«аболело в мире
20,621,949
”мерло в мире
749,372
¬ылечилось в мире
12,828,195
«аболело в ”краине
86,140
”мерло в ”краине
1,992
¬ылечилось в ”краине
46,216
»гра на миллион: как Ђтрудоустроитьї киберспортсменов

»гра на миллион: как Ђтрудоустроитьї киберспортсменов

«ачем нужны международные хакатоны и как организованы подобные меропри€ти€

Ётот материал также доступен на украинском
»гра на миллион: как Ђтрудоустроитьї киберспортсменов
‘ото: pixabay
HR-брендинг – одна из ключевых задач как дл€ стартапов, так и дл€ технологических гигантов. ƒл€ продвижени€ бренда работодател€ и поиска талантов европейские компании часто используют хакатоны. Ёто эффективный инструмент, который помогает корпораци€м внедр€ть инновации –  решать определенные проблемы, валидировать новые идеи, создавать сервисы и приложени€. Ќо кроме того, киберспортивные хакатоны станов€тс€ удачной возможностью восполнить кадровый голод.  ак именно они помогают находить топ-специалистов дл€ компаний и трансформировать бизнес-процессы в любой сфере,  специально дл€ Mind рассказала ≈вгени€ Ѕеспалова, соучредитель и стратег компании We_Challenge.

ћы живем во врем€ 5-й технологической революции, когда ежедневно создаютс€ тыс€чи новаторских решений. » хот€ ”краина достаточно консервативна в этом отношении, нашим компани€м тоже нужна ускоренна€ оптимизаци€ бизнес-процессов и привлечение технических специалистов со свежими иде€ми. 

’акатоны и акселераторы – одни из самых эффективных инструментов дл€ решени€ подобных задач. — 2013 года We_Challenge реализовала большое количество проектов,  в результате которых были презентованы сотни новых решений. ¬ них прин€ло участие более 20 000 разработчиков, дизайнеров, менеджеров и тестировщиков. ќрганизованный компанией Cybersport Challenge Hackathon стал первым в мире хакатоном по киберспорту. ќн привлек более 300 топовых IT-специалистов. ќдной из его особенностей стало то, что меропри€тие проходило в онлайн-формате – таковы вызовы карантина. 

 иберспорт – хобби, спорт или бизнес?

Ёта сфера сегодн€ развиваетс€ огромными темпами. ≈сли в 2011 году призовой фонд The International – главного турнира по Dota 2 – составил $1,6 млн, то в 2019-м он уже вырос до $34 млн. Ќа  V4 Future Sports Festival прошлой осенью было разыграно $30 млн. “акой же бюджет был у финала по Fortnite. 

PepsiCo интегрирует свой бренд Adrenaline Rush в киберспортивные трансл€ции. Gillette, Old Spice, Mercedes и другие компании обращают рекламные месседжи в сторону киберспортивной аудитории. ƒвадцатилетние игроки-звезды станов€тс€ миллионерами, подписыва€ контракты, принос€щие годовой доход до $2,5 млн. » это не счита€ призовых денег от выигранных турниров (команда-победитель в Dota 2 может получить больше $10 млн). 

» ”краина к этому буму имеет самое пр€мое отношение. ¬  иеве находитс€ штаб-квартира киберспортивной организации NA'VI, котора€ стала первым чемпионом The International 2011 и €вл€етс€ живой легендой. 

ќднако с другой стороны, в компьютерном спорте не реализовано множество нужных и важных решений, очевидных дл€ всех игроков рынка. ’от€ в традиционном спорте многие из этих задач уже давно решены.  

 аковы «болевые точки» компьютерного спорта? 

ќдно из проблемных мест киберспорта – статистика и аналитика, которые наход€тс€ практически на нулевом уровне. Ёто касаетс€ игровой составл€ющей – нет подсчета личных показателей игроков, многие из которых уже стали звездами. Ќет своей статистики и у компаний, которые занимаютс€ производством киберспортивного контента и пр€мыми трансл€ци€ми. Ётот бизнес не сможет развиватьс€, если игроки не будут видеть, сколько времени зритель проводит на стриме, куда он смотрит, к кому уходит, от кого приходит и т. п. 

¬ этой области очень €ркий проект на Cybersport Challenge Hackathon реализовала команда Nullset. ≈е участники предложили автоматизированную систему, дающую подробную аналитику рекламных показов в киберспортивных меропри€ти€х.  омпании, которые размещают спонсорские материалы в своих видео и стримах, должны отчитыватьс€ рекламодател€м о показах рекламы. –ешение Nullset автоматически анализирует и распознает логотипы брендов на видео и предоставл€ет детализированную аналитику. 

¬ принципе, актуальные сферы дл€ е-спорта были отражены в темах хакатона: Data Analytics, Computer Vision, Gamification, визуальные, информационные сервисы и др. 

 ак была выстроена структура проекта? 

”частники реализовывали свои идеи, либо брали Challenges – задани€, которые предлагали партнеры хакатона – GG.bet, NA`VI, MAINCAST. ¬ обоих категори€х определ€лись отдельные победители, которые получили по $3000 призовых. 

¬сего в хакатоне прин€ло участие около 300 человек из семи стран. ѕриблизительно 80% из разных городов ”краины –  иева, ƒнепропетровска, Ћьвова, ’арькова и др. “акже очень сильные команды и участники были из —Ўј, ѕольши, Ѕеларуси и др. ƒиапазон возрастов тоже очень широкий. ћладшему участнику было 16 лет, старшему – за 40. 

»гра на миллион: как Ђтрудоустроитьї киберспортсменов

 ак собрать достойных участников? 

ѕривлечение высокоуровневых специалистов – одна из ключевых возможностей хакатона. ≈сли это «правильные» люди, то они не только решают существующие, известные бизнесу задачи, но и предлагают новые, неожиданные идеи. 

” нас сформировалась достаточно больша€ база специалистов.  огда начинаетс€ какой-нибудь новый проект, мы знаем, кого стоит пригласить. “акже информируем о будущих событи€х на наших ресурсах. ѕоэтому в них могут прин€ть участие люди, с которыми мы еще не работали. ќбычно, помимо посто€нных участников, у нас собираетс€ 30–40 «новичков». 

Ќа Cybersport Challenge Hackathon мы не просто искали «айтишников», которые хорошо разбираютс€, скажем, в Data Science. Ќас интересовали реб€та, которые сами €вл€ютс€ игроками, погружены в тему и, соответственно, очень хорошо понимают проблематику индустрии.

Ѕолее того, хакатон позвол€ет не только собрать лучших из присутствующих на рынке специалистов. ¬месте с корпорацией можно формировать новые категории IT-профессионалов. 

Ќапример, когда мы делали большой акселерационный проект дл€ Vodafone, в ”краине было очень немного специалистов, которые умеют работать с Big Data – рынок был достаточно узким. Ётот хакатон повли€л на профессиональную среду – в стране фактически по€вилось много новых специалистов в этой сфере.   

ј дл€ International Bank of Azerbaijan мы искали людей, которые будут предлагать интересные идеи в сфере финансовых технологий. “о есть не просто IT-специалистов, готовых работать в банковской сфере, а людей, которые мысл€т креативно.  

 ак найти ментора? 

‘игура ментора в хакатоне крайне важна, потому что у большинства участников нет опыта создани€ продукта. Ёто должны быть специалисты как минимум уровн€ Senior, обладающие большим опытом и соответствующими компетенци€ми. », конечно, важно, чтобы они хотели и умели делитьс€ своими знани€ми с участниками. 

ћенторы бывают командные – те, кто должен привести команду к результату от чекпойнта к чекпойнту. ќни помогают участникам сплотитьс€ дл€ решени€ поставленных задач, отказатьс€ от ненужных идей, выбрать перспективные направлени€ работы. 

Ёкспертные менторы – те, которые €вл€ютс€ специалистами в какой-то узкой области (Big Data, Amazon Web Services и др.). Ёто всегда очень конкретна€ сфера, в которой участникам могут потребоватьс€ знани€ дл€ успешной реализации их идей. 

Ќекоторые из экспертных менторов, представл€ющие партнеров хакатона, обладают компетенци€ми сугубо в определенных челленджах. ≈сть среди экспертных менторов и дизайнеры. »х задача – помочь участникам визуально оформить презентацию, котора€ понадобитс€ во врем€ питчинга проекта.  

“акже в роли менторов, экспертов и/или участников хакатона могут выступить и сотрудники компании. Ёто повышает их уровень мотивации, вовлеченности и ответственности.  онечно, в рамках проекта мы должны их обучить работе с инновационными проектами, обеспечить инструкци€ми и помочь наладить совместную работу с внешними экспертами. 

„асто приглашаем «звездных» менторов – представителей крупных продуктовых компаний, работающих в ”краине. ≈сть и такие, которые не €вл€ютс€ частыми гост€ми на конференци€х. Ќо мы знаем, что это специалисты высокого уровн€, которые могут очень помочь участникам. Ќаша задача – дать встретитьс€ менторам с участниками, которым они действительно нужны, чтобы состо€лась «маги€ хакатона».  

 акие бизнес-задачи компаний решает хакатон?

” хакатона есть несколько ключевых «продуктов»: 1) инновационные идеи, трансформирующие бизнес; 2) люди, которые способны реализовать эти идеи, и целые команды, которые на практике показали, что смогли работать сообща. 

— помощью хакатона происходит отбор и валидаци€ идей.  ажда€ иде€-финалист получает Concept paper – документ, который раскрывает ее потенциал и риски, помогает оценить ее дл€ того, чтобы быстро, легко и с минимальными тратами протестировать. 

 роме того, хакатон – это ускоритель продуктивности. «а 2–3 суток решаютс€ задачи, на которые в обычных услови€х уход€т мес€цы или годы.

Ќаконец, хакатон – это способ зарекомендовать свою компанию как инновационную, котора€ открыта к изменени€м, следует новым трендам, а не пр€четс€ от кризиса. Ёто позвол€ет сформировать мнение о компании как о лидере отрасли, а также усилить бренд работодател€.

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате