Проект «Артемида»: как формируется новый космический правопорядок

Проект «Артемида»: как формируется новый космический правопорядок

И есть ли в нем место Украине

Цей текст також доступний українською
Проект «Артемида»: как формируется новый космический правопорядок

13 октября нынешнего года Аэрокосмическое агентство США (NASA) торжественно подписало с восемью странами-партнерами «Договоренности по проекту «Артемида»», или Artemis Accords. Это произошло во время 71-го Международного астрономического конгресса, который впервые за историю своего существования проводился в онлайн-формате.

Докумен т(далее – Договоренности по «Артемиде») определяет принцип для сотрудничества в отношении гражданского исследования и использования Луны, Марса, комет и астероидов в мирных целях. Среди подписантов, кроме США, – Канада, Великобритания, Австралия, Япония, Люксембург, Италия и Объединенные Арабские Эмираты. Еще две ведущие космические державы – РФ и Китай – не приняли участия в подписании.

NASA как лидер программы «Артемида» уже объявило о намерении отправить 2024 году на Луну первую женщину-астронавта, а также других астронавтов. С этого должна начаться новая эра освоения глубокого космоса. А в следующем десятилетии планируется пилотируемая миссия на Марс.

Что это означает для развития науки и технологий, какой вклад могут сделать разные страны, и есть ли в этой программе место для Украины, специально для Mind объясняет Анна Гурова, научный сотрудник Института государства и права им. В. М. Корецкого НАН Украины.

Как Договоренности по «Артемиде» расширяют возможности стран по сотрудничеству в освоении космоса

Artemis Accords – это принципиально новый шаг в освоении космоса, к которому страны-подписанты шли несколько лет. Торжественному подписанию предшествовала большая нормотворческая работа как в национальной плоскости таких стран, как США, Люксембург и ОАЭ (US Commercial Space Launch Competitiveness Act, 2015; Luxembourg Space Launch Competitiveness Act, 2015; UAE`s Federal Law on the Regulation of the Space Sector, 2019), так и в международной. Например, в 2017 году Люксембург и Объединенные Арабские Эмираты подписали Меморандум о взаимопонимании, посвященный исследованию и использованию космических ресурсов. В 2019 году Австралия и США подписали Соглашение о взаимопонимании относительно миссии полета на Луну 2024 года. В июле 2020 года Япония и США подписали Декларацию о намерениях по программе «Артемида», а в конце сентября 2020 – Италия подписала заявление о намерениях по участию в этой программе.

С подписанием Договоренностей по «Артемиде» нормотворческая работа должна еще более активизироваться. Дело в том, что документ Artemis Accords очень сложно назвать юридически обязательным международным договором. Выполнение его положений предусмотрено с помощью меморандумов о взаимопонимании, действующих межправительственных соглашений, межагентских договоренностей и других международно-правовых инструментов.

То есть этот документ можно, скорее, назвать политической договоренностью, заключенной на межведомственном уровне, поскольку юридическая сила его положений обеспечивается другими международными договорами и внутригосударственными правовыми механизмами. Например, в статье 13-й Договоренностей, указано, что на них не распространяется ст. 102 Устава ООН, то есть они не регистрируются и не публикуются Секретариатом ООН. А, следовательно, ни одна сторона не может ссылаться на положения Договоренностей ни в одном органе ООН, скажем, не может обратиться за толкованием в Международный Суд ООН.

Договоренности по «Артемиде» репрезентуют политическую приверженность отраженным в них принципам, которые обеспечивают оперативную имплементацию обязательств, изложенных в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 года (далее – Договор о космосе ) и принятых на его основании других международно-правовых актов.

Что изменится в международном космическом праве в связи с подписанием Договоренностей по «Артемиде»?

Можно сказать, что Договоренности по «Артемиде» являются Договором по космосу нового поколения, призванным развить новый правопорядок в отношении гражданского исследования и использования дальнего космоса. И при этом они являются ярким примером смещения тенденций в международном нормотворчестве к широкому применению актов «мягкого права». Новое поколение, как известно, несет в себе генетический материал и культурные традиции старого, но, вместе с тем, отличается и новым опытом, который отображается на его сущности и проявлениях. Так что между Договором о космосе и Договоренностями по «Артемиде» есть ряд сходств и различий, которые следует рассмотреть. 

Сходства:

  • Целью обоих договоров является установление практического набора принципов исследования и использования космоса;
  • Договоренности по «Артемиде» содержат прямые ссылки на ст. 2, 9, 11 Договора о космосе, подтверждая принципы запрета национального присвоения космического пространства и небесных тел, оказания помощи космонавтам в случае аварии, сотрудничества и взаимной помощи, избегания потенциально вредных помех для деятельности друг друга, транспарентности характера, хода, места и результатов деятельности. Более того, в ст. 11 Договоренности по «Артемиде» подтверждается, что исследование и использование космического пространства должны осуществляться с учетом Руководящих принципов по долгосрочной устойчивости космической деятельности, принятых в 2019 году Комитетом ООН по мирному использованию космического пространства (далее Комитет ООН по космосу), которые разработаны на основе принципов, заложенных Договором о космосе.

Отличия:

  • Договоренности по «Артемиде» приняты не на уровне ООН, а между правительственными органами нескольких стран. Вместе с тем, в ст. 10 дается простор для развития международных практик и правил использования космического пространства в рамках Комитета ООН по космосу. Интересно, что Российская Федерация демонстрирует резко критическую риторику относительно этой инициативы, но среди элементов программы «Артемида» предусмотрено строительство базы на орбите Луны Gateway, и Россия выразила намерение принять в нем участие. Таким образом, вероятно, что в будущем государства могут прийти к выводу, что общеобязательный международный договор все же нужен, но, как указывают исторические предпосылки принятия Договора о космосе, к этому их должны побуждать острая необходимость сдерживания и отсутствие ощутимого преимущества.
  • В отличие от Договора о космосе, нормы которого целостно прошиты принципом мирного использования космоса, в Договоренностях по проекту «Артемида» указанию на мирные цели отводится лишь ст. 3, но шире применяется понятие «гражданская космическая деятельность», оставляя пространство для военной политики. Определению ее рамок пока посвящена работа ученых со всего мира под председательством профессора Рама Джаху на базе университета McGill в Канаде. Речь идет о Руководстве по международному праву, которое применяется к военному использованию космического пространства (MILAMOS).
  • Несмотря на то, что Программа «Артемида» позиционируется как космическая миссия по возвращению на Луну, договоренности охватывают также Марс, астероиды и кометы, включая их поверхность, места под поверхностью и орбиты, точки Лагранжа в системе Земля-Луна и пути между ними. Учитывая, что цель этой миссии – создание устойчивой инфраструктуры для исследования человеком глубокого космоса, в частности, подготовка человека к полету на Марс, можно сказать, что эти договоренности приняты на перспективу. Как когда-то это было сделано в Договоре о космосе, где отражен всеобъемлющий характер космоса, включающий в себя Луну и другие небесные тела.
  • В Договоренностях по «Артемиде» содержится ряд более конкретных норм, которые можно было разглядеть в Договоре о космосе только при помощи расширительных толкований: ограничение на раскрытие научной информации частными субъектами; сохранение космического наследия (важные исторические места пребывания человека или роботов, артефакты, спутники или другие доказательства деятельности на небесных телах); требования к «безопасным зонам» как к средствам обеспечения безопасности от вредных помех; меры по борьбе с космическим мусором.

Может ли Украина сотрудничать со странами-подписантами программы «Артемида»?

Рамочное соглашение между правительством Украины и правительством США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, в рамках которого можно было бы сотрудничать по этой программе, прекратило свое действие в 2018 году.

Поэтому, если Украина будет планировать присоединиться к программе «Артемида», Министерству стратегических отраслей промышленности совместно с Государственным космическим агентством необходимо будет разработать новый международный договор. Он должен отражать природу, границы и цели гражданского сотрудничества по программе «Артемида», ответственность сторон, защиту интеллектуальной собственности, экспортный контроль за товарами и техническими данными, мероприятия по планированию миссий и договорные механизмы, которые гарантировали бы соблюдение субъектами хозяйствования принципов, закрепленных в этих договоренностях.

Украина на уровне Государственного космического агентства, работает в рамках Международной координационной группы по исследованию космоса под эгидой мировых космических ведомств. Группой уже принят обновленный сценарий исследования поверхности Луны, как приложение к «Дорожной карте глобальных исследований космоса». Сегодня готовится многострадальная Общегосударственная целевая научно-техническая космическая программа Украины на 5 лет, и мы надеемся увидеть там средства и на «Лунные проекты».

Что Украина может предложить для программы «Артемида»?

Идеи и технические разработки в этом направлении активно развиваются. Так, КБ «Южное» постоянно совершенствует концепт лунной базы, а частная компания Spacebit Павла Танасюка планирует отправить на Луну свой велосипед уже в 2021 году. Кроме того, Государственное космическое агентство, упомянутые компании и я лично работаем в разных комитетах в рамках международной организации Moon Village Association, что является еще одним свидетельством активной вовлеченности Украины в дело глубокого исследования космоса.

Сейчас Украине необходимо внимание со стороны высших органов власти и содействие в осуществлении этих инициатив. В частности: Верховной Рады Украины в развитии благоприятного для коммерческой космической деятельности законодательства; Министерства иностранных дел и Министерства по вопросам стратегических отраслей промышленности в расширении сотрудничества с широким кругом международных партнеров в этой сфере; Государственного космического агентства и научного сообщества в достойном представлении Украины на таких международных форумах как научно-технический и юридический подкомитеты Комитета ООН по космосу и тому подобное.

На сегодня Договоренности по «Артемиде», несмотря на достаточно небольшое количество государств-подписантов, дали миру оригинальную правовую природу этого международного акта, который подталкивает к необходимости активной нормотворческой деятельности на межгосударственном и внутригосударственном уровнях. Фактически, этим документом был сделан маленький шаг для человечества по установлению «межгалактического правового порядка» и Украине нужно быстро и внимательно выработать свой подход к сотрудничеству в этом направлении.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно