Запрет российских вагонов: действуют ли санкции?
Кто в выигрыше, а кого они обошли стороной и почему

После того как 15 мая президент Петр Порошенко ввел своим приказом в действие решение СНБО о санкциях против российских компаний, на это почти сразу среагировала «Укрзализныця». Госкомпания 18 мая приняла конвенцию, согласно которой 27 российским операторским компаниям запрещены перевозки в Украине. Запрет касается как груженых, так и порожних вагонов, а также транзита. В списке – подвижной состав компаний АО «Сбербанк Лизинг», «СГ-Транс», «НефтеТрансСервис», «Первая грузовая компания», «Федеральная грузовая компания», «Промтрансинвест», «Первая грузовая компания в Украине» «Рейл 1520 Сервис», «Агрокомплекс», «Астон Продукты Питания Ингредиенты» и некоторых других.
Два года вагонных санкций
Стоит отметить, что некоторые фигуранты этого перечня встречаются в нем уже не впервые. Еще в сентябре 2015 года появилось первое решение СНБО (позже введенное в действие указом президента) о санкциях против юрлиц РФ, и тогда туда попало ОАО «Первая грузовая компания» вместе со своей украинской «дочкой» ООО «ПГК в Украине». Объем их перевозок за предыдущий 2014 год, по данным «ЦТС-Консалтинг», составил около 1 млн тонн, что является несущественным для украинского рынка железнодорожных перевозок ( «Укрзализныця» перевезла 343 млн тонн грузов в 2016 году). Впрочем, позже выяснилось, что авторы решения ошиблись и внесли в список подсанкционных компанию, которая на тот момент в России была уже ликвидирована. А управление вагонами и хозяйственную деятельность вместо нее осуществляло АО «ПГК». Только в этом году компанию внесли в списки под правильным названием.
Так же неудачно с первого раза получилось с перевозчиком «СГ-Транс». Он попал в число опальных операторов во время второй волны санкций, в октябре 2016-го. Тогда глава государства отдельным указом продлил действие предыдущих санкций и расширил список. Но «Укрзализныця» поспешила и ограничила движение вагонов «СГ-Транса» до вступления указа президента в силу. Ограничительную конвенцию пришлось отменить. Авральный выход из Украины этого игрока оказался болезненным для рынка сжиженного газа в краткосрочной перспективе: на компанию приходилось более половины импортных поставок этого груза. И внезапное недополучение трейдерами уже законтрактованных объемов привело к ценовым колебаниям.
Год назад в санкционный список уже попали и другие операторские компании, которые фигурируют в этом году. Это касается, в частности, компаний «НефтеТрансСервис», «Рейл-1520», «Промтрансинвест», «Сбербанк-Лизинг».
Фото «НефтеТрансСервис»
Потери от ограничений: оценки «Укрзализныци»
В УЗ утверждают, что роль «санкционных» компаний в перевозках достаточно существенна. Также статистика железной дороги свидетельствует, что количество российских вагонов в Украине после приказа о санкциях сокращается. «По состоянию на 16.05.2017 в Украине находилось 29 000 вагонов РЖД, из них 1290 крытых, 126 платформ, 23 874 полувагона, 2195 цистерн, 1546 зерновозов и 466 минераловозов. По состоянию на 26.05.2017 в Украине 25 000 российских вагонов», – говорится в ответе пресс-службы УЗ на запрос Mind.
Также в УЗ утверждают, что подавляющее большинство этого подвижного состава принадлежит «Федеральной грузовой компании» (в этом году она попала в список опальных компаний впервые), на втором месте – вагоны «Первой грузовой компании». «После введения конвенции «Укрзализныця» прекратила грузить вагоны попавших под санкции и постепенно будет отправлять их владельцу. Вагоны, нагруженные до введения санкций, будут доставлены грузополучателю», – отмечают в пресс-службе.
По оценкам УЗ, из-за санкций из обращения будет выведено примерно 20% грузовых вагонов. Железная дорога еще не решила, как будет действовать в таких условиях. Пути решения проблемы и последствия, говорят в компании, пока анализируются. Именно для УЗ эти санкции – головная боль в первую очередь, ведь она единственная отвечает за выполнение обязательств перед конечным грузополучателем.
Ранее ситуацию коротко прокомментировал и глава УЗ Войцех Бальчун. Он лаконично сказал, что речь идет о потере «нескольких тысяч вагонов» и, возможно, около 40 млн тонн грузов. К тому же санкции коснулись не только российских, но и белорусских вагонов, добавил он. «Будем ставить этот вопрос на правительственном уровне», – сообщил Бальчун. Эта цифра соответствует данным УЗ по общему объему железнодорожного товарооборота между двумя странами, который в 2016 году составил 43 млн тонн – 12,5% от всех грузов, перевезенных УЗ.
По данным Mind, несмотря на три года действующих санкций, объемы железнодорожных перевозок между Украиной и Россией остаются достаточно весомыми. При этом объем грузов «на вход», то есть с РФ в режиме импорта или транзита, значительно превосходит объем «на выход» (экспорт или транзит по территории России).
Объемы перевозок грузов между Украиной и Российской Федерацией за 2016 год, тонн |
Груз (осн.) | Импорт | Экспорт | Транзит | Вместе | |
вход | выход | из РФ | в РФ | ||
черные металлы | 397 573 | 1 690 494 | 368 306 | 15 370 | 2 471 742 |
химикаты | 681 677 | 171 857 | 526 203 | 25 202 | 1 404 939 |
хим. и мин. удобрения | 2 368 242 | 2571 | 660 029 | 134 | 3 030 975 |
соль | 61 827 | 61 827 | |||
руда цветная, серная | 1 592 632 | 172 | 760 | 1 593 565 | |
руда железная и марг. | 1 683 283 | 43 275 | 6 606 214 | 162 | 8 332 934 |
нефть и нефтепрод. | 1 375 404 | 1054 | 1 200 991 | 30 | 2 577 479 |
машини и оборудование | 1577 | 20 013 | 37 | 7555 | 29 181 |
минстройматериалы | 749 055 | 5 443 757 | 175 329 | 48 832 | 6 416 973 |
лом черных металлов | 1636 | 1636 | |||
лесные грузы | 27 436 | 68 | 39325 | 353 | 67 183 |
цвет металлы и изделия | 7149 | 7149 | |||
кокс | 782 692 | 8640 | 29 627 | 4522 | 825 481 |
каменный уголь | 10597113 | 81 840 | 3 694 988 | 14373942 | |
зерно, прод. перем. | 4738 | 1446 | 202 | 4706 | 11091 |
автомобили | 265 | 39 | 64 212 | 64 516 | |
другие грузы | 938575 | 168 539 | 238 509 | 218 183 | 1 563 807 |
всего | 19616150 | 9 288 279 | 13 539 971 | 390 020 | 42 834 420 |
Данные: «Укрзализниця» |
Так, в 2016 году импорт из РФ в Украину составил 19,6 млн тонн. Более половины этого объема пришлось на каменный уголь, 12% – на химические и минеральные удобрения, достаточно значительными также были импортные поставки железной руды, нефти и нефтепродуктов. Украинский экспорт по железной дороге в РФ был меньше более чем в два раза – 9,3 млн тонн грузов (в основном минстройматериалы, черные металлы и цветные руды). Объем железнодорожного транзита в направлении РФ составил лишь 390 000 тонн, а в обратном направлении в адрес третьих стран Россия перевезла через территорию Украины 13,5 млн тонн.
«Болезненной для Украины будет не столько потеря такого количества российских вагонов, сколько потеря российских транзитных грузов. В прошлом году железная дорога получила от их перевозки около 15 млрд грн», – отмечает советник руководителя «Укрзализныци», бывший заместитель Мининфраструктуры Александр Кава.
Симметричный ответ
Стоит отметить, что Россия традиционно отвечает «обратными» санкциями после введения ограничений со стороны Украины. Так, в 2015 году, во время первой волны санкций, ответом РЖД стало блокирование перевозок в РФ украинской государственной компании «Укррефтранс», объем перевозок которой в адрес РФ на тот момент составлял около 400 000 тонн в год. В Украине это крупнейший оператор парка крытых вагонов, их в компании около 9000.
В ноябре прошлого года, через неделю после начала действия новых украинских санкций, РЖД закрыла движение для еще десяти украинских операторов. Два из них также среди крупнейших государственных операторов – ГП «Укрспецвагон» (Панютинский ВРЗ, эксплуатирует 21 500 полувагонов) и ГП «Стрыйский ВРЗ» (оперирует 3700 специализированными вагонами).
Достаточно иронично выглядит тот факт, что среди компаний с наибольшим парком, попавших под санкции РЖД, – ООО «Трансгарант-Украина» (около 2500 вагонов в управлении), которое является частью российской группы FESCO. Крупнейший совладелец FESCO – россиянин Зиявудин Магомедов, контролирующий акционер группы «Сумма». Среди крупнейших частных компаний, которым РЖД запретила въезд, – «Укррос-Транс». Компания, принадлежащая основателям сахарного холдинга «Укррос» Сергею и Александру Федоренко, оперирует парком в 1019 вагонов.
Фото «Федеральная грузовая компания»
Кого не задело?
Не стоит думать, что на российских вагонах в Украине поставлена точка. «Санкции коснулись лишь незначительной доли российского парка – в вагонах российских компаний, попавших под ограничительные меры, было перевезено лишь 4% грузовой базы всех видов перевозок в 2016 году. Это лишь пятая часть того, что перевозится в Украине в российских вагонах», – отмечает Павел Руденко, аналитик «ЦТС-Консалтинг». По его словам, в транзитных перевозках доля компаний, попавших под санкции, составляет лишь 16%.
Это косвенно подтверждает система УЗ по наблюдению за имеющимися пустыми вагонами. Так, по данным системы, на 26 мая больше всего пустых вагонов было сосредоточено на станции Кумшацкий Донецкой области. Среди них вагоны таких российских операторов, как «МТ-Групп», «Веб-Лизинг», «РТХ-Логистик», «ТрансФин-М» и другие. Ни один из них не фигурирует в санкционных списках ни 2015-го, ни 2016-го, ни 2017 года. Как и компании – «дочки» российских групп, которые находятся среди крупнейших по количеству вагонов в управлении операторов в Украине – «УкрЭнергоТранс» (ИСД), «ЕвразТрансУкраина» («Евраз Групп») и другие.
Картину с «выборочными» санкциями хорошо иллюстрирует ситуация с рынком того же сжиженного газа. Несмотря на существенные пертурбации на рынке поставщиков этого груза в Украину, объемы его потребления, как и объемы импорта из РФ, продолжают расти. По данным UPECO, в 2016 году импорт увеличился вдвое, до 1,07 млн тонн. Российские поставщики стали лидерами по темпам роста, по объемам и по доле рынка.
Больше всего сырья идет в Украину из Новокуйбышевской нефтехимической компании, входящей в состав «Роснефти», а также с заводов «Лукойла». Только за год, подсчитали в UPECO, украинский рынок стал на 57% зависеть от российских объемов, хотя еще в 2015 году это было 40%. Крупнейшим импортером газа «Роснефти» остаются украинские компании «Глуско-Украина» и «Креатив-Трейдинг», которые СМИ связали с Виктором Медведчуком – украинским политиком, близким к Владимиру Путину. Ни этих поставщиков, ни связанной с ними транспортной компании «Трансконтиненталь» в санкционных списках нет.
Украинские операторы в выигрыше
Данные «ЦТС-Консалтинг» обращают внимание на интересную деталь: объем грузов, перевозимых в российских вагонах, не ограничивается только экспортно-импортным товарооборотом или транзитом. По оценкам аналитиков, если учесть грузы, курсирующие на внутреннем сообщении, объем перевозок в российских вагонах составляет около 70 млн тонн в год. Это уже около 20% всех перевозок.
Структура грузовой базы по странам – владельцам вагонов, млн тонн
|
||||
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
Украинские вагоны | 345 | 294 | 253 | 250 |
Российские вагоны | 74 | 69 | 68 | 69 |
Другие иностранные вагоны | 25 | 23 | 25 | 19 |
Данные: «ЦТС-Консалтинг» |
В то же время эти объемы – недополученные грузы украинских операторов. Особенно актуально вопрос конкуренции стоит в период профицита подвижного состава. Крупнейший украинский частный конкурент российских операторов – компания «Лемтранс», в управлении которой находится более 20 000 вагонов. Кстати, ПГК была существенным конкурентом компании Рината Ахметова, ведь специализировалась на той же нише, что и «Лемтранс» – перевозке угля и металлопродукции в полувагонах.
Также среди других крупных украинских владельцев вагонов – Crea I UA (ЕБРР), группа Ferrexpo и другие. Конечно, рынок железнодорожных перевозок Украины большую часть года страдает от дефицита подвижного состава, поэтому теоретически работа должна быть для всех. Однако, как отмечают эксперты, российские владельцы вагонов могут предлагать рынку демпинговые ставки.
Это обусловлено двумя причинами. Во-первых, российский рынок страдает от профицита вагонов значительно больше, чем украинский – экономическому спаду там предшествовали рекордные темпы наращивания парков, и это привело к перепроизводству. Во-вторых, на обратном пути к границам РФ вагоны, которые до этого перевозили импорт или транзит, идут порожняком, поэтому их владельцы готовы взять груз по цене значительно ниже рыночной. Аналогичного объема украинских вагонов в обратную сторону не наблюдается, ведь Россия значительно активнее блокирует наш экспорт и транзит.
Фото «Сбербанк Лизинг»
К этому можно добавить, что ограничение предложения, которое всегда на руку поставщикам, вряд ли будут с радостью воспринято потребителями услуг. Особенно с учетом того, что и до новой партии заблокированных российских операторов дефицит парка в пиковые периоды перевозок составлял, по оценкам УЗ, около 10 000 вагонов.
В таких условиях создается впечатление, что блокирование российских юрлиц (или связанных с ними украинском), по крайней мере в части отбора железнодорожных операторских компаний, является не более чем популизмом. Ведь запретить все российские вагоны в Украине власть на самом деле не может, а в определенных случаях, при наличии личных интересов, наверное, не желает. Зато для создания громких информационных поводов впереди еще немало претендентов в новые санкционные списки.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].