Праздник близко: какой будет избирательная система в Украине к следующей парламентской кампании

Праздник близко: какой будет избирательная система в Украине к следующей парламентской кампании

И почему законотворцы продолжают прописывать правила игры под политиков, а не под интересы избирателей

Цей текст також доступний українською
Праздник близко: какой будет избирательная система в Украине к следующей парламентской кампании
Фото: УНИАН

7 ноября Верховная Рада приняла в первом чтении Избирательный кодекс, которым предлагается проводить выборы по новой пропорциональной системе с открытыми партийными списками. Несмотря на то что документ вряд ли переживет второе чтение без серьезных поправок, он запустил мощную предвыборную дискуссию и может определить судьбу выборов 2019 года.

226 «за» стало огромным удивлением даже для авторов документа – Андрея Парубия, Александра Черненко и Леонида Емеца. Проект закона кочевал в Верховной Раде еще с позапрошлой каденции. Но в силу ряда обстоятельств набрал необходимое количество голосов, чем серьезно возбудил политический истеблишмент. Не удивительно, ведь по предлагаемой избирательной системе в Украине может полностью измениться политический ландшафт.

Что приняли в первом чтении? Пропорциональную систему с открытыми партийными списками. Согласно закону, в стране создается 27 региональных избирательных округов. В каждом регионе избиратели голосуют за партию и за одного из кандидатов от этой партии персонально (по желанию). Именно за счет личностного рейтинга кандидатов и формируется проходная часть списка. Барьер для попадания в парламент предлагается снизить с 5% до 4%.

Почему новый закон выгоден далеко не всем? Потому что он полностью исключает мажоритарную составляющую, которая позволяла при быстрых финансовых вливаниях и короткой локальной кампании выиграть выборы практически в любом округе. Теперь же закон обязует всех кандидатов иметь партийную принадлежность, механизм самовыдвижения полностью демонтируется. Мажоритарщики, которые сейчас входят в группы с низким рейтингом («Воля народа», «Видродження») теперь будут вынуждены искать себе мощную политическую силу, способную преодолеть 4%-ный барьер. С другой стороны, преодолевающая эту планку партия «За життя» Вадима Рабиновича может завести фракцию, практически не имея региональной структуры и сильных кандидатов на местах. Просто за счет всеукраинского рейтинга, сформированного на медийном влиянии.

Партийные боссы снова теряют контроль. Ключевой минус такой системы для партий – лидеры теряют контроль над формированием фракции. Понять, кто попадет в список, невозможно. В Украине уже есть опыт местных выборов 2015 года, которые проходили по схожей системе. В итоге многие влиятельные люди остались без мандатов. Зато прошли кандидаты, которыми предвыборные штабы просто «закрывали» округа.  В масштабах парламентской кампании риски возрастут многократно. Эксперты говорят, что главный плюс закона заключается в том, что теперь нельзя будет просто купить место в «проходной» части списка. С другой стороны, прохождение огромного количества случайных людей тоже вряд ли понравится избирателю.

Кому подойдет такая система? Ответ простой – рейтинговым политическим партиям с разветвленной системой на местах. Этим критериям на сегодняшний день в полной мере соответствует только партия «Батькивщина». В какой-то мере неплохие шансы у БПП, но это только на первый взгляд. Для партии власти идеальной системой всегда была мажоритарная – хотя бы для получения половины мандатов.

Какие есть альтернативы и какие правки будут вноситься в документ? Очевидно, что предложенный Избирательный кодекс ждут серьезные правки, но каркас должен остаться. По крайней мере в части наличия пропорциональной системы. В дальнейшем – возможны варианты.

Первый – сделать систему с открытыми списками, которые формируются самими партиями. Такая система предоставит избирателю список из 450 кандидатов от каждой силы, на который, правда, избиратель уже никак не сможет повлиять.

Второй вариант – сделать такую же пропорциональную систему, как на местных выборах. Страна делится на 450 округов; проходной барьер, к примеру, устанавливается на уровне 5%. В парламент попадают те кандидаты, которые набрали на своем округе больше голосов, чем коллеги по партии на других округах. Но здесь скрыта масса парадоксов. Можно выиграть округ и не зайти в парламент, а можно занять третье место и спокойно пройти на партийном рейтинге. Поэтому кандидатам приходится конкурировать не столько со своими оппонентами на округе, сколько с однопартийцами на других округах.

И третий вариант – ничего не менять и оставить смешанную систему. Она устроит и крупные партии, и удовлетворит мажоритарщиков.   

Вопрос решится на Банковой. С одной стороны, Петр Порошенко обеспокоился принятием Избирательного кодекса, с другой – такой расклад ему неплохо подыграл. Фактически депутаты выполнили одно из требований «МихоМайдана». Теперь вопрос в том, чтобы «заточить» документ под себя. А учитывая то, что правящая коалиция все еще набирает необходимое количество голосов за свои законопроекты, решать судьбу выборов 2019 года будут именно на Банковой.

Принятые на прошлой неделе изменения в закон «О государственной службе» – начало этого процесса. Теперь главы администраций смогут полноценно участвовать в избирательной кампании и возглавлять штабы. Следующий шаг – правильно оценить возможности и переговорные позиции всех участников будущей кампании и принять стратегическое решение. Произойти это может уже следующей весной. 

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно