Равные среди достойных: как Украине укрепить свои позиции на карте Европы
И как в этом может помочь Франция, кроме как быть «нормандской» площадкой
На прошлой неделе столица Франции в очередной раз попала на первые полосы ведущих украинских СМИ: 26 января состоялась встреча советников Нормандского формата. Переговоры представителей Украины, Германии, Франции и России продолжались более восьми часов – на фоне обострения ситуации вблизи украинских границ дискуссия местами оказывалась сложной. По итогам руководитель Офиса Президента Украины Андрей Ермак назвал эту встречу «реанимацией нормандского формата» и сказал, что рассчитывает на то, что стороны проработают каждый пункт минских договоренностей, а разговор и дальше будет конструктивным. А двумя днями позже, 28 января, президент Владимир Зеленский пообщался со своим французским коллегой. «Сказал по телефону Эмманюэлю Макрону, что именно его активная позиция сделала встречу советников «нормандской четверки» возможной. Появился первый документ з 2019 года. Договорились не сбавлять темп. Пока условия способствуют, нужно встречаться и говорить. Когда продолжаются переговоры, риск эскалации уменьшается», – написал впоследствии Зеленский в своем «Твиттере».
Такие результаты особенно важны, учитывая, что с начала этого года Франция председательствует в Совете ЕС, сменив на этом «посту» Словению. Следующие шесть месяцев пройдут под лозунгом «Восстановление, сила, принадлежность». Президент Франции Эмманюэль Макрон уже заявил, что в 2022 году должен стать поворотным моментом для Европы. «В последние годы наш континент столько раз упрекали в том, что он разделен, неспособен к общим проектам, находится на пути к потере исторической актуальности. Однако пандемия показала, что единение не только полезно, но и является источником надежды», – подчеркнул Макрон.
Многочисленные украинские общины есть во всем мире, и Франция – не исключение. По результатам последней переписи населения (2011 год), на территории Франции проживало около 30 000 этнических украинцев. Конечно, сегодня эта цифра значительно больше, а если добавить трудовых мигрантов, она вырастет в несколько раз. Как во Франции сейчас воспринимают Украину? Отражается ли политическая турбулентность в Украине на готовности французской стороны участвовать в решении наших проблем? Что нужно сделать, чтобы голос Украины мог более уверенно звучать в любых диалогах с европейцами? Об этом специально для Mind рассказывает Юлия Крук – адвокат в Ассоциации адвокатов Парижа (Франция) и Ассоциации адвокатов Украины, к. ю. н.
Какова роль Франции в деэскалации украинско-российского конфликта?
Отношения Украины и Франции долгое время имели довольно ограниченный и непоследовательный характер, однако в течение последних нескольких лет они стали более эффективными и долговременными.
После агрессии России против Украины в 2014 году Франция выразила четкую политическую поддержку нашему государству, осудив аннексию Крыма. Была создана площадка для обсуждения вопроса российской вооруженной агрессии. Французская поддержка не свелась к политической позиции страны. Нормандский формат стал точкой отсчета в налаживании сотрудничества и партнерства Украины и Франции.
Как бы мы ни хотели быстрого окончания российско-украинской войны, усиления санкций против российского агрессора и простого политического разрешения данного конфликта с помощью третьей стороны/сторон (Франции, Германии или США), к сожалению, пока это невозможно. В этой ситуации нам нужно, собрав всю волю и силу духа, медленно, но постепенно и эффективно продолжать разрешать конфликт дипломатическим путем, следуя четкому плану действий и единой, скоординированной стратегии правительства. Такая стратегия не может руководствоваться только политическим направлением сотрудничества с ведущими странами, потому что мы все хорошо понимаем, что за политическими решениями епочти всегда стоит экономический фактор, который является логичным и даже иногда правильным для отдельно взятого государства.
Ни одна страна не обязана решать проблемы вместо Украины, на этом акцентируют все ведущие политические эксперты. Ни одна страна такого потенциала, как Украина, никогда не позволит себе такой роскоши, как выпрашивать, и более того – требовать у кого-то помощи. Это унизительно, наивно и безответственно. Маленьким странам удалось завоевать собственную территориальную и экономическую независимость. Возьмем к примеру Ирландию, которая еще 30 лет назад была едва ли не самой бедной страной Европы. А сегодня это самая богатая европейская страна, причем успеха она добилась без внутренней диктатуры, а наоборот – в свободе. Так почему такое мощное государство, как Украина, должно быть «побитым соседом»?!
Как укрепить украинский потенциал на международной арене?
Украина в первую очередь должна поднимать собственную экономику, как результат – украинцы должны постепенно чувствовать улучшение социальных гарантий и уровня жизни. Параллельно должна эффективно проводиться кампания по образованности и образованию граждан и оздоровлению украинской культурной идентичности – как внутри Украины, так и за ее пределами через улучшение международной репутации страны.
Украина должна позиционировать себя как «страну решений», а не «защитника европейской идентичности от России». Позитивный месседж должен стать неотъемлемой составляющей коммуникационных усилий украинской власти. Конечно, при этом нельзя забывать о решении внутренних проблем и реализации наработок по реформированию ведущих государственных органов власти.
Как нарастить инвестпривлекательность Украины?
Международное инвестирование представляет собой сложный процесс. Оно должна иметь четкую видимость проекта, а также полную юридическую поддержку. Я считаю одним из важнейших пунктов юридического аудита в рамках инвестирования в Украину, во-первых, проверку, является ли государство инвестора участником Вашингтонской конвенции от 18 марта 1965 года (Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами), а также Украина как принимающее государство, и, во-вторых, включение арбитражной оговорки ICSID в инвестиционные соглашения с Украиной.
Вопрос инвестиций и инвестиционной деятельности сейчас у всех на слуху – по крайней мере, об инвестиционных нянях слышал, наверное, каждый. Положительную динамику в развитии иностранных и внутренних инвестиций можно отметить в следующем.
Привлечение инвестиций является одной из трех приоритетных визий нынешней власти. В законодательство внесены изменения, касающиеся стимулирования инвестиционной деятельности, принят закон «Об инвестировании». Создано Бюро экономической безопасности, в настоящее время кроме Совета экспортеров и инвесторов при МИД Украины создана Специальная Комиссия ВР Украины. Создан UkraineInvest – правительственный офис по привлечению и поддержке инвестиций для привлечения прямых иностранных инвестиций и помощи существующим инвесторам в расширении своего бизнеса в Украине.
Преимуществами для инвесторов в Украине будут:
- содействие подключению к инженерным сетям;
- развитие смежной инфраструктуры;
- налоговые льготы (отмена ввозных пошлин, благоприятный налоговый режим для IT в Европе).
Инвестиции приходят туда, где перспективно и безопасно. К сожалению, какой бы привлекательной страна ни казалась инвестору и какие бы привилегии ему не предоставлялись, учитывая хорошую судебную систему страны, размещение инвестиций и превосходную законодательную базу, всегда есть риск возникновения спора, который невозможно разрешить в стране пребывания инвестиций. Или возникает множество других коллизий в разрешении данного спора.
Как сформировать достойный образ Украины в сознании рядового европейца?
Большинство экспертов отмечают общую низкую осведомленность об Украине, подчеркивая, что рядовой гражданин, вероятно, ничего конкретного об Украине не вспомнит, ведь в широком культурном, информационном поле о ней практически не бывает упоминаний. Большинство французов ничего не смогут сказать об Украине, и это серьезная проблема для нас сегодня.
Была значительная заинтересованность Украиной в 2014 году в связи с событиями во время Революции достоинства и активной фазой военной агрессии со стороны России. Эти события активно освещались и обсуждались, дали толчок больше говорить об Украине широкой общественности. Но они не позволили создать целостный образ, с которым она бы ассоциировалась. Сейчас внимание СМИ Франции к Украине достаточно слабое, фокус сместился на более горячие темы. Все это приводит к неосведомленности граждан Франции о событиях в Украине и вокруг нее (иногда даже к ложному представлению, что агрессия на Востоке Украины прекратилась).
Главным источником формирования отношения к Украине во Франции являются общегосударственные СМИ (ведущие сайты, ТВ и бумажные газеты), концентрирующиеся главным образом на социально-политическом измерении: геополитические вопросы, выборы президента, политическое давление и агрессия России в отношении Украины, проявления национализма, распространенность коррупции и т. д. Все это создает достаточно негативный контекст или уменьшает интерес к Украине. Поэтому эксперты отмечают необходимость сотрудничества с ведущими французскими медиа, такими как издания Le Monde, Le Figaro, а также ведущими телеканалами для повышения осведомленности об Украине.
Многие европейцы воспринимает Украину через призму восточных славян, в неразрывной связке с Россией. Последняя фактически олицетворяет и являет собой все, что связано со славянами и СССР. Поэтому в представлениях большинства французов сепарация образа Украины от России только начинается.
Чего не хватает для украинской национальной идентичности в масштабах Франции и Европы в целом?
Характерна и довольно сильная, экспансивная культурная дипломатия России – это отмечают как украинские специалисты и представители диаспоры, так и французские эксперты. Поэтому следует учитывать, что формирование позитивного отношения к Украине сталкивается и будет сталкиваться с активными действиями россиян, в частности присвоением исторических фигур, искажением истории и даже откровенными манипуляциями и фальсификациями. Все это обуславливает необходимость активных действий по продвижению имиджа Украины как отдельного независимого государства.
Очевидна нехватка якорных ассоциаций, устойчивого положительного мифа об Украине в сознании большинства французов. Это подтверждается и достаточно широким диапазоном ассоциаций респондентов, главным образом связанных с их профессиональным опытом. Все это приводит к отсутствию ярко выраженного отношения к Украине, ее качественной дифференциации.
Негативным примером тому является скандал в связи с позорной ролью украинки во втором сезоне популярного сериала Netflix «Эмили в Париже». Образ в сериале является насмешливым стереотипом восприятия украинок, от которого мы постоянно и непросто отбиваемся, о чем я могу лично заявить, будучи эмигранткой во Франции уже несколько лет и хорошо зная, как сложно сломать этот образ в общении с иностранцами, в том числе французами.
Рекламация со стороны правительства Украины по поводу унизительного образа была отправлена в Netflix, однако ответ был таким же абсурдным «на будущее – будем сотрудничать над вопросом образа». Украинские дипломаты должны были еще до выхода сериала быть информированы о роли украинки и о содержании сценария – это их работа. А если и не удалось вовремя узнать об этом, немедленно требовать изменения эпизода и исправления унизительного образа, а не голословных обещаний в будущем сотрудничать.
Представьте себе, если бы такой позорный образ был у героини африканского происхождения или арабского, рекламации и требования были бы сразу более радикальными. И это в значительной степени работа украинских дипломатов по всему миру.
Как исправить ситуацию в обозримом будущем?
Среди профессиональной среды и интеллигенции отношение к Украине более положительное, а осведомленность выше. Специальная среда более четко выделяет именно украинскую культурную составляющую среди постсоветских стран. Вместе с тем и она довольно часто имеет эпизодические знания об Украине, но спрос на то, чтобы эти пробелы закрыть, высок.
Главным фактором, позволяющим более четко выделить именно украинский культурный продукт, является непосредственный опыт сотрудничества с украинской стороной (или, по меньшей мере, туристическое посещение Украины). Ведь иначе профессиональная среда, как и рядовые граждане, скорее склонна рассматривать Украину через призму отношения к России или посредством размытого образа страны бывшего СССР, страны Восточной Европы или славянской страны. Все это приводит к определенному нивелированию нашей уникальности.
Поэтому крайне важно налаживать непосредственные контакты для сотрудничества между профессиональными кругами двух стран – это позволяет глубже погрузиться в украинский контекст и ближе познакомиться с украинской культурой.
Великолепной площадкой для реализации различных проектов и идей украинской общины является регион Овернь-Рона-Альпы, где проживает более 10 000 украинцев.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.