Чек vs наличные деньги: почему ФЛП отказываются от РРО

Чек vs наличные деньги: почему ФЛП отказываются от РРО

И как упредить прятки предпринимателей «в тени»

Цей матеріал також доступний українською
Чек vs наличные деньги: почему  ФЛП отказываются от РРО
Фото: shutterstock

В последнее время все чаще магазины и заведения отказывают своим клиентам/покупателям в расчете через терминал и принимают только наличные деньги. Такие обстоятельства списывают на якобы временно не работающие терминалы, но на самом деле причина перехода многих предпринимателей «в тень» намного прозаичнее: с 1 января этого года ФЛПы второй и четвертой групп обязаны каждую финансовую операцию проводить через кассовый аппарат (он же РРО – регистратор расчетных операций).

Ну и что, скажете вы, даже мелкие предприниматели уже давно установили кассовые аппараты, а чек можно было получить за пакет или кружку кофе. Что изменилось и почему все отыгралось назад? А связано это с последними законодательными изменениями, которые делают РРО более эффективным инструментом для борьбы с уклонением от неуплаты налогов. В чем именно они заключаются, как теперь использовать РРО и какова ответственность за нарушения, пояснил Mind юрист ЮК ILF Сергей Фойт.

Что изменилось?

Законом №1914-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений» с 1 января 2022 года были введены новые правила использования РРО. Они коснутся заведений общепита, интернет-магазинов, гостиниц, продавцов товаров и других предпринимателей, работающих с конечным потребителем.

Если раньше бизнес мог работать без РРО, если он не превышает установленные законом лимитов условий и объемов расчетных операций, то теперь эти правила не действуют. Теперь, если предприятие проводит расчетную операцию, оно обязано использовать РРО (ст. 3 закона №265/95-ВР далее – закон об РРО).

Под расчетной операцией подразумевается прием от покупателя наличных, платежной карты или чека, жетона и т. п. по месту реализации товара или услуги, выдача наличных за возвращенный покупателем товар или неоказанную услугу. А в случае применения банковской платежной карты – оформление расчетного документа о безналичной оплате товаров или услуг банком покупателя. К этой категории относятся:

  • оплата наличными;
  • расчеты через POS-терминалы;
  • оплата картой через интернет-банкинг (Приват24, Сбер24, monobank и т. д.);
  • оплата картой через электронные платежные сервисы (LiqPay, Portmone, Interkassa, EasyPay, WayForPay и т. д.)

Важно: РРО обязательно используют ФЛП первой группы с доходом более 1 млн грн в год.

Кто может не использовать РРО

От использования кассовых аппаратов освобождаются предприниматели, которые:

  • осуществляют независимую профессиональную деятельность (при условии нахождения на учете в ГНС);
  • получают накладные платежи через почтового оператора. Для этого нужно заключить договор с оператором и вкладывать в заказ товарный чек или накладную. В этом случае почта будет посредником между вами и покупателем. Именно оператор будет посылать средства на ваш расчетный счет (IBAN);
  • осуществляют свою деятельность в селах и предоставляют бытовые услуги или осуществляют розничную торговлю. Предприниматель должен использовать расчетные книги и книги учета (не касается подакцизных товаров); его доход должен составлять не более 167 размеров минимальной зарплаты (сейчас это 1, 085 млн грн); должен продавать товар только стационарно (не через интернет). Эта норма актуальна при условии, что сельский совет или ОТК не принял решение об использовании РРО (постановление №1359 от 23 декабря 2021 года );
  • переводят средства с текущего IBAN на другой текущий IBAN без использования электронных платежных средств. Если расчет происходит наличными, через LiqPay, WayForPay и т. д., он обязательно должен пройти через РРО;
  • переводят средства через кассу или терминал самообслуживания на текущий IBAN;
  • оказывают услуги дистанционно на основании п.12 ст.9 закона №265/95-ВР, поскольку невозможно определить место проведения расчетов;
  • получают оплату только через банковские системы дистанционного обслуживания или услуги перевода денежных средств. К первым относятся Приват24, Сбер24/7 и другие системы. Ко вторым – LiqPay, WayForPay и т. д.

Также РРО не используется в бизнесе B2B. Например, когда ФЛП работает с другими ФЛП или юридическими лицами только в безналичной форме. Если же бизнес B2С, а потребитель покупает товар или услугу за наличные деньги или через интернет, то устанавливать кассовые аппараты все же придется.


Что «светит» за нарушение правил использования РРО?

Если предприниматель провел расчетную операцию через РРО, ПРРО или РК на неполную сумму, не провел ее через аппарат с фискальным режимом работы, не выдал бумажный или электронный фискальный чек, провел расчетную операцию без расчетной книги на отдельном хозяйственном объекте предпринимателя, на него будут наложены денежные санкции.

Если нарушение произошло впервые, придется заплатить 100% стоимости проданных товаров/услуг. Если повторно – 150%. Обратите внимание: продажа товара без РРО и не выдача фискального чека во время каждой продажи товара признается отдельным нарушением, и последующая такая продажа будет признана повторным нарушением.

Также на предпринимателя могут быть наложены следующие штрафы:

  • 850 000 грн – если предприниматель не использует, неправильно использует или пользуется не зарегистрированными должным образом книгами учета и/или расчетными книгами, не хранит их в течение установленного срока;
  • 510 000 грн – если контрольная лента не была напечатана или создана в электронной форме на РРО; было выявлено искажение данных о расчетных операциях, данные о которых содержит такая контрольная лента;
  • 5100 грн – если расчетная операция была проведена через аппарат вне режима программирования каждого подакцизного товара с указанием кода подтоварной категории согласно УКТ ВЭД, стоимости товара и учета его количества;
  • 204 грн – если был нарушен порядок проведения расчета через кассы предприятий, на которых эти операции должны оформляться прибыльными и расходными кассовыми ордерами с выдачей квитанций; если был нарушен порядок оформления расчетных и отчетных документов при продаже железнодорожных (кроме пригородного транспорта) и авиационных билетов и перевозочных документов;
  • 5100 грн – в случае использования «сломанного» программного обеспечения для РРО;
  • 510 грн – в случае неподачи отчетности, связанной с применением РРО, расчетных книг и копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков.

Если предприниматель реализует товары, которые не были надлежащим образом учтены, и/или не предоставляет при проверке документы об учете товаров, находящихся в месте продажи, на него может быть наложен штраф в размере стоимости этих товаров по ценам реализации (должен составлять не менее 170 грн. Распространяется на ФЛП, которые платят единый налог, но не платят НДС (кроме тех, кто продает технически сложные бытовые товары, лекарственные средства и медицинские изделия, ювелирные изделия без или с драгоценными/полудрагоценными камнями).

Важно: уплатить штраф необходимо в течение 10 календарных дней со дня его согласования.

Какая административная ответственность предусмотрена?

За первое нарушение порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг лица, осуществляющие расчет, должны будут заплатить 34–85 грн. Должностные лица – 85–107 грн. Если нарушение происходит повторно в течение года – 85–107 и 170–340 грн соответственно.

Если предприятие превысило предельные суммы наличных расчетов и/или препятствует расчетам через электронные платежные средства (ст. 163-15 КоАП), то ФЛП или должностному лицу придется заплатить штраф от 1700 до 3400 грн. За повторное нарушение – от 8500 до 17 000.

Важно: к ответственности будут привлечены, только если нарушение будет зафиксировано в результате проверки. В период карантина установлен мораторий на проведение налоговиками плановых, внеплановых и фактических проверок. Однако налоговая имеет право проводить камеральные проверки плательщиков.

Как быть тем, кто не может купить или настроить РРО?

Сейчас зарегистрировано два законопроекта, которые должны упростить жизнь ФЛП:

  • Законопроект №6540 от 24 января 2022 года. Он предусматривает сокращение штрафов сроком до 1 января следующего года. Если нарушение будет совершено впервые, санкция будет составлять 10% от стоимости проданных с нарушением товаров, указанных пунктом. При повторном – 50%.
  • Законопроект №6561 от 27 января 2022 года. Предусматривает отмену штрафов за неприменение РРО до 31 января включительно, а также их уменьшение к 2022 году до 10% от текущего размера всем ФЛП на упрощенной системе.

Сейчас на рынке действительно не хватает оборудования, а предпринимателям необходимо время для его закупки, настройки, перехода на новую систему. Так что пока государство не штрафует за нарушение закона об РРО. Недавно сообщили, что планируется отменить штрафы за январь и уменьшить штрафы на 90% для установивших РРО.

Сейчас результатами внедрения тотальной фискализации ФЛП с помощью РРО стали:

  1. Уход части бизнеса «в тень».
  2. Закрытие некоторыми ФЛП своего бизнеса.
  3. Увеличение цен на некоторые товары и услуги.
  4. Использование ФЛП наличных вместо проведения операций с помощью РРО. С 1 января 2022 года можно часто видеть вывеску «Терминал не работает», поскольку теперь нельзя использовать такой терминал без РРО.

Причины, как для Украины, достаточно банальны. Первое – это сложное законодательство в части соблюдения порядка проведения операций через РРО, особенно это касается подакцизных товаров, а также большие штрафные санкции, которые пугают предпринимателей.

Законодательство должно быть простым, чтобы его могли нормально выполнять налогоплательщики. К сожалению, законодательные нормы о РРО очень сложны, а разъяснения и позиции налоговой не дают ясности в их применении, и иногда эти разъяснения противоречивы, особенно в отношении оплаты через интернет.

Как адаптировать свой бизнес к правилам с РРО – 5 советов юриста

  • Во-первых, проанализировать текущие законодательные требования о РРО. Поймите, нужно ли вам вести учет и подтверждать их происхождение первичными документами. Его, например, обязательно нужно вести предпринимателям, реализующим бытовые товары, подлежащие гарантийному ремонту.
  • Во-вторых, определите приоритетный способ оплаты. Он зависит от вашей модели бизнеса и сферы. Так вы сможете понять, нужно ли вам использовать РРО или нет.
  • В-третьих, оцените потенциальное влияние применения РРО на ваш бизнес.
  • В-четвертых, выберите стационарный РРО или программный.
  • И последнее – проведите инструктаж для работников по использованию РРО. Они должны понимать все тонкости работы с таким оборудованием и понимать, какие последствия будет иметь несоблюдение правил его использования.

Как снизить напряжение среди предпринимателей?

От использования РРО, как бы ни хотелось, не уйдешь – на них придется перейти всем. И здесь вы либо устанавливаете и используете его, либо ищете другую модель работы, при которой будет комфортно и законно вести бизнес без РРО.

Тотальная фискализация ФЛП через РРО стала причиной перехода бизнеса «в тень», закрытия бизнесов, повышения цен на товары и услуги, перехода на наличные расчеты. От этого никто не выиграет: ни предприниматель, ни потребитель, ни государство.

Чтобы это имело положительные результаты, необходим переходный период. Сделать его менее болезненным поможет снижение штрафов, частичная компенсация стоимости РРО государством, упрощение процедуры его использования. Сама же система налогообложения малого и среднего бизнеса должна быть более прозрачна и лояльна. Только так новые правила игры будут приняты и действительно будут работать.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.ua

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно