Американская мечта «Нафтогаза»: удастся ли избавиться от зависимости от РФ

Американская мечта «Нафтогаза»: удастся ли избавиться от зависимости от РФ

И заручиться поддержкой новой администрации президента США

Цей текст також доступний українською
Американская мечта «Нафтогаза»: удастся ли избавиться от зависимости от РФ

Администрация президента США Дональда Трампа настроена активно продвигать идею увеличения поставок американского сжиженного газа (LNG) в Европу. Агитировать за это европейских лидеров собирается лично Трамп во время саммита «Три моря», который состоится 6 июля в Варшаве. В частности, по словам хозяина Белого дома, такая политика позволит ослабить влияние Российской Федерации на глобальном нефтегазовом рынке. Если же экспансия американского LNG на европейский континент станет реальностью, это скажется и на алгоритмах работы НАК «Нафтогаз Украины», которая уже неоднократно заявляла о своих амбициозных планах в геополитическом контексте. Речь шла о желании увеличить «газовое» сотрудничество с Соединенными Штатами и активно противостоять реализации российского проекта «Северный поток – 2». На этом фоне отечественный монополист пытается укрепить свою репутацию положительными финансовыми отчетами. Но так ли существенны финансовые успехи «Нафтогаза» и готова ли Украина к массовому переходу на американский сжиженный газ?

Председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев впервые откровенно высказался за поставки сжиженного газа из США в Украину во время своего визита в Соединенные Штаты 19–20 июня этого года. По словам главы «Нафтогаза», он считает технически возможными поставки американского газа в Украину через Черное море и турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. Единственным существенным препятствием на этом пути пока остается позиция Турции, которая запрещает проход LNG-танкеров через Босфор. «Мы надеемся, что новые дипломатические усилия США позволят решить эту проблему», – заявил при этом Коболев.

Однако это заявление на тот момент выглядело несколько преждевременным ввиду того, что в Украине так и не построен LNG-терминал и фактически на уровне государства этот вопрос был давно заморожен. К тому же цена на сжиженный газ уже давно превышала стоимость трубопроводного газа.

Поэтому интерес Украины к американскому сжиженному газу и «новым дипломатическим усилиям» воспринимался как политический реверанс Коболева в сторону Трампа и новой администрации США с целью получить «зеленый свет» для дальнейшей работы в «Нафтогазе».

Что связывает «Нафтогаз Украины» и администрацию США? С изменением внешней политики США после избрания президентом Дональда Трампа для руководителей «Нафтогаза» существенно выросли риски потерять поддержку их деятельности со стороны американских властей. Ведь, по информации, которой располагает Mind, до начала 2017 года руководство НАК согласовывало свои важнейшие шаги и решения с советниками США, которые представляли администрацию президента Барака Обамы.

В частности, речь идет о спецпредставителе Госдепа США по энергетике при президенте Обаме – Амосе Хохштейне, который неоднократно декларировал недовольство российским «Северным потоком – 2». Так, в 2016 году он говорил, что в случае реализации этого газотранспортного проекта украинская экономика потерпит крах. Хохштейн предсказывал потерю Украиной дохода в размере $ 2 млрд из-за потери статуса страны – транзитера российского газа. И упрекал европейских лидеров за их снисходительное отношение к «Северному потоку – 2». «Вы (ЕС) изымаете $2 млрд дохода из шаткой экономики Украины в тот момент, когда мировое сообщество пытается экономически поддержать Киев. Как вы от этого оправитесь? Ответ прост – никак. Экономика упадет», – заявлял Хохштейн.

Кстати, Хохштейн до работы в Госдепе США был исполнительным вице-президентом по международным операциям в Cassidy & Associates – известной американской лоббистской компании. Он был консультантом и лоббистом нефтегазовых компаний, а также структур, специализирующихся на возобновляемых источниках энергии. Интересно, что во время работы в Cassidy & Associates Хохштейн лоббировал проекты от имени президента Экваториальной Гвинеи Теодоро Обианг Нгема, который известен как один их худших диктаторов современности. Для улучшения отношений Теодоро Обианга Нгема с администрацией США Хохштейн выступал с защитой режима Обианга в интервью Washington Post.

Амос Хохштейн прямо признавал активное привлечение советников США к работе «Нафтогаза». «Я приезжаю сюда [в Украину] регулярно, чтобы, во-первых, оказывать практическую поддержку в энергетическом секторе для укрепления независимости и стабильности украинской экономики. А также поощрять дальнейшие реформы, которые должны сделать более прозрачной и экономически привлекательной украинскую энергетику. Мы способствовали созданию независимого наблюдательного совета НАК «Нафтогаз Украины». Мы совместно с украинскими коллегами много работали в структурных подразделениях «Нафтогаза», чтобы там можно было провести серьезную реструктуризацию. Мы сейчас пытаемся направлять поддержку США на реформирование «Укргаздобычаи». Однако я все же очень оптимистично смотрю на нашу работу с «Укргаздобычей», потому что вижу их готовность прислушиваться к советам, что-то менять, повышать эффективность активов, которые у них есть сейчас», – отмечал в интервью изданию Hubs Амос Хохштейн.

Кому не по душе «Северный поток – 2»? США были как против «Северного потока – 2», так и против «Турецкого потока». В мае 2015 года Хохштейн (во время визита в Грецию и встречи с главой Министерства производственной реформы, охраны окружающей среды и энергетики Греции Панайотисом Лафазанисом) заявил, что Греция может повысить свою привлекательность для западных инвесторов и одновременно снизить зависимость ЕС от поставок российского газа, если откажется поддерживать «Турецкий поток».

В то же время позиция «Нафтогаза Украины» относительно рисков для украинской ГТС от строительства «Северного потока – 2» в течение последних трех лет была неизменно пассивной. Так, еще в сентябре 2015 года председатель правления НАК Андрей Коболев фактически признавал, что компания и государство ждали реакции от Евросоюза и поэтому не прибегали к активным действиям против этого проекта. «У нас в «Нафтогазе» такая ситуация, что трубопроводы есть, но они заблокированы «Газпромом» в юридическом поле. Их можно разблокировать, если будет давление с нашей стороны и со стороны Европы. Но нам говорят: «Ребята, вы очень молоды и амбициозны, но подождите. Давайте не злить «Газпром». Затем мы видим, как утверждают проект строительства «Северного потока – 2». И европейская сторона нам говорит: «Это только бизнес». Это не бизнес, если ГТС [Украины] с мощностью на уровне 140 млрд кубометров заменяют трубопроводом с мощностью в 50 млрд », – возмущался впоследствии глава «Нафтогаза».

Такую же выжидательную позицию в декабре 2015 года продемонстрировал президент Украины Петр Порошенко во время встречи с президентом Европейского совета Дональдом Туском и президентом Европейской комиссии Жаном-Клодом Юнкером: «Что касается проекта «Северный поток – 2» мы четко заявляем, что обеспокоены им».

Так же в декабре 2015 года тогдашний премьер-министр Арсений Яценюк также призвал ЕС вмешаться в ситуацию. «Мы обращаемся к нашим европейским партнерам с тем, чтобы проект «Северный поток – 2» прошел жесткую проверку. И считаем, что этот проект должен быть заблокирован, поскольку не отвечает интересам ни Европейского союза, ни Украины». Но до 2017 года ни «Нафтогаз», ни Украина официально не сделали юридических шагов для утверждения своей позиции против «Северного потока – 2».

Что заставило Украину активизироваться? Начиная с 2017 года первые лица «Нафтогаза» стали делать более жесткие заявления по «Северному потоку – 2». Такое изменение было, очевидно, обусловлено необходимостью наладить отношения с новой администрацией США, «отречься» от предыдущей команды Обамы и получить поддержку в своей дальнейшей работе.

Еще в начале января 2017-го Андрей Коболев заявил, что ЕС должен заблокировать строительство газопровода «Северный поток – 2»: «Мы призываем наших европейских партнеров посмотреть на шаг вперед, что произойдет, когда «Северный поток – 2» будет запущен. Не думаю, что это имеет отношение к диверсификации поставок. Это означает доминирование «Газпрома» в этой части Европы».

Коболев утверждает, что газопровод позволит России получить экономическое и геополитическое влияние на Германию, Польшу и Словакию. Запуск «Северного потока – 2» с пропускной способностью 55 млрд куб. м в год приведет к эквивалентному падению объемов транзита природного газа через Украину и Польшу.

Именно поэтому в июне 2017 года прозвучали практические рекомендации для Дональда Трампа со стороны Андрея Коболева. «Мы бы посоветовали США как можно скорее расширить санкции в отношении всех компаний, потенциально вовлеченных в этот проект («Северный поток – 2»). Недопустимо не использовать против него санкции. Любая независимая оценка показывает, что этот трубопровод противоречит интересам США. Это также противоречит принципу солидарности в Европе», – сказал он.

Насколько реальны финансовые успехи «Нафтогаза»? На днях НАК получил прекрасную возможность для усиления своих позиций перед новой администрацией США. Согласно обнародованной финансовой отчетности, за 2016 год компания перечислила в госбюджет 15,7 млрд грн ($0,6 млрд), а также завершила оформление перечисления 13,3 млрд грн ($510 млн) дивидендов. Также «Нафтогаз» перечислил в бюджет авансовые взносы по налогу на прибыль, начисленные на сумму дивидендов в размере 2,4 млрд грн ($90 млн).

Кроме того, «Нафтогаз» заявил о прибыли в размере 26,5 млрд грн ($980 млн) по итогам 2016 года. Однако декларирование такой прибыли стало возможным за счет повышения стоимости газа для населения до уровня 6900 грн, а также привязки стоимости газа собственной добычи к стоимости газа на немецкой газовой бирже NCG. При этом вне поля зрения широкой общественности остались дотации из госбюджета, которые проходят через «Нафтогаз», – а это 35 млрд грн. Но если бы не они, то украинский монополист вряд ли смог бы продемонстрировать собственную доходность.

В то же время имеющаяся в Mind информация от источников, близких к операционной деятельности «Нафтогаза», свидетельствует, что НАК на самом деле просто выполнил балансовое перечисление средств. А это означает отсутствие «живых» денег, которые правительство сможет потратить на выплаты, например, зарплат или пенсий. Эти «виртуальные» деньги – почти 16 млрд грн – будут направлены на программы субсидий.

Показательно также то, что свою долю прибыли в размере 13 млрд грн «Нафтогаз» не спешит тратить, поскольку она также имеет скорее «бухгалтерский» характер. Ранее премьер-министр Владимир Гройсман заявил о нехватке именно такой суммы для реализации программы субсидий до конца 2017 года. «На самом деле, почему сегодня мы обсуждаем цифры, которые должны закрыть по результатам отопительного сезона, потому что сейчас, именно в этот период, делается перерасчет. Мы уже понимаем цифру, и хочу вас заверить в том, что правительство в этом месяце просить поддержки украинского парламента, внесет предложение о перераспределении 15 млрд грн на льготы и субсидии для всех предприятий топливно-энергетического комплекса. Я имею в виду теплокоммунэнерго и всех остальных, которые предоставляют коммунальные услуги, 100% будут проведены все расчеты. Все средства предусмотрены, необходимо решение парламента, поэтому в июне мы этот вопрос с вами решим», – заверил глава правительства.

Напомним, НАК «Нафтогаз Украины» является участником схемы субсидирования, и через компанию проходит почти 35 млрд грн всех средств – субсидий, которые получают население, облгазы и теплокоммунэнерго.
Итак, о связи США и «Северного потока – 2» можно говорить в контексте возможного наращивания поставок сжиженного газа из США в ЕС. Хотя дорогому американскому газу будет непросто выиграть в конкурентной борьбе с более дешевым трубопроводным газом из России. А санкции являются скорее политическим инструментом, что не слишком перекликается с вопросами экономической целесообразности.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно