Пластиковый след: как корпорации перекладывают ответственность на потребителей

Пластиковый след: как корпорации перекладывают ответственность на потребителей

И кто на самом деле виноват в тотальном засорении планеты «одноразовой» тарой

Цей текст також доступний українською
Пластиковый след: как корпорации перекладывают ответственность на потребителей

В 2018 году словарь Collins Dictionary выбрал словом года прилагательное «одноразовый». А Royal Statistical Society выбрала числом года «90,5». 90,5% – столько произведенного за все время в мире пластика осталось непереработанным.

С начала широкого использования пластика в 1950-х годах в мире переделали его только 9,5%. Остальной – большинство из него одноразовый – лежит на свалках или под открытым небом, плавает в реках, морях и океанах, убивает животных. Пластик едят животные и рыба, и люди также – мы едим и пьем его частицы.

В большинстве европейских государств, США и некоторых странах Азии уже есть достаточно хорошо работающая система сбора и переработки пластиковых отходов. Инвестиции в мусороперерабатывающюю отрасль продолжаются, квоты на переработку увеличиваются. Что же тогда не так с переработкой пластика?

Это правда, что мы все можем делать больше, чтобы уменьшить свой «пластиковый след». А вот то, что загрязнение пластиком – результат деятельности потребителей и изменение их поведения сможет спасти нас от экологической катастрофы, – ложь.

Самая большая проблема – это одноразовый пластик, например пакеты, которые в среднем используются 15 минут и остаются в окружающей среде на сотни лет. Одноразовый пластик – это удобство, а не необходимость. Поощрение людей перерабатывать больше никогда не решит проблемы производства гигантских объемов одноразового пластика.

Откуда пошло движение «тотальной переделки»? В начале 1950-х крупные компании – производители напитков, такие как Coca-Cola и Anheuser-Busch (AB InBev), вместе с Phillip Morris и другими создали некоммерческую организацию Keep America Beautiful. Ее миссия заключалась в том, чтобы обучать и поощрять людей заботиться об окружающей среде. Затем она объединилась с Ad Council. Результатом одной из первых и наиболее влиятельных кампаний против бездумных потребителей стало внедрение термина litterbug («мусорящий на улицах»). С тех пор стало модным обвинять в загрязнении окружающей среды нас – потребителей.

20 лет спустя они выпустили рекламное видео Crying Indian. Этот ролик про индейца, плывущего в каноэ по замусоренной реке, со скупой слезой на щеке в конце, оказал большое влияние на движение по защите окружающей среды. Он стал мощным толчком для поощрения изменения поведения потребителя. Впоследствии Keep America Beautiful и Ad Council запустили еще одну громкую вдохновляющую кампанию I Want to Be Recycled («Я хочу быть переработанным»). Это было обращение к потребителю с просьбой представить, что их бутылка из-под шампуня или банка из-под напитка может превратиться в какой-то другой продукт.

Почему оно оказалось неискренним? На первый взгляд, все эти шаги – великодушные и филантропические. Но они скрывают настоящую проблему – роль корпоративных загрязнителей в засорении пластиком. Именно введение потребителей в заблуждение стало причиной того, что деятельность Keep America Beautiful назвали первой корпоративной волной «зеленого пиара» (greenwashing). Зеленый пиар помог сместить фокус и переложить вину на потребителей: отсутствие у потребителей привычки сдавать пластик на переработку. Это позволило активно препятствовать принятию необходимого законодательства, которое усилило бы ответственность производителя.

Самым большим успехом организации Keep America Beautiful стал перенос экологической ответственности на общественность с производителей, что прочно закрепило их имя в экологическом движении.

Психологический прием дезинформации сформировал общественную поддержку наказания отдельных лиц, которые мусорят, штрафами и заключением. В то же время освободив производителей пластика от ответственности за многочисленные экологические, экономические проблемы и угрозы здоровью людей, вызванные их продуктами. litterbugs – это прежде всего производители пластика, а не мы с вами.

А можно ли создавать товары без «экологической лжи»? Производители спортивной одежды и обуви успешно производят кроссовки и одежду из океанического пластика. Эти коллекции эко-сознательные потребители раскупают со скоростью света. Так почему не отказаться от использования первичных пластиковых материалов и не использовать 6,3 млрд тонн пластиковых отходов, лежащих по всему миру как мусор, в качестве сырья для новых продуктов?

Это дорого. Дешевле добывать нефть и использовать первичные полимеры. В дополнение к этому добывающие компании получат субсидии.

Это некачественно. Продукт из вторичного сырья получается уже не таким привлекательным для потребителя. ПЭТ-бутылка в процессе переработки никогда не превратится в ПЭТ-бутылку такого же качества. Каждый цикл переработки ухудшает качество пластика. Количество циклов выбора – от 1 до 5. Дальше – только на свалку.

И самое главное – большинство из этих 6,3 млрд тонн пластиковых отходов в принципе непригодны для вторичной переработки. Этот пластик таким создавался. Проблема существующей модели – в дизайне продуктов. Производители не применяют в производстве circular design (круговой, циклический дизайн) – процесс создания продуктов, учитывающий следующие аспекты:

  • Из чего произведен продукт?
  • Сколько образуется мусора при производстве?
  • Энергоэффективен ли он?
  • Получит ли этот продукт вторую жизнь?
  • Какова будет ценность нового продукта после переработки? И т. п.

Как действует лоббизм корпораций? Производители пластика противостоят изменениям всеми доступными способами: создают ассоциации и общественные организации, нанимают лоббистов во власти, запускают социальные кампании. «Проводники» их интересов есть в каждой стране мира.

Украина – не исключение. Крупные транснациональные корпорации выделяют миллионы гривен на финансирование украинских общественных организаций и социальные кампании. Нас приучают к мысли, что переделать можно даже то, что нигде в мире не перерабатывается. Нас продолжают уверять, что все можно переделать и мы должны продолжать потреблять так же много пластика или даже больше.

Сейчас в Украине производители пластиковой упаковки не отвечают за загрязнение ими окружающей среды. Налога на производство пластика и обязательств по его переработке просто не существует. Некоторые страны смогли выиграть это противостояние с лоббистами и принять законы, запрещающие определенные виды одноразового пластика, или облагают налогом его производство либо распространение.

Что же делать? Как нам действовать, чтобы ответственное использование пластика стало реальностью?

Первое: обсуждать проблему пластикового загрязнения чаще и громче. Обращаться к представителям власти с требованиями запретить использование одноразового пластика, говорить об отсутствии ответственности производителя за загрязнение окружающей среды. Создавать информационные кампании, петиции, обращения.

Второе: осознать, что потребители не ответственны за глобальную «пластиковую» катастрофу. Производители просто не дают нам выбора и продают свои товары в упаковке, непригодной для переработки.

Третье: по возможности чаще отказываться от одноразового пластика. Использовать многоразовые чашки и бутылки, сумки, не пользоваться пластиковыми пакетами и одноразовой посудой, выбирать продукты с меньшим количеством упаковки. Сдавать вторсырье на переработку, причем только за деньги. Это гарантия того, что оно пойдет на переработку. Принятое бесплатно не имеет ценности для посредника и скорее всего – просто «зеленый пиар» спонсора.

Четвертое: мыслить шире. Сейчас становится популярным движение «ноль отходов», сторонники которого почти не образуют мусора – все используют повторно, отдают на переработку или компостируют. Соломинки и одноразовые стаканчики – не стиль жизни настоящего зеровейстера. Это движение очень вдохновляет, однако является нецелесообразным и почти невозможным для большинства из нас в существующей модели экономики.

Лучшая альтернатива – переход к круговой экономике (circular economy). Это модель, в которой количество мусора сведено к минимуму благодаря предварительному планированию того, как материалы будут повторно использованы или переработаны на новый продукт. Таким образом ликвидируется причина проблемы, а не ее последствия. Ведь все, что мы имеем сейчас, – это последствия безответственности при дизайне товаров и отсутствия системного мышления.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно