переход связан с трансформацией отчетности из национальных Положений (стандартов) бухучета в МСФО. А возникающие при переходе трансформационные разницы и последующий учет по МСФО приводят в различных операциях к экономически неоправданным налоговым потерям. Как для бюджета, так и для плательщиков в зависимости от сути операций. И иной альтернативы безболезненной миграции на МСФО, кроме как НнВК, не существует.
Это уже подталкивает бизнес к пересмотру своего отношения к НнВК как к универсальному способу решения вопросов, возникающих при использовании МСФО. Если к этому добавить грядущий экономический кризис, который компании в условиях НнВК переживут лучше, а также действия Польши по распространению свободной экономической зоны на всю территорию Польши, то у власти, если она переживает за экономическое будущее Украины, не остается выбора.
Авторы считают, что НнВК должен быть принят незамедлительно.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.