300 млн на «небалансах», или Как «Энергоатом» вписался в схемы Коломойского
Почему «свободный энергорынок» продолжает работать на карманы отдельно взятых персонажей

Mind продолжает публиковать материалы в рубрике Nota Bene. Этот формат предполагает несколько более эмоциональную окраску, что, впрочем, компенсируется глубиной экспертизы автора в исследуемом вопросе. Сегодня Илона Заец, редактор раздела «Госрегулирование» Mind, рассуждает о событии, прошедшем в украинском информпространстве без особого резонанса. Но которое может иметь весомые в своей пагубности последствия для отечественной энергетики.
Речь идет о новости, что государственная «Укртранснафта» – некоторым образом подконтрольная олигарху Игорю Коломойскому – купила у другой некоторым образом причастной к Коломойскому негосударственной «Юнайтед Энерджи» электроэнергию по договорной цене 2,19 грн за 1 кВт*ч до конца года.
Сразу стоит оговориться: 2,19 грн – это предельная цена. Фактическую будут рассчитывать по формуле с привязкой к ценам на рынке на сутки вперед (РСВ).
В этой новости прекрасно все. И то, что отклонили всех участников тендера, у кого была ниже цена (маржа у них отрицательная, но где вы видели на РСВ цену в 2,19 грн за 1 кВт*ч?). И то, что «Укртранснафту» аж никак не смутило недавнее расследование «Схем», где «Юнайтед Энерджи» фигурировала в схеме перепродаж через опять-таки государственное «Центрэнерго» с подконтрольным Коломойскому менеджментом.
Как и то, что если раньше (при врио президента «Энергоатома» Павле Павлышине) атомщиков разводили как котят, банально перепродавая их электроэнергию, то после изменения НКРЭКУ правил игры – увеличения цены на сброшенную на небалансы электроэнергию АЭС, «Энергоатом» стал полноправным участником схем.
Не верите? Читайте адресованное «Энергоатому» письмо, которым поделилось с автором госпредприятие «Оператор рынка» – оператор рынка на сутки вперед, на котором «Энергоатом» продает 15% своей электроэнергии, а государственное предприятие «Гарантированный покупатель» – всю.
Иными словами, «Оператор рынка» спрашивает у «Энергоатома», почему с 17 июля компания начала выходить на РСВ с ценами, превышающими разумные (около 1,40 грн за 1 кВт*ч при средневзвешенной цене рынка около 1,20 грн), по которым профицитную электроэнергию никто не покупает. И она автоматически уходит на балансирующий рынок с ценой на 20% ниже выставленной (то есть около 1 грн 10 копеек).
При том, что «Энергоатом» поставляет 80% электроэнергии АЭС в рамках ПСО по 56,6 коп., а на Беларусь отпускает по 76 коп. (это с вычетом обязательных платежей «Укрэнерго»), 1 грн 10 коп – несомненно выгодно для атомщиков.
Могли бы они заработать больше на РСВ, если б заявлялись с объективной ценой? Могли бы. Тогда почему используются не относительно прозрачные торги, а уход в небалансы? Тем более, что в своем недавнем интервью вице-президент НАЭК «Энергоатом» Герман Галущенко констатировал: для «Энергоатома» балансирующий рынок является наказанием. Туда попадает компания, когда она допускает ряд ошибок – не так рассчиталась, были погрешности в расчетах с объемом и стоимостью.
Поэтому удивительно, что в ответ на письмо «Оператору рынка» атомная компания указала, что завышенная цена и заниженные объемы – это ее стратегия продаж свободной от ПСО части электроэнергии.
И действительно, зачем напрягаться – торговать, просчитывать, работать с аналитическим программным продуктом (от использования которого «Энергоатом», кстати, не так давно отказался)? Гораздо проще автоматически уйти на небалансы с фиксированной ценой.
На сегодняшний день балансирующий рынок выгоден госкомпании «Энергоатом» не столько в ценовом диапазоне, сколько в теневом: чем меньше заплатит такой как «Юнайтед Энерджи» трейдер, который купит на балансирующем рынке по 1,10 грн за 1 кВт*ч, предварительно узнав сроки и объемы поставок от самой генерации, тем больше будет разница, которая может пойти на обслуживание интересов и продавца, и трейдера.
Например, на дотирование работы нардепа Андрея Геруса в рамках недавно созданного межфракционного объединения «За развитие атомной энергетики». Именно того самого Геруса, который системно лоббирует заход на украинский рынок демпинговой электроэнергии из РФ и Беларуси. На которой трейдер Коломойского сможет заработать еще больше, загоняя в еще большие неплатежи отечественную генерацию.
Посчитаем. Энергоатом продает электроэнергию на балансирующем рынке по самым скромным подсчетам свыше 500 млн кВт*ч. Трейдер отпускает ее «чужому» потребителю как минимум по 1,5 грн (это опять-таки – самая скромная цифра). Итого неучтенных 200 млн грн в месяц разницы (на самом деле – около 300 млн грн).
Эта сумма – не недополученная выручка «Энергоатома» (она составляет всего-то около 100 млн грн). Это – сумма денег из воздуха, которые оседают в разного уровня доступа к «кислородному аппарату» карманах.
Сумма не настолько масштабна, чтобы впечатлить расследователей и заинтересовать следователей. Хотя Антимонопольный комитет по идее должен удивиться, почему цена на РСВ целый месяц «выше крыши» – это как раз тот случай, когда монополия «Энергоатома» прямо влияет на ситуацию. Но тут уже дело не в том, на чьей стороне оператор АЭС, а в том – кого он кормит.
Пагубно в описанной схеме другое. Она является следствием того факта, что любой проект развития государственной (подчеркну!) атомной энергетики упирается в краеугольный камень наличия любой схемы: откатов, «денег из воздуха», заведения своих подрядчиков и т.д. Но даже если такая схема нашлась, это не значит, что проект будет реализован – власть имеет свойство если не меняться, то менять бизнес-симпатии. А проекты в атомной энергетике реализуются длинные – за год не справиться. Что остается? Можно, конечно, построить что-нибудь из ВИЭ: быстро и, как говорят, прибыльно. Но не для «Энергоатома». Пытались же реализовать проект «Солнышко» на каждой из АЭС. А знаете, чем закончилось? НКРЭКП отказалось предоставить «зеленый тариф». Почему-то вице-президент по развитию «Энергоатома» об этих проблемах не говорит. Почему? Да потому что рекурсия: смотрите начало абзаца.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.