Желаемое за действительное: почему «Нафтогаз» отчитался о «победе» несуществующего газового хаба
И как отличить ранжирование от бенчмаркинга

Вчера НАК «Нафтогаз Украины» распространил пресс-релиз с резонансным заголовком. Оказывается, Восточно-европейский газовый хаб, создание которого только находится в процессе, уже вошел в «двадцатку лучших газовых хабов Европы». В рейтинге Европейской федерации энерготрейдеров (EFET, European Federation of Energy Traders) – организации, которую НАК назвал «Европейской ассоциацией газовых трейдеров», украинский хаб занял 18-е место.
В своем сообщении «Нафтогаз»также сделал ссылку на оригинальный текст EFET, позволяющий убедиться в искажении смысла, который допустил НАК при изложении своей версии результатов исследования федерации энерготрейдеров.
В нем речь идет не о составлении рейтинга избранных «лучших газовых хабов Европы», а о бенчмаркинге – маркетинговом инструменте для анализа позиций конкурирующих компаний. Исследование под названием «EFET European GAS Hubs Benchmarking Study» подразумевает оценку конкурентоспособности ВСЕХ газовых хабов на территории Европы (уже действующих и тех, которые только в планах) на соответствие неким эталонным характеристикам подобных проектов, определенных EFET. В сообщении организации говорится, что в новом отчете показано «дальнейшее улучшение дизайна» многих действующих и некоторых зарождающихся центров газовой торговли, которые теперь включены в исследование – это свидетельствует о признании прошлогодних изменений, позволивших улучшить процесс их создания.
Примечательно, что сообщение о выходе нового исследования EFET датировано 13 ноября текущего года. И в этот же день вице-премьер Владимир Кистион заявлял о том, что Украина «имеет хорошую платформу» для создания газового хаба в течение 10–15 лет с ежегодным оборотом около 215 млрд. куб. м.
Как попасть в «почетный список» хабов? Чтобы газовый хаб попал в EFET European GAS Hubs Benchmarking Study, стране или компании, расположенной на европейском континенте, достаточно объявить о планах по реализации такого проекта и предпринять некоторые действия в этом направлении. Исследование EFET отражает эволюцию создания хаба, а в случае с действующими площадками, на которых уже ведется торговля газом, этот рейтинг оценивает их конкурентные условия.
С учетом подобных нюансов проект создания Восточно-европейского газового хаба в Украине и оказался на 18-м месте в исследовании EFET, которое в этом году проводилось четвертый раз. О какой-то исключительности украинского хаба и его высокой конкурентоспособности в данном случае речь не идет. Но, безусловно, его позиционирование в обзоре такой организации как EFET, где состоят ведущие энергокомпании Европы, свидетельствует о серьезном внимании к планам Украины на европейском газовом рынке и определенном прогрессе в создании новой торговой площадки. Ведь впервые о ней украинские власти объявили в конце 2013 года, и только спустя четыре года идея дозрела до такого формата, чтобы ее можно было подвергнуть рыночному анализу и сравнить с конкурентами.
Что вообще такое газовый хаб? Организация новой площадки для торговли газом требует времени. Например, на создание первого европейского газового хаба – NBP (National Balancing Point) в Великобритании – ушло более 10 лет. И это в условиях отсутствия конкуренции с аналогичными хабами при более стабильной рыночной экономике, а также при более благоприятном политическом климате как внутри страны, так и на международной арене, чем в нынешнее беспокойное время.
В рейтинге EFET торговая площадка NBP неизменно занимает первое место с максимально возможной высокой оценкой по всем показателям. Начало ее истории было положено в 1986 году, когда правительство Великобритании приняло закон о газовом рынке и приватизации госкомпании British Gas, которая с момента создания в 1966 году была монопольным поставщиком и продавцом газа, контролировала газотранспортную инфраструктуру. За десять лет, с 1986 по 1996 год, компания постепенно прошла реструктуризацию, британский парламент усовершенствовал нормативно-правовое регулирование газового рынка, был создан его госрегулятор. А к 1997 году появился виртуальный хаб NBP, куда с пограничных пунктов переместилась оптовая торговля газом.
Поскольку NBP был первым газовым хабом в Европе, он привлек большое количество участников. Но и в наши дни, несмотря на появление других влиятельных торговых площадок, он остается одним из наиболее успешных примеров трансформации национального газового рынка.
Каким образом ныне организована газовая торговля в Европе? Сейчас торговля газом в ЕС ведется на 17 площадках. 14 из них действует в Северо-Западной и Южной Европе, а в Центральной и Восточной Европе их пока только три. Значительным прогрессом стало формирование в 2013 году первой региональной биржи PEGAS, в зону обслуживания которой вошли девять европейских хабов (английский NBP, немецкие GASPOOL и NCG, итальянский PSV, французские PEG Nord и TRS, голландский TTF, бельгийские ZTP и ZEE). Объемы торговли PEGAS в 2015 году резко увеличились более чем на 80% по сравнению с предыдущим годом и продолжают расти.

Подобные изменения на рынке сказываются на газовых ценах – они становятся более выгодными для потребителей. Однако доминирование российского газа в поставках может усложнять создание площадок для торговли газом. Так происходит, например, в Болгарии, которая начала создавать хаб раньше Украины, но, как свидетельствуют последние выводы EFET, достигла меньшего прогресса.

Как Украине влиться в «хабовое движение»? Благодаря развитой системе газопроводов и подземных хранилищ газа, украинский хаб тоже обладает потенциалом, чтобы стать конкурентоспособным газораспределительным центром и важной международной площадкой для газовой торговли.
Для этого Кабмину и «Нафтогазу» еще предстоит сделать немало важных шагов. В госхолдинге это осознают и выделяют ряд мер, необходимых для улучшения позиций Украины в рейтинге EFET. Они, в частности, касаются внедрения новых принципов тарифообразования на внутреннем рынке, возможностей ежедневной балансировки для урегулирования газовых небалансов и заключения краткосрочных стандартных торговых сделок. Также Нафтогаз отмечает важность принятия изменений в Кодекс ГТС, чтобы участники газового рынка получили гарантированный свободный доступ к газотранспортной инфраструктуре. Этот проект был разработан «Укртрансгазом» и уже находится на рассмотрении в Нацкомиссии регулирования рынка энергетики и коммунальных услуг.
Этому способствует также европейское законодательство по развитию конкуренции на энергорынках, которое для Украины является ориентиром. Его нормы привели к значительным трансформациям. Если раньше в газовой торговле доминировали долгосрочные контракты, то теперь увеличились объемы реализации газа на хабах. Динамика, как свидетельствуют данные Международного газового союза, за последнее десятилетие произошла весьма значительная. В 2005 году торговля газом по долгосрочным контрактам в ЕС составляла 78% в общем объеме потребления, через хабы проходило лишь 15% и к оставшимся 7% применялись другие механизмы ценообразования. А к 2017 году доля хабов достигла 70%, тогда как объемы реализации газа по долгосрочным контрактам снизились до 30%.
Делая ставку на развитие биржевой торговли, Еврокомиссия стремится развивать конкуренцию на рынке среди поставщиков и надеется ослабить коммерческую привлекательность поставок российского газа по долгосрочным контрактам с привязкой к нефтяным котировкам. Тем самым реализуется одна из ключевых задач Третьего энергопакета – создание единого европейского рынка газа с ликвидными хабами и развитой спотовой торговлей для повышения энергобезопасности региона.
А что же делать «Газпрому»? Для «Газпрома» обострение конкуренции на европейском газовом рынке становится серьезным испытанием. Но позиции российской монополии в регионе остаются довольно устойчивыми.
В 2016 году доля «Газпрома» в ЕС составила 43% и, как прогнозирует Международное энергетическое агентство в своем последнем обзоре World Energy Outlook, до 2040 года сохранится примерно на уровне 40%, или 150 млрд куб. м.
Такой расклад может оказаться выгодным для «Нафтогаза», который стремится не только развивать биржевую газовую торговлю, но и сохранить доходы от российского транзита. Для этого госхолдингу при поддержке партнеров из ЕС понадобится договориться о сотрудничестве с «Газпромом». Срок действующего контракта на транспортировку российского газа через Украину закончится через год.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].