Газопроводы в обход Украины: политическое противостояние ЕС и США набирает обороты

Газопроводы в обход Украины: политическое противостояние ЕС и США набирает обороты

«Нафтогаз Украины» демонстрирует олимпийское спокойствие

Цей текст також доступний українською
Газопроводы в обход Украины: политическое противостояние ЕС и США набирает обороты
Фото: УНИАН / gazprom.ru

Трехсторонние газовые консультации Украины, ЕС и России должны состояться в октябре в Брюсселе. Об этом сообщил Mind собеседник в киевском представительстве ЕС. Информацию подтверждают также и в Минэнергоугля. Источник Mind в топливном ведомстве уточнил, что изначально переговоры планировались на конец августа, но потом по инициативе европейской стороны время их проведения было перенесено на более поздний срок.

После обострения политического кризиса между Украиной и Россией в 2014 году такие трехсторонние встречи перед началом нового отопительного сезона стали традиционными. В ходе переговоров Еврокомиссия преследует цель добиться политических гарантий стабильного транзита российского газа в ЕС через украинскую территорию. И в предыдущие годы ей это удавалось, а все участники договоренностей придерживались взятых на себя обязательств.

И Украина, и Россия заинтересованы в их выполнении, чтобы сохранить репутацию стабильного партнера ЕС в газовом бизнесе. Им это также выгодно, потому что способствует достижению целей, связанных с расширением политических и торговых контактов с ЕС. Несмотря на сложные отношения Москвы и Киева в последние три года, обе страны стремятся расширить экономические связи с Евросоюзом, которые сулят взаимную выгоду.

Но в текущем году активность в завоевании рынка ЕС усилил и Вашингтон. Речь идет о перераспределении влияния в газовой сфере, которое становится более очевидным после ужесточения Соединенными Штатами антироссийских санкций.

Закон об этом, как сообщал Mind, президент США Дональд Трамп подписал 2 августа. Документ, среди прочего, предусматривает, что Соединенные Штаты, координируя свои действия с союзниками, могут вводить санкции в отношении компаний и частных лиц, причастных к финансированию, техническому обслуживанию и расширению трубопроводов для экспорта энергоресурсов из России. Кроме того, закон усложняет процесс снятия антироссийских санкций в будущем.

Прежде всего эти санкции затрагивают строительство «Газпромом» трубопроводов «Турецкий поток» и «Северный поток – 2» в обход Украины, из-за чего «Нафтогаз» рискует потерять доходы от транзита российского газа (более $2 млрд в год). Санкции усложняют доступ «Газпрома» к кредитным ресурсам для реализации этих проектов. Также затрудняется финансирование «Северного потока – 2» европейскими компаниями, которые вошли в консорциум «Газпрома» по его строительству (это немецкие Uniper и Wintershall, которые вместе с французской ENGIE, австрийской OMV и голландско-британской Royal Dutch Shell в апреле 2017 года подписали с «Газпромом» соглашение о долгосрочном финансировании «Северного потока – 2»).

Международное рейтинговое агентство Moody's отмечает, что санкции США могут негативно отразиться на позициях «Газпрома» в переговорах с Украиной по тарифам на транспортировку газа после 2019 года, когда истекает срок действующего транзитного договора. Тарифы для российской корпорации могут вырасти, как и доходы от ее обслуживания для «Нафтогаза». Однако такой сценарий будет возможен только в том случае, если «Газпром» не сможет построить газопроводы в обход Украины.

Но он не находит полной поддержки среди стран ЕС. Поскольку действие новых санкций распространяется за пределы США и носит глобальный характер, в Евросоюзе антироссийскую политику Вашингтона подвергают жесткой критике. Недовольство ею открыто выражает Германия, компании которой развивают бизнес с Россией в энергетике. 

Кроме того, приоритетом энергетической политики ЕС является диверсификация не только источников поставок газа, но и маршрутов транспортировки, чтобы с одного направления поступало не более 30% от общего объема его потребления. А Украина сейчас остается одним из крупнейших транзитных коридоров российского газа, через который в 2016 году прошло 44% российского экспорта.

«Вместе с тем транзит через территорию этой страны сопряжен с операционными рисками, политическими разногласиями и судебными исками. В связи с этим… основная задача строительства новых газопроводов из России заключается в том, чтобы поставлять газ в обход Украины… «Газпром» заинтересован в дальнейших поставках газа в Европу, поскольку экспорт в европейские страны и Турцию является основным источником прибыли компании», – говорится в исследовании S&P Global Market Intelligence, аналитического подразделения международной службы кредитных рейтингов Standard & Poor’s 

Доклад, опубликованный на прошлой неделе, его авторы назвали «Смогут ли США перекрыть поставки российского газа в ЕС?».

Они пришли к выводу, что нормы санкционного закона значительно увеличивают неопределенность для европейских участников газового рынка и несут риск сокращения или перебоев поставок российского газа в Европу. А это может привести к росту цен на газ «примерно на 30% по сравнению с текущим уровнем» в странах ЕС и выгоде для новых американских игроков на этом рынке.

«Увеличение объема импорта сжиженного природного газа из-за сокращения объемов российских поставок может быть благоприятным фактором для таких компаний, как Qatar Petroleum, Shell, ExxonMobil, Engie и Gas Natural, у которых есть как мощности по производству СПГ в разных странах, так и доступ к экспортным мощностям в США», – отмечают аналитики S&P.

Но «Нафтогаз Украины», который рассчитывает на расширение сотрудничества с ЕС, не пугают перспективы ни падения российского транзита по украинской ГТС, ни увеличения цен на импортные закупки газа в странах ЕС для украинских потребителей. Политика команды Андрея Коболева по управлению госхолдингом направлена на удешевление отечественных магистральных газопроводов, о чем свидетельствует отказ обеспечивать финансирование ее ремонта и технического обслуживания для «Укртрансгаза». 

Такой подход может быть связан со стремлением минимизировать сотрудничество с «Газпромом». Этот вариант предусмотрен проектом Энергетической стратегии Украины до 2035 года, в котором прогнозируется, что до 2019 года транзит российского газа сохранится на уровне 50–80 млрд. куб. м в год, а затем будет падать из-за отсутствия долгосрочных транзитных договоренностей с российской стороной.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно