Капиталы под прицелом: как санкционный американский закон скажется на украинской элите
И почему проволочки в борьбе с коррупцией могут ударить не только по репутации, но и по экономике Украины

Украинскую политическую и деловую элиту ожидают напряженные шесть месяцев: к началу февраля 2018 года Минфин США опубликует доклад, который способен выявить ее теневые связи с режимом Владимира Путина. Лица, попавшие в это расследование, рискуют остаться без своих активов и банковских счетов, а украинский бюджет – без конфискованных финансов.
Из-за ужесточения антироссийских санкций, одобренных на прошлой неделе президентом США Дональдом Трампом, в поле зрения американской разведки рискуют попасть граждане любой страны, прямо или косвенно связанные с российским правящим классом. Это не только окружение президента России Владимира Путина, олигархи и их деловые партнеры.
Что нового в законе? Новацией данного закона стало требование статьи 241, которое распространяется за пределы России и носит глобальный характер. Оно предписывает американской исполнительной власти выявлять капитал, инвестиции и собственность родственников представителей российского истеблишмента, а также аффилированных с ними лиц за границей.
Имущество таких лиц (банковские счета, ценные бумаги, недвижимость, транспортные средства – любые ценные активы) и их бизнес теперь также попадают в поле зрения контролирующих органов США. Если же они вызовут сомнения в легальном происхождении или подозрения в причастности к финансированию режима Путина, то могут быть заморожены, арестованы и конфискованы.
Чего бояться? Подобного рода информация впервые должна быть обнародована Минфином США по согласованию с Директором национальной разведки и Госсекретарем США в публичном отчете через 180 дней после подписания законопроекта Трампом, которое состоялось на прошлой неделе, 3 августа. То есть доклад должен быть подготовлен к началу февраля 2018 года, и впоследствии он должен публиковаться ежегодно.
«По сути, американская разведка впервые получила универсальный инструмент для неограниченного доступа к данным неопределенного круга лиц, и никакие решения судов для этого больше не нужны», – рассказал Mind собеседник в Администрации президента Петра Порошенко. Он также признал, что новые антироссийские санкции заставили переживать о своих перспективах многих представителей украинской политической и деловой элиты, потому что могут затронуть интересы даже тех, кто не связан напрямую с Путиным, но «имеет любые контакты с его окружением, вплоть до водителей», или же «косвенно причастен к жизнеобеспечению российского бизнеса».
Кому бояться? Речь идет не только об известных своими тесными контактами с Россией политиках и бизнесменах, таких как Виктор Медведчук, Вадим Новинский, Дмитрий Фирташ, Игорь Воронин, Иван Фурсин, Юрий Бойко. Расследование американской разведки способно выявить новые имена среди граждан Украины, которые лояльны политике Кремля, бизнесу с Россией и обслуживают его интересы как в Украине, так и за рубежом. Например, через организацию финансовых схем для оптимизации доходов и хозяйственных операций.
В группу риска попадают граждане Украины, которые поддерживают связи с Россией или продолжают там владеть бизнесом в силу разных обстоятельств, даже если его масштабы значительно сократились с тех пор как отношения Москвы и Киева погрузились в кризис. Они платят налоги в российский бюджет, а значит, косвенно участвуют в финансировании политики Кремля, которая вызвала недовольство международного сообщества. Например, в российском нефтегазовом секторе по-прежнему задействованы сервисные компании, подконтрольные украинским бизнесменам, где работают украинские специалисты – выходцы из Ивано-Франковского института нефти газа, который продолжает играть весомую роль в подготовке инженерно-технического персонала для разработки нефтегазовых месторождений на постсоветском пространстве.
В чем поможет? Расследование, санкционированное Трампом через закон об антироссийских санкциях, способно выявить не только теневые связи украинской и российской элиты, но и поспособствовать улучшению эффективности работы антикоррупционных органов, появившихся в Украине под давлением международных организаций с 2014 года. Самые главные из них – Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ), Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) и Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК).
Подчиняясь разным органам власти, они демонстрируют конкуренцию между собой и не показывают высокой результативности. Из-за этого западные партнеры продолжают критиковать Украину за отсутствие значительных успехов в борьбе с коррупцией, хотя и отмечают незначительный прогресс в этом направлении. Расследование США может послужить стимулом для более активных действий наших антикоррупционеров и повлиять на качество проверки тех сведений, которые чиновники и народные депутаты подают в своих ежегодных электронных декларациях о доходах и имуществе.
Но в этом есть также существенный минус. Выявленные по инициативе США теневые финансы украинской элиты не будут возвращены в Украину в полном объеме, а с большей долей вероятности пополнят бюджет Соединенных Штатов. Подобный прецедент уже был в истории с бывшим премьер-министром Украины Павлом Лазаренко. Правоохранители США обвинили его в отмывании денег, мошенничестве и вымогательстве. В 2014 году суд в Вашингтоне постановил: из $100 млн, конфискованных у Лазаренко по одному из эпизодов, передать $75 млн правительству США и $25 млн – банку на острове Антигуа.
Генпрокуратура Украины обвиняла Лазаренко в незаконном переводе в США более $320 млн, из которых американские судебные органы смогли найти и вернуть в Украину только $114 млн.
Как предотвратить ущерб? Украина могла избежать репутационных и финансовых рисков в борьбе с коррупцией, если бы воспользовалась рекомендациями западных партнеров по легализации средств через амнистию капиталов. Целью такой практики является вовлечение в национальную экономику финансовых ресурсов, находящихся за пределами страны, с полным или частичным освобождением от уплаты налогов и от ответственности за неуплату налогов с доходов, полученных до определенного законом времени.
Подобный алгоритм доказал свою эффективность в Грузии, где был адаптирован опыт США по интеграции имущественных прав – он стал ключевым элементом в преобразовании Соединенных Штатов в самую мощную рыночную экономику в мире и подразумевал постепенную легализацию капитала в единой правовой системе.
Сейчас Украине для подобных преобразований не хватает воли на высшем политическим уровне и законодательства, которое бы регламентировало процесс такой амнистии.
Но элита имеет возможность избежать пристального внимания американской разведки и публичного раскрытия информации об имуществе и финансах. Это произойдет, если к моменту наступления срока выхода доклада Москва и Вашингтон смогут урегулировать спорные вопросы международной политики, в том числе аннексию Крыма и вооруженный конфликт на Донбассе. В таком случае повод для выполнения требований закона об антироссийских санкциях будет исчерпан – и появятся предпосылки для начала процедуры его отмены.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].