На чужой земле: как налоговики будут искать деньги в офшорах

На чужой земле: как налоговики будут искать деньги в офшорах

И чем это грозит бизнесу

Цей текст також доступний українською
На чужой земле: как налоговики будут искать деньги в офшорах
Фото pixabay.com

Украинские власти решили возобновить борьбу с оттоком капитала в офшоры. Министерство финансов совместно с Государственной фискальной службой формируют обновленный список низконалоговых стран и регионов, а также перечень организационно-правовых форм бизнеса, которые чаще всего используются для уклонения от уплаты налогов. Фискалы объясняют, что таким образом они смогут тщательно отслеживать операции украинских компаний с нерезидентами и выявлять лиц, уклоняющихся от уплаты налогов.

Еще в апреле 2016 года

... президент Петр Порошенко поручил Министерству финансов, Государственной фискальной службе, Национальному банку Украины, Антимонопольному комитету подготовить к 1 июня 2016 законопроекты и нормативные акты, направленные на деофшоризацию украинской экономики. Главной целью этой инициативы была имплементация положений и рекомендаций плана BEPS. Это программа действий против размывания базы на международном уровне и вывода прибыли из-под налогообложения, разработанная при поддержке стран «Большой двадцатки» и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Среди ее основных положений – введение налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК), признание иностранных компаний резидентами Украины, если они управляются из нашей страны, контроль расходов по финансовым операциям со связанными лицами, предотвращение злоупотреблений в рамках договоров об избежании двойного налогообложения.

И хотя все эти инициативы так и остались на бумаге, Украина с 1 января все-таки присоединилась к BEPS. «Правда, поначалу наша страна будет имплементировать только базовые положения плана. Речь идет о борьбе с налоговыми злоупотреблениями с применением специальных режимов налогообложения и налоговых конвенций, о раскрытии схем, которыми пользуется бизнес для снижения налоговой нагрузки, а также о более эффективном применении договоров об избежании двойного налогообложения, количество которых между Украиной и другими странами превышает 70», – объясняет Наталья Ульянова, управляющий партнер юридической компании ICF Legal Service.

Но не только BEPS

... стал поводом для изменений во взаимоотношениях с низконалоговыми юрисдикциями. Парламент в конце 2016 года принял поправки к Налоговому кодексу (закон №1797. – Mind), пересмотрев критерии, на основании которых сделки признаются контролируемыми в рамках трансфертного ценообразования (ТЦО).

Под контроль с 2017 года подпадают все виды хозяйственных операций с нерезидентами, которые могут влиять на объект налогообложения налогом на прибыль. «К ним, например, относятся как операции по поставке товаров и услуг, так и операции с нематериальными активами (включая объекты интеллектуальной собственности), финансовые операции, операции с инвестиционными активами», – приводит пример Оксана Кобзар, управляющая адвокатским бюро Оксаны Кобзар.

Кроме того, операции налогоплательщика подлежат контролю в рамках ТЦО, если годовой доход украинского плательщика от любой деятельности превышает 150 млн грн за налоговый год (раньше было 50 млн грн), а объем операций с одним контрагентом – более 10 млн грн в год (раньше было 5 млн грн).

Также, кроме операций с компаниями из низконалоговых юрисдикций, в число контролируемых теперь попадают и внешнеэкономические операции с нерезидентами, которые не являются связанными с украинской компанией лицами, но при этом не платят налог на прибыль. В том числе с доходов, полученных за пределами юрисдикции своей регистрации и (или) не являются налоговыми резидентами государства, в котором они зарегистрированы. Список офшоров, так же как и организационно-правовых форм нерезидентов, утверждает Кабинет министров.

На самом деле

... в Украине уже не первый год существует перечень государств и территорий, сделки с резидентами которых считаются контролируемыми. Последний раз такой список был пересмотрен в сентябре 2015 года (см. Распоряжение Кабмина №977-р. – Mind).

На сегодня в правительственном распоряжении находится 65 юрисдикций. Но в ГФС говорят, что оно пополнится еще несколькими десятками новых государств. «Мы несколько месяцев собирали информацию, составили ориентировочный перечень, привлекли компании, у которых есть доступ к данным о том, в какой стране какие налоговые режимы и ставки. Первый вариант включал 84 страны. Мы его «наложили» на государства, которые уже есть в списке Кабмина, проанализировали статистику, посмотрели, с кем работает бизнес, после чего перечень сократился до 26 стран», – рассказал Mind Николай Мишин, начальник отдела проверок ТЦО департамента аудита ГФС.

Среди основных кандидатов на присвоение низконалогового статуса эксперты называют Швейцарию, Люксембург, Мальту, Сингапур, Марокко, Объединенные Арабские Эмираты. Дело в том, что, согласно требованиям Налогового кодекса, операции признаются контролируемыми с резидентами стран, где ставка налога на прибыль на 5 п. п. ниже, чем в Украине. Причем ранее имелась в виду только общая ставка, но с 2017 года слово «общая» из НКУ исключено. Поэтому к офшорам будет причислено больше стран. Ведь, например, в Мальте общая ставка налога на прибыль составляет 35%, но в отдельных случаях она может быть снижена и до 5%. В ОАЭ налог на прибыль колеблется от 0 до 55%. «А в Швейцарии, например, общая ставка корпоративного налога составляет 25%, тогда как в зависимости от кантона она может составлять и 5, и 6, и 10%», – рассказывает Наталья Ульянова.

Также в список будут включаться и страны, которые отказываются обмениваться с украинскими фискальными органами налоговой информацией. «Эту поправку в Налоговый кодекс инициировали мы, что полностью соответствует директивам и критериям ЕС и ОЭСР, по которым они формируют черный список государств, ведущих неэффективен обмен информацией», – подчеркивает Николай Мишин.

Перечень организационно-правовых форм

... поможет налоговикам выявлять налоговые схемы не только в офшорах, но и юрисдикциях с традиционной налоговой нагрузкой.

«Речь идет о партнерствах, которые часто использовались в целях налогового планирования, – британских LLP, шотландских SLP, ирландских LP, австрийских OG. Это компании, которые не платят корпоративный налог либо не являются налоговыми резидентами страны регистрации», – отмечает Оксана Кобзар.

В ГФС говорят, что из-за схем с партнерствами существующие критерии контролируемых операций не покрывают реальные товарно-денежные потоки, через которые осуществляются операции. «Получается, что мы боремся с теми, кто уклоняется от уплаты налогов, тогда как существует узаконенная «дыра», через которую можно «уйти» от налогов. Например, после изучения прямых и косвенных контрактов выяснилось, что три главных контрактополучатели – это Швейцария, Великобритания, ОАЭ. Но товар при этом сюда не поступает», – рассказывает Николай Мишин.

Появление списка организационно-правовых форм позволит признавать контролируемыми операции, если украинский налогоплательщик проводит их с контрагентом, который не платит налоги в той стране, где он находится. Даже если ставка налога на прибыль в этой стране такая же, как в Украине, или выше.

Новый перечень офшоров

... должен вступить в силу с 1 января 2018 года. Список организационно-правовых форм уже передан на согласование в Министерство юстиции и, по словам Николая Мишина, будет утвержден правительством в начале осени.

К чему в этой связи стоит готовиться бизнесу? Разумеется, к более жесткому контролю любых операций с зарубежными партнерами и контрагентами. «Это коснется как отечественных экспортеров, которые используют низконалоговые юрисдикции для аккумулирования прибыли от экспортных операций, так и импортеров, которые стремятся вывести средства за границу», – считает Станислав Климов, директор международной юридической компании KODEX.

Поэтому украинским компаниям придется искать новые юрисдикции, не попавшие в перечень Кабмина, или «дробить» соглашения, чтобы они не попадали под контроль ТЦО. Хотя очевидно, что требования к операциям с офшорными зонами будут только усиливаться. И лазеек для уклонения в результате станет еще меньше.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно