Реформа в «Дии»: сколько будет стоить государству отмена упрощенки для IT

Реформа в «Дии»: сколько будет стоить государству отмена упрощенки для IT

Какие риски учли, а что осталось «за кадром»

Цей текст також доступний українською
Реформа в «Дии»: сколько будет стоить государству отмена упрощенки для IT
Долгое время велись дискуссии о том, какие налоги должны платить представители IT-отрасли. Многие из них сейчас находятся на упрощенной системе налогообложения и зарегистрированы как физлица-предприниматели (ФЛП). Со своей стороны власть неоднократно намекала, что IT-специалистам стоит изменить систему налогообложения, ведь они могут платить больше налогов. Соответствующие законодательные инициативы уже зарегистрированы в Верховной Раде. О предложениях законодателей по изменению условий для этой отрасли – в материале Mind «IT по-украински: чего ожидать от законодательной инициативы «Дия.City». Какие риски следует учесть, действительно ли нужно менять условия для IT-отрасли, и сколько это на самом деле будет стоить государству, рассказал Mind представитель этой отрасли, кандидат физико-математических наук, вице-президент Quartesian Юрий Карташов.

Дисклеймер: автор ни в коей мере не претендует на звание «народного экономиста» и проводит оценки только по порядку величин. Цель – попытаться уйти от чрезмерно эмоционально окрашенных заявлений, пытаясь опираться только на количественные показатели.

Уровень общественной дискуссии на счет того, должны ли ІТ-ФОПы платить налоги на общих основаниях, оставляет желать лучшего: с одной стороны, «прожорливые мажоры совсем не платят налоги, из-за них пенсионерам есть нечего!», С другой – «да мы все дружно трактор заведем, и вообще мы элита». Даже в проектах реформ сложно найти оцифрованные сценарии того, что может Украина получить, если одновременно ликвидирует этот «внутренний офшор». Только сотрясение воздуха и левые (в идеологическом смысле) сентенции, не подкрепленные никакими, пусть даже приблизительными, финансовыми планами от последствий такого решения.

Давайте пройдемся по фактам и цифрам, как это должен делать адекватный менеджер, трезво взвешивая будущие прибыли и убытки.

Сегодня в завтрашний день

Начнем с самого простого – сколько сейчас получает от IT-ФЛП бюджет (консолидированный, включая регионы), а также непосредственно Пенсионный фонд (поскольку он, очевидно, тоже претендует на кусок пирога от того, что недоплачивают ловкие айтишники).
Налог на доходы физлиц. Согласно данным налоговой, за 2019 год, IT (5 основных КВЭД) было уплачено единого налога на сумму 6,1 млрд грн. Эти цифры легко верифицируются независимым подсчетом: всего айтишников примерно 173 000 (Минюст), средняя зарплата по данным dou.ua в середине 2020 года составляла $ 2162, следовательно 5% от этой суммы почти копейка в копейку совпадает с приведенной выше цифрой. При оценке поступлений 2020 года можно просто применить пропорцию, учитывая рост числа ІТ-ФЛП в 2019 году на 19%. Итого: 7,2 млрд.
Реформа в Дії: скільки коштуватиме державі скасування спрощенки для IT

Ограничимся этой суммой, хотя по статистике, общая сумма в 295 млрд грн поступлений от НДФЛ только на 65% состоит из отчислений с зарплаты, остальное – налог на проценты, наследство и тому подобное. Поэтому в ней еще большая часть попадает от айтишников, кроме единого налога. И тут непонятно, как высчитывать, из какой зарплаты можно больше отложить на депозит, с процентов от которого тоже уходит немало НДФЛ – из средней в 12 000 грн или из 58 000 грн как в IT?
Поступления в Пенсионный фонд. Здесь достаточно умножить 173 000 программистов на минимум 2020 года в 1039 грн/месяц, и выйдем на цифру в 2,2 млрд грн.
НДС, акциз и ввозная пошлина. Здесь все непросто. Рассчитывать, сколько в личных расходах программиста составляет НДС – сверхсложная задача. Можно только грубо оценить, что в 80% всех расходов айтишников «сидит» НДС, исходя из оценки среднемесячного вознаграждения ФЛП, это ведет к цифре в 22 млрд грн. Эти деньги ФОПы опосредованно платят в бюджет, приобретая импортную технику, недешевій алкоголь, заправляясь бензином или арендуя коворкинг. Другие налоги – акцизы и таможенные пошлины можно оценить, несмотря на то, что они по порядку должны быть пропорциональны НДС, так как сильно привязаны к потреблению. Это дает еще 10 млрд грн.
Итого имеем около 41 млрд грн, которые злобные ІТ-оптимизаторы прямо или косвенно приносят в бюджет и ПФ.Реформа в Дії: скільки коштуватиме державі скасування спрощенки для IT

Wishful thinking

Давайте смоделируем ситуацию, когда мы силой кнута загоняем всех компьютерных воров в общие рамки: 18% НДФЛ + 1,5% военный сбор + 22% пенсионный. Очевидно, что все это будет происходить почти полностью за счет доходов самых айтишников, поскольку рост расходов даже на 20% автоматически сделает украинский рынок неконкурентным. За проблемы на «внутренней кухне» никакой условный американский заказчик дополнительно платить не будет.Реформа в Дії: скільки коштуватиме державі скасування спрощенки для IT

Формально, если больше ничего не изменится, это даст рост доходов бюджета и ПФ на 40 млрд грн, это легко оценить, используя оценку текущей базы единого налога в ІТ и знакомые цифры отчислений в рамках трудовых отношений.
Победа! Найдены дополнительные 40 млрд грн (23,1 + 26,0 – 7,2-2,2) поступлений, или целых 2,5% от общего бюджета.
Но здесь, как всегда неожиданно, начинаются нюансы, которые мы сейчас попробуем квантифицировать.

Утро стрелецкой казни

  1. Сокращение от косвенных налоговых поступлений.
    Стоит отметить, что более чем неплохие деньги, которые получает рядовой айтишник, разумеется, тратятся на авто, бензин, сигареты, айфоны, курсы йоги и тому подобное. При росте налогов, на руках у айтишников остается существенно меньше денег, что сокращает потребление и перестает генерировать НДС и другие налоги, сократив их пропорционально снижению доходов «на руки» на 29%, или 9,5 млрд грн. При этом мы фактически убираем существенную часть денег из обращения, сокращая свободный рынок, и это, по принципу домино, не может не оставить без внимания большой кусок экономики. Теперь  никаких корпоративных страховок (у нас бесплатная медицина, за которую мы платим налоги), никаких частных садов и школ (есть государственные).
  2. Оптимизация и переход в «черную» зону.
    Даже сейчас, согласно dou.ua, до 15% айтишников получают или «серую» или вообще зарплату «в конверте». Совершенно очевидно, что такие решения власти будут встречать ожесточенное сопротивление, кто-то будет переходить на оплату «в черную», разогревая рынок обнала, кто-то – работать через оффшоры (финтех и е-резидентство  в помощь), и от ожидаемых миллиардов можно совершенно смело отнять минимум 30%, или 15 млрд грн.
  3. Эмиграция.
    Здесь я не хочу сгущать краски и причитать, что «цвет  ІТ» массово побежит покупать билеты в один конец. Давайте оценим этот эффект, который, несомненно, будет ощутимым  падение доходов на треть наверняка заставит задуматься многих. Пусть эмиграция составит 10% от общего числа айтишников (что соответствует уже имеющимся настроениям и статистике). При этом выедут прежде всего высокооплачиваемые специалисты. Это даст сокращение поступлений в 5,7 млрд грн. После реформы средняя чистая зарплата в ІТ упадет с $ 2000/месяц до $ 1400, что уже будет меньше, чем в Польше ($ 1543) и уж подавно  меньше, чем в Германии ($ 3331). Эта разница потенциалов теперь уже не сможет сдерживаться желанием «жить на родной земле», разница будет потрясающая.ФОП ITНапомним, что по данным LinkedIn, среди Software Engineers, которые закончили КПИ, более 25% уже эмигрировали.ФОП ITЗдесь можно даже не вспоминать сопутствующий ущерб вроде снижения уровня инновационного потенциала страны, демографических потерь (едут семьями) или снижения привлекательности украинского рынка.
  4. Пенсионные обязательства
    Одним из аргументов в пользу перехода на «белую» зарплату непосредственно для единщиков почти всегда называют «обеспеченную старость». Поэтому, когда сегодняшние «джуниоры» выйдут на пенсию, им нужно будет платить уже исходя НЕ из минимального размера, как сейчас, а из размера «побелевших» зарплат, который в несколько раз превышает среднюю. Конечно, на тот момент ситуация станет совсем катастрофической (к 2050 году на одного работающего будет приходиться до трех пенсионеров), но, очевидно, что в таком случае они будут содержать гораздо больше других. Здесь исключительно сложно оценивать, имея впереди фундаментальную неопределенность. 

    Однако, можно провести следующие простые актуарные выкладки:
    - Количество IT-ФЛП, которые доживут до пенсии, если отбросить тех, кто уедет или перейдет работать «в черную», учитывая таблицы смертности по состоянию на 2020 год, составит 108 000 человек.
    - Допустим, что все ФЛП, перешедшие на общую систему, исправно платят взносы в ПФ, начиная с 30 лет и до 60. Тогда, согласно текущим нормам, они смогут претендовать на пенсию в размере 41% от средней зарплаты. Напомним, что после реформы зарплата составит около 48 000 грн в среднем (без вычета налогов), она рассчитывается, исходя из оценки текущих оборотов ФЛП в ІТ в 144 млрд грн.
    - Посчитаем будущие пенсионные обязательства для всех этих 108 000 человек, приведя их к стоимости денег сейчас, исходя из ставки дисконтирования в 2% (по факту, это разница между индексацией и ставкой какого-нибудь безрискового актива типа ОВГЗ). Теперь, если учесть, что сейчас эти люди претендуют лишь на минимальную пенсию (1769 грн), то рост обязательств, которые государство должно будет начинать платить через 30 лет, составит 119 млрд грн.
    - Теперь давайте разобьем эту сумму на 30 лет, которые будут работать ІТ-шники до достижения пенсии, используя те же таблицы смертности и ставку. Тогда с помощью нехитрых математических расчетов получим, что каждый год нужно будет отложить дополнительно 5,7 млрд грн в счет будущих возросших пенсий.
    При этом после реформы на руках денег становится меньше, развитие частных НПФ не происходит. Итог  дополнительное увеличение обязательств ПФ на 5,7 млрд грн ежегодно. Если и говорить о социальной справедливости, то нельзя не отметить, что будущая выгода непосредственно для IT составит всего треть от отчислений в ПФ после предполагаемой реформы (все прелести единой и столько лет незыблемой солидарной системы).ФОП IT

  5. Социальное страхование на случай безработицы
    Здесь без вопросов: зачем IТ-компании, когда проект завершен, держать условного системного архитектора на скамейке запасных за свой счет, если за это теперь сможет заплатить государство? Берем 16 млрд грн расходов Фонда страхования от нетрудоспособности в 2020 году, и учитывая привязку к средней зарплате получаем, что теперь айтишники смогут законно претендовать минимум на 1,2 млрд грн/год этих выплат. Смотреть на страхование от инвалидности/несчастных случаев уже нет смысла, поскольку в ІТ такие риски на несколько порядков меньше, чем, например, для шахтеров. Здесь будет просто прямая дотация выплат последним за счет ІТ-сектора.
    Если говорить об общей «защите прав работников», то невозможно не отметить, что конъюнктура рынка труда в ІТ-секторе фактически приводит к «диктату рабочих»: компании крайне сложно давить на специалиста, который еженедельно получает несколько горячих предложений от конкурентов.
    ФОП IT

Итог

По совокупности факторов мы выходим на совершенно не такую масштабную сумму, как может сначала показаться, а именно на дополнительные всего лишь 3 млрд грн в год (7,6% от текущего размера прямых и косвенных налогов в ІТ, 7,4% от ожидаемых поступлений и 0,2% от общих доходов бюджета и ПФ). Причем это весьма оптимистичные оценки, поскольку каждый из факторов может на поверку оказаться гораздо более жестким (уровень оптимизации, сокращение бизнеса из-за неудобства долгосрочных трудовых контрактов в проектной работе, более интенсивная эмиграция и т.д.).

ФОП IT

Иронично, но такой радикализм по своему эффекту почти равен повышению единого налога лишь на пару процентных пунктов, которое мало кто заметит.

Вопрос, стоит ли такая реформа:

  • существенного падения доходов сотен тысяч семей и экономически связанных с ними граждан;
  • изъятия денег из эффективного рынка в пользу насквозь ржавой кормушки;
  • эмиграции высококвалифицированных технических специалистов, снижения уровня поступлений валюты, инвестиционной привлекательности страны и потенциала развития -

можно оставить неравнодушным читателям.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно