Возьмем количеством: зачем в Украине создали Государственное бюро расследований
И восторжествует ли после этого правопорядок

В Украине появился еще один независимый правоохранительный орган – Государственное бюро расследований. Официально начать свою работу ГБР должно с сегодняшнего дня, а заработать на полную мощность – до конца 2018 года. Конкурсная комиссия уже выбрала главу нового ведомства и его заместителей. Но уже сейчас становится ясно, что оно крайне усложняет и без того изрядно зарегулированную систему охраны правопорядка Украины.
Разобраться в тонкостях полномочий украинских правоохранительных ведомств становится все сложнее. Практически каждый год в стране появляются все новые и новые органы – САП, НАБУ, НАЗК и вот теперь ГБР. При этом продолжают действовать традиционные правоохранители – СБУ, ГПУ и МВД. На фоне этого резонансных уголовных дел становится все больше, а процент их раскрываемости – все ниже. Кроме того, нарастает градус противостояния внутри самой системы. В конце прошлой недели разгорелась настоящая война между ГПУ и НАБУ. Органы открыли уголовные дела на руководителей друг друга. НАБУ обвиняет Юрия Луценко в незаконном обогащении, ГПУ – Артема Сытника в разглашении государственной тайны. Очевидно, что с появлением дополнительного субъекта, внутренний фронт только ожесточится.
Зачем и когда придумали ГБР? Идея создать аналог американского ФБР появилась еще в 2015 году в рамках активного реформирования правоохранительной системы. Именно тогда «грузинская команда» проводила реформу МВД. Позже появилось НАБУ и застолбило за собой статус детективов. Но закон о ГБР был проголосован в Раде еще в ноябре 2015 года. Два года ушло на подготовку к старту работы ведомства.
Фактически полномочия ГБР можно сформулировать одним предложением – расследование особо тяжелых преступлений. Но чем тогда занимаются НАБУ и другие спецорганы? Департаменты МВД и ГПУ? В этом как раз и проблема – параллелизма функций становится все больше. В связи с этим в парламенте уже даже появился законопроект о реорганизации НАБУ и ее вхождении в состав ГБР в качестве департамента. В свете скандала с ГПУ для Артема Сытника это серьезный сигнал.
Кого избрали руководителем? 16 ноября конкурсная комиссия избрала руководителем ГБР Романа Трубу, львовского прокурора, работавшего в команде Олега Махницкого. Трубу считают компромиссной кандидатурой как для Администрации президента, так и для «Народного фронта». Считать его своим есть аргументы и у тех и у других. Заместителями Романа Трубы стали Ольга Варченко и Алексей Горащенков. Оба заместителя ближе к БПП, чем к «Народному фронту». Если сравнивать уровень политической ангажированности НАБУ и ГБР, то уже на старте видно, что ГБР будет куда более лояльным к элите. Очевидно, спустя пару лет деятельности Сытника и компании, власть решила не повторять прошлые ошибки.
Сроки и штат. Формирование ГБР должно завершиться через год. По штатному расписанию в органе будут работать до 1500 человек.
Чем займется ГБР? Несмотря на неоднозначность полномочий именно ГБР должно стать костяком правоохранительной системы. По закону оно перетягивает полномочия как МВД, так и у ГПУ, но в то же время замыкает их на себе, а не делит с правоохранителями «новой волны». ГБР полномочно вести дела, связанные с терроризмом, деятельностью преступных организаций, расследовать особо тяжкие насильственные преступлений, за которые Уголовным кодексом Украины предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы. И, что интересно, именно под ГБР (а не под НАБУ) в свое время были прописаны изменения в новый Уголовно-процессуальный кодекс. А это делает легитимность будущих действий ГБР куда выше.
Почему ГБР не имеет отношения к Западу? Если создание НАБУ курировали западные партнеры и выписывали критерии для отбора, то при создании ГБР глаза на многие моменты были закрыты. В частности, широко обсуждается информации о том, что выбранное руководство ГБР показало одни из худших результатов теста на благонадежность. Это говорит о том, что между ГБР и НАБУ заложено противоречие в самом принципе создания. При этом для Запада НАБУ останется последним фактором влияния на украинскую правоохранительную систему, что непременно будет провоцировать конфликты.
Почему ситуация накалится перед выборами? Если ГБР заработает до конца 2018 года, то оно станет важнейшим участником президентской и парламентской кампаний. Почему? Потому что именно ГБР уполномочено расследовать преступления, совершенные госслужащими, судьями, чиновниками. Что интересно, преступления, совершенные руководством НАБУ, тоже будет расследовать ГБР. Поэтому через год тотальная война всех против всех в украинской политике может достичь своего апогея.
Стоит ли ждать качественных изменений? Прогнозировать подобный исход сложно. Результаты работы НАБУ и САП показывают, что количество антикоррупционных и правоохранительных органов вряд ли коррелирует с качеством их работы. Плюс конкуренция внутри системы приводит к постоянному перетягиванию полномочий и публичным конфликтам, разрушающим основы правопорядка. Вряд ли с появлением дополнительного игрока ситуация изменится в лучшую сторону.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].