Год в онлайне: как изменилось школьное образование в Украине

Год в онлайне: как изменилось школьное образование в Украине

І чому ці зміни – назавжди

Цей текст також доступний українською
Год в онлайне: как изменилось школьное образование в Украине
Фото: pixabay

По мере того как пандемия COVID-19 разворачивалась в течение года, требуя беспрецедентной изоляции и мер безопасности, практически ни один аспект повседневной жизни не остался незыблемым. Одной из сфер, которая претерпела наиболее разительные перемены, стало образование. Школы и университеты по всему миру были вынуждены закрыть свои двери, чтобы предотвратить распространение болезни, а педагогам фактически за одну ночь пришлось внедрять альтернативные методы и технологии донесения знаний. Онлайн-обучение стало насущной необходимостью, а не дополнительным вариантом получения образования.

Как эти изменения коснулись Украины и как отразились на учебном процессе и всех его участниках, специально для Mind рассказала Ирина Стефанская, руководитель школы ThinkGlobal.

По данным ЮНЕСКО, пик закрытия школ был зарегистрирован в начале апреля 2020 года, когда в 194 странах изменение методов обучения коснулось   1,6 млрд учеников, что составляет более 90% от их общего количества. Внезапное закрытие школ означало, что управленцы-педагоги, директора школ и учителя должны были найти альтернативы очному обучению, чтобы гарантировать право детей на образование. В подавляющем большинстве стран внедрили онлайн-преподавание и обучение, часто в сочетании с широко распространенными материалами дистанционного обучения, например такими, как телевидение или радио. Это были беспрецедентные меры по скорости и масштабу – подобного опыта у человечества до сих пор не было.

Что происходило в Украине?

Государство во многом превзошло ожидания педагогов. Мы ожидали полного коллапса, но «Всеукраинская школа онлайн», которую создали за короткий промежуток времени, хотя и получила много нареканий по поводу формата уроков, стала удачным проектом, который помог реализовать дистанционное обучение в отдаленных уголках Украины. В том числе и благодаря тому, что проект запустили и в интернете, и на национальных ТВ-каналах.

Конечно, в Киеве, других крупных городах и районных центрах такой формат внедрять проще. Но есть множество городков и сел, где не настроен интернет и нет достаточной осведомленности преподавателей в современных программах. Выходом стали дистанционные телеуроки.

Также на Youtube-канале МОН и 15 украинских телеканалах в течение 10 недель шли трансляции уроков по 11 предметам для 5–11 классов. Минцифры запустило национальную онлайн-платформу цифровой грамотности «Дія. Цифрова освіта». Уроки стали доступны в формате сериалов. В тестовом режиме была запущена государственная система школьных е-дневников и е-журналов. Заработала эта платформа уже в конце декабря 2020 года.

Но несмотря на эти прорывные решения стали очевидными и определенные пробелы образовательного процесса. В первую очередь – неготовность большей части отечественной системы образования к быстрым изменениям, ее инертность.

Не сработало «на полную» дистанционное обучение прежде всего из-за того, что не были готовы учителя – им не хватило информационной грамотности, ресурсов, предварительной подготовки. Есть и сложности с адаптивностью и гибкостью: если педагог проработал по обычной программе 10–15 (а то и больше) лет, ему трудно перестраиваться под новые технологии и требования. На сегодняшний день очень редко встречаются учителя, у которых сочетается и большой опыт работы, и технологическая продвинутость, способность к быстрым изменениям.

В чем проявился кризис образования?

Сейчас мы впервые столкнулись с тем, что не можем передавать свой опыт будущим поколениям. Исторически так сложилось, что и знания, и модели поведения передавались в пределах одной семьи: от бабушки к маме, от деда к отцу, от мамы и папы к ребенку. Образование строилась на наследовании опыта, поэтому не теряло актуальности на протяжении многих десятилетий. Теперь же 90% того, что знает предыдущее поколение, не актуально для следующего. Каждое следующее поколение прогрессивнее своих родителей, оно уже с детства знает і умеет больше, чем «старшие».

А значит, каналы и методы передачи знаний должны кардинально измениться. И дистанционное обучение – один из секторов – это показало.

Любая вероятность перехода на дистанционное обучение приводит к стрессу. А в украинских реалиях главной проблемой стало отсутствие системности. Использовали то, что было под рукой, – Viber, немного приспособились к Zoom. Но сразу стала ощутимой потребность в цельной дистанционно-учебной платформе, где есть все учебные материалы, личный кабинет ребенка, где в одном месте хранятся домашние задания, все конспекты. Некоторые школы успели это сделали, но в целом царила бессистемность: например, домашние задания ученики получали в одной программе, а отправляли в другой.

А корень кризиса заключается в том, что общество до сих пор убеждено в существовании некой «волшебной таблетки», которая все решит. Но здесь ее нет. Новые реалии создают спрос на конкретного учителя – он должен быть информационно грамотным, владеть иностранными языками, уметь быстро приспосабливаться. Процесс трансформации образования продлится долго – это будет своего рода эволюция учителей.

Почему большинство учеников в конце концов вернутся за парты?

Дистанционное обучение не стало комфортным. Несмотря на то что было привлечено очень много ресурсов, на моем опыте, для младшей школы это выглядело так: «Сцепить зубы, проплыть, доплыть и продержаться некоторое время». Потому что в младшей школе очень важен социальный контакт.

В общем образование никогда не перейдет полностью в онлайн, ведь каждому человеку важно личное общение. А детям в процессе обучения просто необходимо, чтобы к ним подошли, что-то подсказали, поддержали. Экран компьютера для них – барьер: они могут выполнить задание, но весь комплекс обучения таким образом выдержать не в состоянии.

Конечно, из-за вынужденной изоляции изменился характер взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, а также требования и, соответственно, результативность. Если раньше обучение было командной работой, то в онлайне можно выполнить эти же задачи, но с другим качеством. И можно «втихаря» подсмотреть в учебник, не краснея от стыда у доски. С одной стороны, быстро и самостоятельно отыскать нужную информацию – очень нужное сегодня умения. С другой – молодое поколение теряет возможность «прокачать» навыки непосредственной работы на глазах у всей команды.

Карантин нас научил тому, что время обучения должно быть пропорционально уменьшено в соответствии с возрастом ребенка. В начальной школе офлайн-обучения должно быть больше, в средней и старшей – больший процент дистанционного обучения.

Как изменилась роль родителей?

Для детей переход на дистанционное обучение стал стрессом. Они всегда привыкают к конкретным моделям: учитель – это учитель, мама – это мама, папа – это папа. А тут вдруг эти модели смешались: родители стали учителями. Маме можно было поплакаться и пожаловаться, а теперь она дома – с требованиями учителя, контролирует выполнение уроков.

Стало понятно, что родители могут играть решающую роль во время домашнего обучения. Неоценима роль эмоциональной поддержки, мотивации для достижения амбициозной цели в ситуации, когда есть много соблазнов пренебречь учебным процессом – в частности, и из-за отсутствия эффекта «соревнование» со сверстниками.

Первые дни адаптации к новому формату были настоящим испытанием: в семьях не все умели пользоваться гаджетами. Здесь важно было рассказать родителям, что нужно делать, какие вкладки на компьютере открыть. Попросить их показать ребенку, как их переключать. Со стороны учителя надо было наладить процесс с максимальной производительностью.

Родителям также нужна была поддержка, потому что неожиданно дети оказались дома да еще и на дистанционном обучении. Учителя и родители научились больше заинтересовывать детей, ежедневно давать какие-то задачи, чтобы удерживать внимание. Ведь дома много  отвлекающих факторов.

После недели адаптации младшая школа уже самостоятельно выполняла домашнее задание. Учитель выходил онлайн и общался с учениками. Иногда важно поговорить с каждым учеником индивидуально.

Как учителя прошли upgrade?

Учителям пришлось почти круглосуточно держать руку на пульсе и быть на связи с классом. Всем школам и учителям нужно было ежедневно выстраивать систему и тестировать, что именно лучше подходит для детей. А еще – оперативно устранять проблемы: где-то не работала учебная платформа, где-то ребенок не мог заснять или сфотографировать свою задачу – и надо было менять инструменты.

Важно было быстро адаптироваться. В государственной системе образования отчасти учитель оставался один на один со своим классом на дистанционном обучении, должен был разбираться со всем почти самостоятельно. Все зависело от личных качеств учителя и его умения найти необходимую информацию.

Почему этот кризис обновит образование?

Качество образования в последнее время снизилось. Почти во всех государственных школах оно просело. А еще и отменили тестирования в 4-м и 9-м классах. Это уменьшило ответственность и детей, и учителей.

Дистанционное обучение и карантин углубили этот кризис, но продемонстрировали его важность. Ведь представилась возможность посмотреть на образовательный процесс под другим углом и оперативно приступить к решению некоторых проблем. Например, сейчас из системы уходят люди, которые не могут приспособиться к новым реалиям. Они естественным образом должны освободить места для молодежи – для тех, кто в тренде, кто обладает нужными навыками и может осовременить образование.

Здесь на передний план выходит особая роль школьных администраторов. Именно они могут помочь учителям освоить новую для них миссию – воспитывать независимых учеников, которые сами будут отвечать за управление временем, выполнение и проверку задач, контакт с педагогом.

Да, украинская система образования оказалась не готова к таким вызовам, как локдаун и дистанционное обучение. Но через переформатирование – порой болезненное – лежит путь к современным алгоритмам передачи знаний. И здесь важны послы изменений – лидеры мнений, прогрессивные государственные и частные школы.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно