Тренды, опыт, КСО: что такое на самом деле устойчивое развитие

Тренды, опыт, КСО: что такое на самом деле устойчивое развитие

И как его достичь в большой компании

Этот материал также доступен на украинском
Тренды, опыт, КСО: что такое на самом деле устойчивое развитие

2020-й оказался сложным и самым непредсказуемым за последние несколько лет. Бизнес проходит проверку на выносливость, а инвесторы тщательно пересматривают свои портфели на соответствие устойчивому развитию, чтобы уменьшить и без того высокую степень риска. Устойчивый подход к ведению дел набрал еще больший размах. Но действительно ли все правильно понимают суть такого подхода, в чем разница между устойчивостью, ориентированностью на устойчивое развитие и корпоративной социальной ответственностью, специально для Mind объясняет Алина Соколенко, руководящий партнер консалтинговой компании AV Group, председатель правления Ассоциации экспертов по устойчивому развитию (ASDE).

Еще в сентябре деловой мир всколыхнули две новости. Сначала ключевые учреждения, устанавливающие стандарты международной устойчивости заявили о начале совместной работы над глобальной всесторонней системой отчетности. Так, CDP, the Climate Disclosure Standards Board (CDSB), the Global Reporting Initiative (GRI), the International Integrated Reporting Council (IIRC) and the Sustainability Accounting Standards Board (SASB) поддерживают важность единого прозрачного измерения и раскрытия показателей устойчивости.

А буквально через неделю подтянулась «большая четверка» – Deloitte, PwC, EY и KPMG – с новостью об объединении для формирования новой системы отчетности на основании экологических, социальных и управленческих стандартов(ESG). 

Пандемия показала, что отсутствие стратегии устойчивого развития – основная проблема для компаний в период кризиса. А те, кто эффективно внедрил в свою деятельность экологическую, социальную и управленческую устойчивость, легче адаптировались к изменениям. Получается, что перейти на сторону устойчивости так или иначе придется даже ярым противникам. При этом единого подхода к оценке устойчивости компании в мире нет, а это фундаментальная часть эффективного управления.

Поэтому, пока титаны нефинансовой отчетности, аудиторские компании и другие международные организации ищут точки соприкосновения для оптимизации процесса, компании должны серьезно заняться интеграцией устойчивости в бизнес-процессы. Сейчас это выглядит несколько иначе.

Устойчивые, ответственные или... трендовые?

Количество публикаций с упоминанием об устойчивом развитии, 17 целях, КСО, защите окружающей среды и «зеленых» инвестициях растет в арифметической прогрессии. Для кого-то быть sustainable – это следование глобальному тренду, а для кого это прежде всего возможность увеличить капитализацию компании и получить инвестиции.

Существует с десяток объяснений термина «sustainable». Поэтому неудивительно, что компании задаются целью следовать принципам устойчивого развития и делают это так, как удобно и понятно.

Однако на практике видим, что инициативы в сфере экологической или социальной сферы в основном отделены от операционной деятельности. Устойчивое развитие – своей дорогой, а стратегия компании – другой. Объединяются они в лучшем случае только в конце года при написании ежегодной отчетности. В худшем – остаются просто хорошим воспоминанием на сайте или в соцсетях.

Почему так происходит?

Одной из причин таких действий является подмена понятий в трех основных значениях: устойчивость, ESG и КСО.

Устойчивость (sustainability) – это общее понятие для мероприятий компаний, направленных на сохранение будущего грядущих поколений, исходя из ценностей компании сегодня. Устойчивость включает: инициативы связанные с выполнением 17 ЦУР, мероприятия компании в экологической, социальной и управленческой устойчивости и КСО.

Цели устойчивого развития – это общий призыв к действиям и решению проблем на глобальном уровне. Когда компания говорит, что она организовала экокурсы для своих работников и таким образом выполняет одну из целей устойчивого развития – это неправильно. Бизнес не может выполнять какую-то одну цель, и тем более об этом заявлять. ЦУР – это скорее ориентиры, на которые может опираться менеджмент при написании и интеграции стратегии.

Аббревиатура ESG касается всех составляющих бизнес-среды и освещает три столпа стратегии устойчивого развития компании: экологическую, социальную и управленческую устойчивость (environmental, social, governance). ESG-стратегия имеет решающее значение при принятии управленческих решений.

Если провести аналогию, то финансовые показатели компании – это верхушка айсберга, существующее положение бизнеса в определенный момент, а ESG – подводная часть, которая показывает потенциальное развитие компаний. ESG-рейтинг – стратегический инструмент для инвесторов для принятия решений. Исследования показывают, что чем лучше компании придерживаются ESG-практик, тем больше объемы и дешевле стоимость привлеченного капитала.

Корпоративная социальная ответственность – это концепция управления, благодаря которой компании интегрируют социальные и экологические вопросы в операционную модель и взаимодействуют со своими заинтересованными сторонами. КСО входит в ESG-критерии, но не равна им.

Чтобы не просто следовать тренду, компаниям необходимо начать с осознания реальной выгоды от программ устойчивого развития и анализа текущей стратегии. Иначе результат точечных проектов окажется краткосрочным и не будет иметь никакого прикладного значения.

На кого равняться?

Безусловно, первыми проводниками в неизведанном, но практическом смысле устойчивого развития для бизнеса являются всемирно известные бренды. Для «насмотренности» возьмем компанию Apple. Их миссия: «Мы верим, что бизнес в своем лучшем проявлении служит общественному благу, дает людям новые возможности и объединяет нас так, как никогда раньше».

В соответствии с ней компания успешно интегрировала ESG в свою деятельность и расписала конкретные цели в каждой сфере. Так, в рамках Environmental (окружающей среды) Apple планирует обеспечить нулевой уровень выбросов углерода для всего бизнеса, включая продукты, до 2030 года. В социальной сфере (Social) определили, что люди – «на первом месте». Поэтому работают над тем, чтобы каждый имел доступ к технологиям, обеспечивают комфорт и соблюдение прав своих работников. На уровне управления (Governance) принимают эффективные решения и осуществляют мониторинг соблюдения требований и результативности.

Кроме того, недавно компания опубликовала Apple ESG Index 2020, в котором собраны все показатели нефинансовой информации в соответствии с Global Reporting Initiative, SASB и Task Force on Climate-Related Financial Disclosures (TCFD). В отдельной колонке отчета прикреплены ссылки на документы, регламентирующие деятельность.

Как достичь устойчивости компании?

Вот пять основных шагов:
  1. Проведите тщательный аудит бизнес-процессов, где финансовая составляющая – только часть общей картины. Привлеките к процессу представителей разных направлений.
  2. Очертите проблему и цели. Решение о движении в направлении устойчивого развития принимается единолично. Определите, что для вашей компании означает «устойчивость», сходится понимание у основных драйверов изменений, что вы уже сделали в этом направлении и какой результат получили. Задайте себе правильные вопросы. Например, сколько отходов за год выбрасывает компания? Есть ли трудности в корпоративной культуре? Привлекает компания прогрессивные кадры? Какое влияние компания имеет на среду?
  3. Определите миссию и ценности. От четкости миссии зависит выполнение стратегии. Миссия должна отвечать на 5 вопросов: Кто? Что? Когда? Где? Почему? Помните, что основная задача – помочь компании развиваться вместе с рынком и использовать имеющиеся ресурсы, а не вводить инновации, которые будут разрушать бизнес.
  4. Переходите к стратегии. При разработке стратегии устойчивого развития важно помнить, что оставаться прибыльными – это главный приоритет для компании. Вы не можете способствовать глобальным целям, если в других направлениях у вас разруха. А правильно построенная стратегия как раз помогает росту капитализации и выходу на новые рынки. Отмечу, что всегда существует несколько стратегий для вашей отрасли, которые помогут повысить операционную эффективность при одновременном повышении внутренней ценности компании. Фактически надежная стратегия помогает и компании, и окружающей среде в долгосрочной перспективе.
  5. Помните об ответственности и результатах. На этапе реализации не забывайте постоянно проверять, соответствуют ли ваши действия миссии. Если цель компании – отчитываться о своей деятельности на основе международных стандартов, то сначала ей следует научиться правильно собирать и анализировать имеющиеся результаты. Здесь целесообразно вспомнить, что именно экологические, социальные и управленческие критерии дают возможность компании эффективно управлять всеми бизнес-процессами, выставлять четкие КРI и отслеживать динамику, чтобы видеть компанию на микро- и макроуровне.

Не знаете с чего начать? Определите, в каких сферах ваша компания может быстрее способствовать достижению миссии. Попробуйте запартнериться с организациями с похожими целями, которые станут вашим путеводителем в устойчивое развитие. Более того, сотрудничество с опытным игроком сферы повысит вашу репутацию на рынке и ускорит процесс.

Вероятно, мир готовит нам еще много неожиданных объединений и новостей. Но при наличии стратегического подхода к устойчивому развитию и правильного понимания всех категорий и процессов, компания быстро адаптируется к требованиям и сможет показать себя в положительном свете.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате