АТО по-буддистски: армия Мьянмы изгоняет мусульман
Провокация сепаратистов повлекла жестокую кампанию по вытравливанию из страны 1 млн представителей рохинджа

Антитеррористическая операция по зачистке от боевиков-исламистов Ракхайна – беднейшего штата Мьянмы – может стать в один ряд с такими преступлениями против человечности, как резня в Сребреннице или геноцид в Руанде. За две недели в северной части штата было сожжено до основания 6845 домов в 59 поселениях, около 150 000 мусульман-рохинджа сбежали в Бангладеш, спасаясь от насилия, а также от голода и обезвоживания.
Кризис беженцев начался 25 августа. В ночь около 200 боевиков сепаратистской организации «Араканская армия спасения рохинджа» атаковали одновременно 30 полицейских участков и военную базу в северном Ракхайне, убив 10 полицейских, одного солдата и офицера иммиграционной службы. Сразу после этого правительство Мьянмы объявило три из 17 районов штата – Маунгдау (Maungdaw), Бутхидаунг (Buthidaung) и Ратхедаунг (Rathedaung) – зоной проведения военных действий. Около 6500 солдат и полицейских с применением боевых вертолетов и бронетехники принялись выполнять «зачистку местности от террористов», что, по словам правозащитников, больше похоже на насильственное выселение из штата всех рохинджа.
Берег реки Наф, разделяющей Бангладеш и штат Ракхайн, с 25 августа являет собой сцену исхода мусульман из Мьянмы. Люди в потрепанных и грязных одеждах неиссякаемым потоком идут по рисовым полям к этой реке, неся в руках нищенские пожитки. На свежих фото можно увидеть сотни стариков, женщин и детей, сидящих вдоль берега Нафа в ожидании возможности пересечь реку.
По данным Агентства ООН по делам беженцев (UNHCR), 123 000 человек перебрались из Ракхайна в Бангладеш в период с 25 августа по 5 сентября. «Большинство из них шли несколько дней из своих деревень, прячась в джунглях, пробираясь через горы и реки с теми вещами, которые смогли взять из своих домов. Они голодны, ослаблены и больны», – свидетельствует UNHCR.
Правозащитники бьют тревогу
«Фактически, сотни за сотнями – женщины с детьми, старики и инвалиды – текут через каждый погранично-пропускной пункт. Атмосфера страха чувствуется рядом с теми беженцами, которые недавно перешли из Мьянмы в Бангладеш. Один молодой человек сообщил, что боится жестоких расправ: – Сейчас все, что мы имеем, – это пустые поселения, в которых нет даже мужчин. Ранее мы отправляли наших женщин и детей, но сейчас вынуждены и сами покидать свои дома», – описывает ситуацию правозащитная организация Human Right Watch.
Журналистам, правозащитникам и расследователям ООН запрещен въезд в зону проведения военной операции в северной части Ракхайна. Главным источником информации о событиях в проблемном регионе становятся свидетельства беженцев, по утверждению которых солдаты Мьянмы совместно с полицейскими и дружинниками-буддистами с 25 августа совершают рейды на поселения мусульман-рохинджа, где без разбора расстреливают людей и сжигают дома.
«Прибывающие в Бангладеш рохинджа приносят с собой истории поджогов, насилия и массовых убийств, совершаемых военными Мьянмы. Жестокость немыслимая. Они убивают детей. Они убивают женщин. Они убивают стариков. Мы документируем свидетельства того, как военные заходили в деревни и сжигали их. И как вместе с ними заходили гражданские с мачете и убивали женщин и детей», – рассказывает Мэтью Смит, сотрудник правозащитной организации Fortify Rights.
Большой проблемой стал тот факт, что в начале прошлого месяца власти Мьянмы ограничили, а с 25 августа полностью запретили поставки гуманитарной помощи (еды, воды и медикаментов) в зону проведения антитеррористической операции, аргументировав это тем, что поставки могут попасть в руки террористов.
Фото Shutterstock
«Штат Ракхайн на грани гуманитарной катастрофы. Ничто не может оправдать запрет на предоставление жизненно необходимой помощи отчаянно нуждающимся в ней людям. Блокируя гуманитарным организациям доступ в регион, власти Мьянмы ставят десятки тысяч жизней под угрозу и демонстрируют грубое неуважение к человеческой жизни… Мусульмане голодают в своих домах. Рынки закрыты, и людям запрещено покидать свои деревни. Они могут разве что стать беженцами. Власти ведут повсеместное устрашение и явно используют еду и воду в качестве оружия», – сообщает международная правозащитная организация Amnesty International.
Решить «проблему бенгали»
Рохинджа считают крупнейшей в мире группой людей без гражданства, а также «самым гонимым этническим меньшинством». В 55-миллионной Мьянме они составляют 2% населения. Однако их не включают ни в какие в переписи, у них нет избирательных прав, они ущемлены в правах при приеме на работу, получении медицинских услуг, поступлении в учебные заведения и в свободном перемещении по стране.
Власти Мьянмы отказываются добавлять рохинджа в список 135 официальных этнических групп и не соглашаются даже признавать определение «рохинджа», настаивая на том, что проживающих в Ракхайне мусульман нужно называть бенгали, так как они являются нелегальными иммигрантами из Бенгалии (Бангладеш).
Чтобы понять причину плохого отношения к бенгали, буддисты Мьянмы в соцсетях предлагают посмотреть 2-минутную видеосъемку погрома, произошедшего 8 июня 2012 года в районе Маунгдау, где рохинджа составляют свыше 80% населения. В тот день сотни мусульман собрались возле центральной мечети и после пятничной молитвы двинулись в кварталы коренных жителей, забрасывая дома камнями, поджигая здания и избивая людей до смерти. Как можно увидеть на видео, в первых рядах погромщиков – дети. Этот факт, по словам буддистов, служит наглядным доказательством того, что сообщества рохинджа взращивают экстремизм.
«Мусульманское меньшинство, мигрировавшее из Бангладеш и осевшее в Мьянме, быстро увеличилось в численности за короткий промежуток времени, так как рохинджа не приемлют планирование семьи и отказываются брать в расчет ограниченность ресурсов в местах своего проживания. Из-за этого коренные группы населения начали превращаться в меньшинства, а рохинджа принялись захватывать их земли. Серьезные проблемы возникли около пяти лет назад. Мусульмане принялись собираться в большие группы и ходить по улицам своих городов, убивая коренных жителей. Вот почему буддисты Мьянмы начали контратаковать мусульман», – разъясняет проблему часто цитируемая статья в издании Religion Mind.
Объявляя о начале антитеррористической операции 25 августа, главнокомандующий Вооруженных сил Мьянмы Мин Аюнг Хлаинг отметил, что пришло время покончить с давней «проблемой бенгали». Многие расценили его слова как объявление кампании по выселению из страны мусульман-рохинджа.
Сейчас по всему северному Ракхайну горят жилища мусульман. По официальным данным правительства Мьянмы, сожжено 6 845 домов в 59 поселениях. Причем, власти страны во всеуслышание трубят о том, что бенгали сами подпаливают свои дома, предоставляя в качестве доказательства фотосессии этого процесса.
Мировому сообществу Мьянма сообщает, что защищается от главного мирового зла в лице ИГИЛ, которое сейчас активно пытается закрепиться в Юго-Восточной Азии и якобы использует экстремистов рохинджа для создания плацдарма на территории штата Ракхайн.
Стратегическая победа «оборванцев»
Совершенная 25 августа атака Араканской армии спасения рохинджа (ARSA) выглядит как сокрушительное тактическое поражение. По данным властей, потери сепаратистов оказались в 30 раз выше, чем у армии и полиции. Вооруженные силы Мьянмы сообщили, что к 5 сентября уничтожили 371 боевика ARSA и арестовали 38 террористов, потеряв при этом лишь 13 человек.
Однако эксперты выражают опасение, что исламистская группировка успешно выполнила важную стратегическую цель – громко заявила на весь мир о себе и о проблеме угнетения мусульман-рохинджа. Теперь она может рассчитывать на денежные вливания и дипломатическую поддержку мусульманских стран.
«Главарь ARSA Ата Уллах отрицал наличие связей с международными террористическими организациями. Однако в разведывательных кругах растет беспокойство относительно того, какие отношения могут быть сейчас или в будущем между ARSA и экстремистскими группировками Бангладеш, такими как Harkat-ul-Jihad-al-Islami, Hifazat-e-Islam Bangladesh и Ansarullah Bangla Team, мечтающими о создании Большого исламского Бангладеш с включением территорий северо-восточной Индии и штата Ракхайн. Сейчас, после того как ARSA продемонстрировала свою легитимность и способность атаковать, вряд ли она будет испытывать недостаток в финансировании. Ей будет помогать диаспора рохинджа и крупные частные доноры из Саудовской Аравии и Ближнего Востока», – пишет издание Straits Times.
Еще год назад об ARSA никто не знал. Впервые о ней заговорили в октябре 2016 года, когда боевые отряды рохинджа численностью 400 человек совершили первую атаку на три приграничных полицейских участка в Мьянме. Информагентства описывают нападавших рохинджа как «оборванцев, вооруженных ножами, палками, самодельными ружьями и кустарными бомбами».
Фото Shutterstock
«Если 200 или 300 человек пойдут в атаку, то 50 погибнут. Но, Аллах свидетель, остальные 150 могут убить противников ножами», – цитирует агентство Reuters лидера ARSA Ата Уллаха.
Тот факт, что спустя 10 месяцев после атаки на три полицейских участка ARSA смогла организовать одновременную атаку на 30 объектов, свидетельствует о массовом вливании молодых рохинджа в ряды организации. Это подтверждают в интервью журналистам десятки беженцев из штата Ракхайн и представители местных властей. Старейшины рохинджа и многие аналитики утверждают, что власти Мьянмы совершили ошибку, начав жестокую военную кампанию. Мусульманские меньшинства доказали способность выживать на протяжении нескольких поколений в условиях апартеида. И поскольку рохинджа нигде не рады, они останутся в Ракхайне и выместят свои новые обиды на буддистах, поддерживая ARSA.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].