Олег Назаренко: «Бизнес по ввозу авто с литовскими номерами крышуется коррумпированными правоохранителями и политиками»

Олег Назаренко: «Бизнес по ввозу авто с литовскими номерами крышуется коррумпированными правоохранителями и политиками»

Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) о том, почему покупка авто с иностранной регистрацией является незаконной и какие проблемы может создать такое приобретение.

Цей текст також доступний українською
Олег Назаренко: «Бизнес по ввозу авто с литовскими номерами крышуется коррумпированными правоохранителями и политиками»
Олег Назаренко
Фото facebook.com/avtomarketing

Еще весной этого года профильный комитет ВР отклонил законопроект №5567 «О внесении изменений в  Таможенный кодекс Украины (относительно урегулирования транзита и временного ввоза транспортных средств личного пользования)», который в народе прозвали законом Владимира Парасюка и который предусматривал легализацию временно ввезенных на территорию Украины автомобилей с иностранной регистрацией. По мнению членов комитета, практически все эти авто ввезены в нашу страну с нарушением украинского законодательства, поэтому их легализация является дискриминацией по отношению к гражданам, которые приобрели автомобили, уплатив все налоги и сборы.

 Тем не менее страсти по этому поводу не утихают, а число автомобилей с иностранными номерами на дорогах страны растет с каждым днем и составляет, по данным экспертов, 2 млн единиц. О законности их нахождения на территории Украины и неприятных последствиях, которые грозят владельцам, Mind рассказал генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.
 
– Расскажите о схемах ввоза в Украину автомобилей с иностранной регистрацией.

– По большому счету существует всего две схемы ввоза в Украину таких авто. Первая – оформление методом транзита, когда совершенно законно разрешается ввоз на 5–10 дней. Этой схемой пользуются жители приграничных районов, которые занимаются бизнесом – раз в неделю выезжают за границу, провозя при этом бензин, водку, сигареты, продукты питания… Люди выживают, как могут. Правда, встречаются граждане, которые оформляют въезд в Украину как транзит, а потом не выезжают в установленный срок. В таком случае, согласно ст. 469 Таможенного кодекса, им грозит штраф в размере до 8500 грн. Но, в принципе, схема транзита без нарушения сроков пребывания в 5–10 дней абсолютно законна.

Вторая схема – временный ввоз. Согласно ст. 380 Таможенного кодекса нерезиденты Украины могут ввезти авто в Украину сроком на один год для личного пользования. Сам ввоз таких авто совершенно законен, но незаконна передача этого автомобиля другому человеку, так как согласно той же ст. 380 ТКУ такое авто предназначено для личного пользования лица, которое его ввезло, то есть иностранца, и передавать его кому-либо он не имеет права. На деле же этими нормами пренебрегают и повсеместно продают такие авто украинцам. А это уже незаконно!

По такой схеме работает масса фирм-посредников, услуги которых стоят от 1000 евро до 1400 евро. Как правило, наши сограждане открывают в Литве или других странах фирмы на подставное лицо, на баланс которых регистрируют автомобили, купленные по всей Европе. Потом эти авто завозят в Украину нерезиденты, прозванные «верблюдами» или «аватарами». В народе такие автомобили принято называть «литовцами», так как наиболее распространенными в Киевской области являются авто с литовскими номерами.

На самом деле для реализации этой схемы используются также польские, румынские, болгарские или словацкие фирмы, а на востоке Украины – в Сумской или Харьковской областях – ездит большое количество машин с российскими номерами. Наши сограждане, якобы «патриоты» Украины на авто с российскими номерами кричат, что любят Украину, а на самом деле платят транспортный сбор в российский бюджет, то есть Путину.

– Других схем не существует?

– Граждане-резиденты, которые находятся на временном консульском учете в консульском учреждении Украины за рубежом, имеют право временно ввозить на таможенную территорию Украины под письменное обязательство об обратном вывозе одно транспортное средство для личного пользования. Но не более чем на 60 дней, то есть каждые два месяца им приходится пересекать границу Украины. Поэтому данная схема не распространена.

– Если передача другому лицу временно ввезенного автомобиля незаконна, каким образом работают эти зарубежные фирмы? 

– Чтобы объяснить нашим гражданам, за что эти фирмы берут деньги, они придумали сказку о Стамбульской конвенции. Покупателя такого авто в Украине они оформляют якобы сотрудником «литовской» фирмы и якобы посылают его в командировку в Украину, выдавая соответствующий пакет документов. Даже выдают доверенности на право управления, которые давно отменены в Украине. Но у меня простой вопрос: если сотрудникам литовской фирмы – украинцам разрешается завозить такие машины, то зачем активисты требуют легализации этих машин? Почему есть решения судов, по которым эти авто конфискуются?

Потому что все это обман. Если вы откроете Стамбульскую конвенцию, то прочитаете, что страна-участник обязана предоставить право нерезидентам ввозить авто на иностранной регистрации. Украина, как и другие страны-участницы, выполнила эту норму. Но в этой же конвенции говорится, что страна-участник может предоставить возможность резидентам своей страны также ввозить авто на иностранной регистрации. Может предоставить, а может и не предоставить. Украина такого права не предоставляет. Согласно ст. 380 ТКУ резидент имеет право ввозить авто на иностранной регистрации при условии уплаты всех таможенных платежей. Никаких исключений для украинцев – сотрудников иностранных фирм в кодексе нет. Все это придумали продавцы авто с иностранной регистрацией для обмана людей.

Кстати, другие страны – участники Стамбульской конвенции поступили также. Знаете, сколько может немец – сотрудник украинской фирмы ездить в Европе на авто с украинской регистрацией? Пять дней. И так везде. Да, в Европе тоже находятся хитрецы, которые ездят на литовских, польских и болгарских номерах по другим странам ЕС, дабы сэкономить на страховке. Но, во первых, ЕС – это практически одно государство. А во вторых, к примеру, итальянская финансовая полиция инкриминирует владельцам таких авто неуплату налогов на имущество.

Наше законодательство в этом плане полностью соответствует законодательству Европейского союза. Все эти фирмы крышуются коррумпированными таможенниками, правоохранителями и политиками. К примеру, некоторые таможенники закрывают глаза на существование нерезидентов, на которых числятся сотни ввезенных в Украину автомобилей.

– Продавцы машин с иностранной регистрацией уверяют, что для легального использования такого авто в Украине достаточно раз в год выехать за границу и вернуться обратно.

– Выехать и вернуться должен тот же человек, который ввез в Украину автомобиль, то есть «верблюд». Но фирме, которая продала авто, не интересно снова платить молдаванину или литовцу, чтобы он это делал. Зачем платить, если полиция ничего не контролирует. Да, бывают случаи, когда у наших граждан есть два паспорта и они, как иностранцы, пользуются машинами на иностранных номерах. Или договариваются со знакомыми, к примеру поляками, на которых числятся такие авто и которые оказывают такие услуги – раз в год приезжают на границу, прогоняют машину туда-обратно.

Но попробуйте поехать в Германию, купить у немца автомобиль и предложить ему: «А давай, Курт, ты не снимешь машину с учета, а я буду на ней ездить по Украине». Немец ответит: «Ты идиот? Я буду за тебя платить транспортный и экологический сбор, штрафы? Нет дорогой, снимаем машину с учета». А на транзитных номерах нельзя ввезти машину в Украину на длительный срок без растаможки. Поэтому регистрируют машину в Литве как собственность подставной фирмы. Для обычного гражданина такая схема слишком накладна. У обычного гражданин нет ни своей литовской фирмы, ни родственника в Польше… Поэтому без посредника здесь не обойтись.

Именно поэтому политики, крышующие этот «бизнес» не заинтересованы в снижении налогов на ввоз авто. Ведь, если будут меньше налоги и законно ввезенные автомобили станут доступнее, этому  «бизнесу» придет конец. Кто согласиться платить 1400 евро и ездить на автомобиле, который де-юре принадлежит литовской фирме, если можно заплатить эти же 1400 евро в бюджет за растаможку и иметь собственное авто, с которым можно делать все что угодно? Поэтому наши попытки отменить или снизить акциз и таможенные платежи наталкиваются на лобби некоторых народных депутатов, которые и крышуют этот незаконный бизнес.

– Какие неприятности грозят владельцам авто с иностранной регистрацией?

– Больше всего неприятностей возникает у автомобилистов, которые попали в ДТП с участием такого авто. По данным страховщиков, за 2016 год на машины с иностранными номерами было выписано 38 000 полисов гражданской ответственности, тогда как по Украине ездит порядка 1 млн авто на «евробляхах». Если отнять 37 000 на транзитном въезде, которые застрахованы, то всего лишь одна машина из тысячи авто с иностранными номерами имеет покрытие на случай, если ее водитель признан виновным в ДТП. Отчасти поэтому водители «литовцев», попадая в ДТП, попросту бросают свои машины и скрываются, чтобы не платить пострадавшему, если они будут признаны виновными в создании ДТП.

– И все же чем рискует владелец авто с иностранными номерами?

– Если его задерживает полиция, исходя из существующей судебной практики, есть лишь два варианта в зависимости от линии его поведения. Если он говорит, что это его машина, что он сотрудник или учредитель иностранной фирмы, в таком случае согласно ст. 485 Таможенного кодекса Украины ему грозит штраф в размере до 300% таможенных платежей. Такое решение, к примеру, вынесено судом в Одессе. Правда, автомобилист подал апелляцию, где заявил, что это авто завозил болгарин, что он просто на нем ездил как водитель и не знал, что машина не растаможена. В итоге его оправдали, он ушел без штрафа, но и без машины, так как он от нее отказался. То есть как минимум в случае ДТП такой автомобилист будет вынужден понести судебные издержи, дабы доказать, что авто не его, а также останется без машины.

То же самое произойдет в случае угона. К такому гражданину в любой момент могут подойти, вышвырнуть его из авто и уехать. И куда он пойдет? В полицию? А что он там скажет? У меня угнали машину? Полицейский задаст вопрос: «А это ваша машина? Нет? Она принадлежит литовской фирме? Так пусть литовская фирма и обращается к нам».

Более того, сейчас появилась информация о том, что, если литовская фирма, на которой числятся проданные в Украину авто, объявляется банкротом, ее долги передаются коллекторам, а те шантажируют украинцев, обещая объявить авто в розыск, поскольку эти машины являются имуществом фирмы. Ведь факт передачи денег за такую машину нигде не регистрируется. Возле станции метро «Житомирская» в Киеве есть целый базар, где продают такие автомобили. Но ездить на них незаконно, даже если покупатель имеет доверенности от Обамы, Трампа и Дали Грибаускайте.

– И тем не менее в Киеве есть даже службы такси, автопарки которых полностью состоят из авто на временной регистрации.

– Согласно ст. 380 ТКУ эти авто запрещено использовать для предпринимательской деятельности.

– Выходит, любой работник полиции может остановить такое авто и конфисковать его?

– Конечно. Но когда в 2014 году ГАИ разогнали, а в полицию набрали гламурных девушек и вчерашних парикмахеров, которых американцы научили стоять в красивой позе, делать селфи и переводить старушек через дорогу, но не научили законам, то многие начали завозить авто по этой схеме. Как только полиция начала перманентно бороться с этим явлением, фирмы-продавцы начали инструктировать своих покупателей: «Если тебя остановили, ты ни в коем случае не выходи из машины, закройся и звони нашему представителю». В итоге были случаи, когда после остановки полицейскими приезжает группа людей в полувоенной форме и начинает оказывать давление: снимать на камеру, фиксировать процессуальные нарушения, а они есть, поскольку работники полиции неопытные… В итоге полиция попросту боится. У них возникает вопрос: «Если завтра сменится власть и активисты станут нардепами, не получится ли, что за выполнение приказа или закона меня выгонят из полиции или осудят?»

– То есть полиция не выполняет свою работу?

– Представьте себе ситуацию, что вы забыли купить талончик на общественный транспорт в киоске, зашли в троллейбус, а водитель тоже не продает талончик. В итоге вы проехали до нужной остановки на шару, контролеров нет. Завтра эта история повторилась, послезавтра тоже и так на протяжении одного-двух лет. Все привыкли, что ездить можно бесплатно. И вдруг в какой-то момент появляются контролеры и пытаются оштрафовать зайцев, а пассажиры кричат: «Беспредел, предательство!»

Вот так и с автомобилями на иностранных номерах. Люди привыкли ездить, не заплатив налоги, а теперь, когда полиция пытается навести порядок, активисты устраивают акции протеста. В стране создана патовая ситуация: по данным ГФСУ завезено около 500 000 автомобилей с иностранной регистрацией (а некоторые эксперты говорят о 2 млн завезенных авто). Если все эти машины объявить вне закона и конфисковать, то их собственники будут, мягко говоря, недовольны. Поэтому предпринимаются попытки легализовать эти авто, примером чего может служить законопроект №5567, разрешающий ездить на иностранных номерах, уплатив 200 евро в год.

Я беседовал по этому поводу с народными депутатами и выяснил, что около 70 из них, в случае рассмотрения данного законопроекта готовы требовать внесения в него поправок, устраняющих дискриминацию по отношению к автомобилистам, купившим авто легально. По логике им следует предоставить право вернуть назад деньги, которые они уплатили в качестве налогов в бюджет, и потом тоже зарегистрировать свои авто в Литве или других странах, платить 200 евро в год и спокойно ездить. Разве не логично? Если народные депутаты хотят разрешить части украинцев ездить на авто без уплаты налогов, то должны вернуть налоги и тем украинцам, которые их заплатили.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно