Капиталы под прицелом: как санкционный американский закон скажется на украинской элите

Капиталы под прицелом: как санкционный американский закон скажется на украинской элите

И почему проволочки в борьбе с коррупцией могут ударить не только по репутации, но и по экономике Украины

Цей текст також доступний українською
Капиталы под прицелом: как санкционный американский закон скажется на украинской элите
Фото: пресс-центр президента Украины

Украинскую политическую и деловую элиту ожидают напряженные шесть месяцев: к началу февраля 2018 года Минфин США опубликует доклад, который способен выявить  ее теневые связи с режимом Владимира Путина. Лица, попавшие в это расследование, рискуют остаться без своих активов и банковских счетов, а украинский бюджет – без конфискованных финансов.

Из-за ужесточения антироссийских санкций, одобренных на прошлой неделе президентом США Дональдом Трампом, в поле зрения американской разведки рискуют попасть граждане любой страны, прямо или косвенно связанные с российским правящим классом. Это не только окружение президента России Владимира Путина, олигархи и их деловые партнеры.

Что нового в законе? Новацией данного закона стало требование статьи 241, которое распространяется за пределы России и носит глобальный характер. Оно предписывает американской исполнительной власти выявлять капитал, инвестиции и собственность родственников представителей российского истеблишмента, а также аффилированных с ними лиц за границей.

Имущество таких лиц (банковские счета, ценные бумаги, недвижимость, транспортные средства – любые ценные активы) и их бизнес теперь также попадают в поле зрения контролирующих органов США. Если же они вызовут сомнения в легальном происхождении или подозрения в причастности к финансированию режима Путина, то могут быть заморожены, арестованы и конфискованы.

Чего бояться? Подобного рода информация впервые должна быть обнародована Минфином США по согласованию с Директором национальной разведки и Госсекретарем США в публичном отчете через 180 дней после подписания законопроекта Трампом, которое состоялось на прошлой неделе, 3 августа. То есть доклад должен быть подготовлен к началу февраля 2018 года, и впоследствии он должен публиковаться ежегодно.

«По сути, американская разведка впервые получила универсальный инструмент для неограниченного доступа к данным неопределенного круга лиц, и никакие решения судов для этого больше не нужны», – рассказал Mind собеседник в Администрации президента Петра Порошенко. Он также признал, что новые антироссийские санкции заставили переживать о своих перспективах многих представителей украинской политической и деловой элиты, потому что могут затронуть интересы даже тех, кто не связан напрямую с Путиным, но «имеет любые контакты с его окружением, вплоть до водителей», или же «косвенно причастен к жизнеобеспечению российского бизнеса».

Кому бояться? Речь идет не только об известных своими тесными контактами с Россией политиках и бизнесменах, таких как Виктор Медведчук, Вадим Новинский, Дмитрий Фирташ, Игорь Воронин, Иван Фурсин, Юрий Бойко. Расследование американской разведки способно выявить новые имена среди граждан Украины, которые лояльны политике Кремля, бизнесу с Россией и обслуживают его интересы как в Украине, так и за рубежом. Например, через организацию финансовых схем для оптимизации доходов и хозяйственных операций.

В группу риска попадают граждане Украины, которые поддерживают связи с Россией или продолжают там владеть бизнесом в силу разных обстоятельств, даже если его масштабы значительно сократились с тех пор как отношения Москвы и Киева погрузились в кризис. Они платят налоги в российский бюджет, а значит, косвенно участвуют в финансировании политики Кремля, которая вызвала недовольство международного сообщества. Например, в российском нефтегазовом секторе по-прежнему задействованы сервисные компании, подконтрольные украинским бизнесменам, где работают украинские специалисты – выходцы из Ивано-Франковского института нефти газа, который продолжает играть весомую роль в подготовке инженерно-технического персонала для разработки нефтегазовых месторождений на постсоветском пространстве.

В чем поможет? Расследование, санкционированное Трампом через закон об антироссийских санкциях, способно выявить не только теневые связи украинской и российской элиты, но и поспособствовать улучшению эффективности работы антикоррупционных органов, появившихся в Украине под давлением международных организаций с 2014 года. Самые главные из них – Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ), Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) и Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК).

Подчиняясь разным органам власти, они демонстрируют конкуренцию между собой и не показывают высокой результативности. Из-за этого западные партнеры продолжают критиковать Украину за отсутствие значительных успехов в борьбе с коррупцией, хотя и отмечают незначительный прогресс в этом направлении. Расследование США может послужить стимулом для более активных действий наших антикоррупционеров и повлиять на качество проверки тех сведений, которые чиновники и народные депутаты подают в своих ежегодных электронных декларациях о доходах и имуществе.

Но в этом есть также существенный минус. Выявленные по инициативе США теневые финансы украинской элиты не будут возвращены в Украину в полном объеме, а с большей долей вероятности пополнят бюджет Соединенных Штатов. Подобный прецедент уже был в истории с бывшим премьер-министром Украины Павлом Лазаренко. Правоохранители США обвинили его в отмывании денег, мошенничестве и вымогательстве. В 2014 году суд в Вашингтоне постановил: из $100 млн, конфискованных у Лазаренко по одному из эпизодов, передать $75 млн правительству США и $25 млн – банку на острове Антигуа.

Генпрокуратура Украины обвиняла Лазаренко в незаконном переводе в США более $320 млн, из которых американские судебные органы смогли найти и вернуть  в Украину только $114 млн.

Как предотвратить ущерб? Украина могла избежать репутационных и финансовых рисков в борьбе с коррупцией, если бы воспользовалась рекомендациями западных партнеров по легализации средств через амнистию капиталов. Целью такой практики является вовлечение в национальную экономику финансовых ресурсов, находящихся за пределами страны, с полным или частичным освобождением от уплаты налогов и от ответственности за неуплату налогов с доходов, полученных до определенного законом времени.

Подобный алгоритм доказал свою эффективность в Грузии, где был адаптирован опыт США по интеграции имущественных прав – он стал ключевым элементом в преобразовании Соединенных Штатов в самую мощную рыночную экономику в мире и подразумевал постепенную легализацию капитала в единой правовой системе.

Сейчас Украине для подобных преобразований не хватает воли на высшем политическим уровне и законодательства, которое бы регламентировало процесс такой амнистии.

Но элита имеет возможность избежать пристального внимания американской разведки и публичного раскрытия информации об имуществе и финансах. Это произойдет, если к моменту наступления срока выхода доклада Москва и Вашингтон смогут урегулировать спорные вопросы международной политики, в том числе аннексию Крыма и вооруженный конфликт на Донбассе. В таком случае повод для выполнения требований закона об антироссийских санкциях будет исчерпан – и появятся предпосылки для начала процедуры его отмены.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно