Коронавирус vs бизнес: почему чрезвычайное положение опаснее инфекции

Коронавирус vs бизнес: почему чрезвычайное положение опаснее инфекции

И чем чревата остановка большинства предприятий страны

Цей текст також доступний українською
Коронавирус vs бизнес: почему чрезвычайное положение опаснее инфекции
Фото: pixabay

Борьба с эпидемией коронавируса COVID-19 в Украине все более радикализируется. В политических кругах уже даже обсуждается введение чрезвычайного положения в стране. Среди мер, которыми планируется наполнить режим ЧП, – остановка «нестратегических» предприятий. При всей очевидности угрозы со стороны новой инфекции для граждан, жесткое «замораживание» всех бизнес-процессов вызывает у предпринимателей множество вопросов. О некоторых из них специально для Mind рассуждает владелец группы компаний «Династия» Денис Миргородский.

Чем может обернуться «решительная борьба с бизнес-активностью»?

Если предыдущие решения украинских властей по борьбе с коронавирусом можно было назвать неоднозначными, то остановка большинства предприятий страны является стратегической ошибкой невиданного масштаба. Ведь такие действия могут убить существенно больше людей, чем сама инфекция.

Так, остановка и банкротство предприятий вызовут резкий всплеск безработицы: даже по довольно оптимистичной оценке некоторых политиков без постоянного трудоустройства останутся 500 000 украинцев. Это станет сильным социальным стрессом, который затронет не только потерявших работу, но и членов их семей. То есть число подвергнутых сильному стрессу людей будет минимум вдвое выше.

Существует целый ряд исследований, убедительно показывающих, что социальный стресс приводит к увеличению числа смертей от тяжких преступлений, суицидов и ковенциональных заболеваний (сердечно- сосудистых, онкологических, желудочно-кишечных). Обобщенно, без детального анализа других жизненных факторов, безработица повышает уровень смертности лишь от естественных причин на 50-85 %.

Зная, что в 2018 году 488 000 украинцев умерли от сердечно-сосудистых, онкологических и желудочно-кишечных заболеваний, можно подсчитать, что среди миллиона страдающих от потери работы смертность вследствие социального стресса увеличится как минимум на 6100 человек. То есть рост смертности в результате возникшей безработицы превысит число умерших в Италии по состоянию на сегодня, а также число умерших в Китае и Испании вместе взятых. Причем в большинстве своем это будут люди трудоспособного возраста.

Какие еще риски существуют?

Масштаб социального стресса будет намного выше и не ограничится миллионом пострадавших. Потому что для определения того, какие предприятия являются «стратегическими» и «жизнеобеспечивающими», а какие нет, необходимо с невероятной точностью представлять себе цепочку поставок для каждого SCU (уникального товара), которая чаще всего состоит из десятков предприятий с разными технологиями работы.

Представьте себе баночку антисептика для рук. Необходимый товар во время эпидемии, правда? Чтобы он попал на аптечную полку, требуется участие нескольких десятков предприятий. Одни из них должны заказать и импортировать в страну полиэтилен высокой плотности, полипропилен и полиэтилентелефторат; другие – выгрузить их и доставить на переработку; третьи – изготовить дозаторы и бутылки (причем, это разные производства и технологии); четвертые – глицерин (а для этого кто-то должен сделать и поставить пропилен, хлорноватистую кислоту и щелочь) и изопропиловый спирт (для чего нужен поставщик серной и ортофосфорной кислот). Пятый участник цепочки должен все это смешать и разлить по бутылкам, а шестой – распределить по розничным точкам и продать.

Причем все эти химические компоненты нужно производить, во что-то упаковывать (а эту упаковку тоже кто-то делает) и доставлять на нужное место. Если из цепочки  выпадает один компонент (потому что его производитель, перевозчик или импортер признан не «стратегическим»), или его невозможно доставить из-за закрытого транспортного сообщения, вы свой антисептик не получите. И так с каждым изделием.

Какова вероятность, что идеологи чрезвычайного положения четко просчитают все цепочки поставок и включат в перечень «стратегически важных» все предприятия, задействованные в цепочке? Нулевая. Потому что для этого нужно знать все технологии и бизнес-процессы в десятках отраслей промышленности, а такой информации нет ни в одном государственном органе.

Остановка одного предприятия в цепочке поставок ограничивает работу остальных и лавинообразно увеличивает число банкротов и безработных. И тогда 2-3 миллиона украинцев, пострадавших от потери работы (из 12,5 миллионов работающих) станут реальностью, как и перебои с поставками продуктов и товаров первой необходимости.

Почему круг замыкается?

Введение карантина уже ударило по украинским производителям и привело к скачку цен на товары в магазинах. И дело совсем не в жадности бизнеса: украинское производство критически зависит от зарубежных компонентов. В Украине не производятся большинство полимеров, красителей, консервантов, химических катализаторов и добавок, используемых в химпроме. И этот список можно продолжать долго. А едва узнав о введении карантина, многие иностранные поставщики стали отгружать эти товары в Украину только по 100%-й предоплате, что безусловно отражается на стоимости готовой продукции.

Параллельно власть просит помощи у предпринимателей в закупке медицинских материалов и оборудования для больниц, и представители бизнеса прямо сейчас массово за свои средства «затыкают дыры» в снабжении медиков. Однако остановка бизнесов лишит их доходов, за счет которых это можно делать, приведет к еще большей нехватке средств индивидуальной защиты для врачей и соответственно – к их массовой заболеваемости и увеличению смертности среди больных коронавирусом. Круг замкнется. Недалекое политическое решение будет стоить украинцам десятков тысяч жизней.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно