Без палок в колеса: как может проходить обязательный техосмотр авто
И у каких стран стоит поучиться Украине

Со следующего года понятие «обязательный техосмотр» может снова вернуться в жизнь украинских автомобилистов. Таково требование европейской Директивы 2014/45/ EU, которую Украина обязалась имплементировать. Гармонизация украинского законодательства с европейским – не самый простой процесс. Порой конструктивная идея из-за рубежа искажается в ходе реализации на местах. А если к этому добавить негативный опыт прошлого, то воплотить хороший замысел становится еще сложнее. Поэтому нет ничего удивительного в том, что заявления Мининфраструктуры и МВД об обязательном техосмотре для всех владельцев транспортных средств с 2022 года не вызывают восторга. Как решить эту проблему и на опыт каких зарубежных стран можно опереться, специально для Mind рассказывает CEO компании «Нова Менеджмент» (сеть лабораторий «ОТК-Сервис») Александр Полищук.
Автолюбители со стажем прекрасно помнят, что до отмены в 2011 году обязательный технический контроль, или попросту техосмотр, был формальностью и не имел ничего общего с безопасностью. За определенную плату водитель получал документ независимо от состояния его автомобиля. К сожалению, мы слышим подобные жалобы и сегодня, когда недобросовестные игроки проводят диагностику коммерческого транспорта в течение семи минут, а протоколы «пекутся» как горячие пирожки. А если распространить это на все автомобили? Негативная реакция обеспечена.
Чтобы техосмотр выполнял свою функцию по обеспечению безопасности на дорогах, необходимы, в первую очередь, четкие и прозрачные правила игры и, конечно же, должный контроль со стороны государства. Украина не одинока: подобные проблемы уже приходилось решать другим странам. В качестве примера предлагаем рассмотреть опыт Словакии и Грузии.
Как внедряли «обновленный» техосмотр авто в Словакии?
Как контролировать лаборатории, в которых проводится техосмотр? Власти Словакии всерьез озаботились этим вопросом еще в 2006 году, когда показатели с тормозного стенда начали в автоматическом режиме записываться на компьютер. При этом данные сохранялись на локальную рабочую станцию, не передавались на сервер и, что немаловажно, не были защищены от изменений и манипуляций. Иными словами, представитель власти, который приходил и просматривал информацию, далеко не всегда получал объективную картину.
К тому же количество проверяющих с соответствующим уровнем квалификации также было ограничено. Ну, и далеко не все могли устоять перед соблазном закрыть глаза на недостатки за определенное вознаграждение. Словаки начали анализировать возможность передачи данных из лабораторий на серверы контролирующих органов и реализовали ее в 2009 году. Однако достоверность показателей вызывала сомнения, поскольку техосмотр без присутствия автомобиля был обычной практикой.
Поэтому с 2013 года в Словакии стали оснащать испытательные участки камерами наблюдения с автоматическим распознаванием госномера автомобиля. Фотографии передавались на сервер контролирующего органа, а видеозапись хранилась на жестком диске лаборатории в течение 30 дней и предоставлялась проверяющим по требованию. То есть, если их не успевали просмотреть в течение месяца, нарушения оставались незамеченными.
Впрочем, к тому, что удавалось проверить, тоже были вопросы. Камеры наблюдения записывали слишком короткие видео. Качество изображения оставляло желать лучшего. Расположение записывающих устройств было, мягко говоря, неудачным, поскольку некоторые участки лабораторий оставались вне зоны их видимости. Словом, плохая реализация хорошей идеи принесла Словакии опыт и уроки, которые еще предстояло изучить.
И с этой задачей наши соседи справились. В 2018 году заработала новая система видеонаблюдения с четкими требованиями к количеству и расположению камер. Видео все еще находится на локальных жестких дисках, однако контролирующие органы имеют к нему удаленный доступ на протяжении двух лет. Фотографии хранятся в течение 20 лет.
После «перевооружения» лабораторий обнаружилось много интересных моментов. Например, инженеры проверяли транспортное средство в смотровой яме за 5 (!) секунд, общаясь по мобильному телефону. Во время испытания задних тормозов на стенде почему-то находились передние колеса. При проверке «ручника» у автомобиля горели «стопы», то есть стояночный тормоз «диагностировали» при выжатой педали. И таких примеров множество.
Принятые меры не могли не повлиять на статистику: если в 2013 году доля полностью пригодных к эксплуатации автомобилей составляла 96,9%, то к 2018 году она сократилась до 88,2%. То есть скрытые проблемы обнаружились благодаря системе видеофиксации и передачи информации.
По какому пути пошла Грузия?
Ситуация здесь очень схожа с Украиной. В 2014 году страна подписала Соглашение об ассоциации с ЕС. Впоследствии Евросоюз утвердил Директиву 2014/45/EU, которая обязывает многие страны ввести обязательный техосмотр. Были и другие аргументы – в частности, экология. По оценкам Министерства по защите окружающей среды Грузии, порядка 71% выбросов в атмосферу приходится на автомобили. Около 91% машин имеет возраст более 10 лет, и у большинства из них отсутствуют катализаторы.
В 2017 году власти страны начали работу над новым законодательством. Нормативно-правовая база пополнилась множеством европейских стандартов и свела к минимуму бумажный документооборот.
При этом практические результаты реформы несколько озадачили. В 2019 году из зарегистрированных 1,3 млн автомобилей 1,14 млн прибыли в лаборатории на техосмотр. По результатам испытаний 61% из них соответствовал требованиям к техническому состоянию. Неожиданно, с учетом вырезанных катализаторов и большого объема вредных выбросов в атмосферу. Примечательно также, что в Грузии отсутствуют экологические стандарты «евро» для двигателей.
Анализ результатов выявил проблему, которая характерна и для Украины, – разницу в качестве испытаний в различных лабораториях. То есть водитель мог, получив перечень несоответствий в одной точке, успешно пройти техосмотр в другой. Основной причиной стала недостаточная квалификация инженеров, которые могли делать ошибочные выводы. Кроме того, сеть испытательных участков не была подключена к единой IT-системе, которая открывала бы доступ к истории автомобиля для любой станции или контролирующих органов.
Сегодня эта проблема решена: все лаборатории связаны между собой единой экосистемой. И специалисты на испытательном участке прекрасно видят, куда заезжал перед этим автомобиль, и чем закончился визит.
Недавно в Тбилиси также открылся учебный центр для подготовки инспекторов. Поэтому, возможно, в скором времени картина изменится. Впрочем, итоги 2020 года уже показали другие результаты: из 1,35 млн машин около 702 000 приезжали на техосмотр, успешно его прошли только 39%.
Однако наличие неисправных автомобилей на дорогах никак не влияет на экологическую ситуацию. За несоответствие техническим требованиям водитель получает штраф, который равен стоимости самого техосмотра. Установка того же катализатора обойдется в десятки раз дороже, а потому многим проще платить штрафы и игнорировать требование о техническом контроле. Поэтому грузинским властям предстоит проделать еще немало работы.
Какие уроки может извлечь Украина?
Наша страна сейчас готовится выполнить требования упомянутой Директивы 2014/45/EU. Пока сложно сказать, в каком виде будет принят соответствующий закон. Однако и водители, и участники рынка обязательного техосмотра ожидают от власти четких и прозрачных правил игры, в которых будут подробно прописаны сроки каждого нововведения и ответственность каждой из сторон.
А к чему готовиться бизнесу? Уже сейчас стоит задуматься над автоматизацией процессов, которая позволит оперативно фиксировать и обрабатывать показатели приборов в лабораториях. Кроме того, следует правильно подойти к вопросу видеофиксации испытаний, так как хорошая картинка с камер будет подтверждением вашей добросовестной работы.
Квалификация персонала также имеет значение, поскольку самый ценный капитал любой компании – это люди. А потому главный совет – инвестируйте в обучение. Причем прокачивать нужно не только «хард»-, но и «софт»-скиллы, так как клиент будет голосовать своим кошельком не только за качественную диагностику, но и за хорошее обслуживание.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.