На бизнес-форуме Level Up Ukraine 2017, который уже сейчас называют новой площадкой для объединения сил крупнейших игроков рынка, инвесторов, регуляторов и экспертов, ключевым спикером был Артуро Брис, профессор бизнес-школы IMD в Швейцарии и директор Всемирного центра конкурентоспособности. Брис специализируется на исследовании таких сфер, как финансовое развитие, макроэкономика и глобальная конкурентоспособности. Его труды публикуются в финансово-экономических изданиях, среди которых the Journal of Finance, the Review of Financial Studies, the Journal of Legal Studies, the Journal of Business.
Деятельность Бриса в области консалтинга направлена на международные аспекты финансового регулирования, последствия банкротства, продажу ценных бумаг и зоны слияния. Сейчас он является научным сотрудником Европейского корпоративного управления и членом Уэльского международного института корпоративного управления. Результаты своего последнего исследования, которое определяет отношение между неравенством доходов, социальной мобильностью и конкурентоспособностью, он и представил на форуме.
Mind законспектировал наиболее интересные фрагменты выступления директора Всемирного центра конкурентоспособности и предлагает их вашему вниманию.
О зарплатах
Дональд Трамп в одном из своих выступлений говорил о том, что население США, особенно средний класс, зарабатывает сейчас меньше денег, чем 10 лет назад. И он абсолютно прав. Несмотря на рост экономических показателей, заработная плата рядовых американцев не растет. Иными словами: мы работаем тяжелее, чем наши родители, но при этом зарабатываем меньше денег.
От внедрения новейших технологий в нашей жизни мы имеем два эффекта. Первый – уменьшение производительности труда рабочих. И второй – создание массового неравенства не только в разрезе навыков, а но и в доходах. Те, кто работает с искусственным интеллектом и новыми технологиями, имеют высокий уровень доходов, а те, кто занят в других сферах аналоговой экономики, – низкий.
О производительности труда
Производительность труда чрезвычайно важна для экономики страны. На верхушке рейтинга по этому показателю стоят такие страны, как США, Германия и Швейцария, а на последних ступеньках – Бразилия, Китай, Индия и Украина.
На вопрос «Почему производительность труда уменьшается?» существует несколько ответов. Во-первых, мы стали работать меньше из-за присутствия в нашей жизни современных технологий. Они делают продуктивными не работников , а компании, где те работают. Сейчас производится больше продукции, чем в любой другой период существования человечества. Эта продукция является относительно недорогой, а значит, и за ее производство работникам платят немного. Мировой экономический кризис 2008 года также оказал влияние на уменьшение производительности труда. В результате внедрения новейших технологий люди начинают работать на менее производительных работах.
Согласно отчету McKinsey, опубликованному этим летом, в следующие 15 лет развитие технологий, в частности искусственного интеллекта и роботизации, приведет к увеличению производительности на 10% в мировой экономике. В докладе также говорится о том, что те работники, чей труд будет роботизирован, найдут себе другие места, но их труд уже будет менее эффективен.
О налогообложении
Мировой экономике необходимы глобальные изменения в налогообложении. Мы должны прийти к консенсусу, что технологические компании, а также те компании, которые не трудоустраивают людей, должны облагаться налогом другим способом. Работа роботов должна также облагаться налогом. Неизвестно, возможно ли это, но в последующие годы мы должны прийти к такому решению, при котором такие компании, как Google, Apple или Facebook, «сотрудничали» бы с обществом.
В современном мире проблема состоит в том, что мы не можем облагать налогом технологии. Посмотрев на эффективные налоговые ставки некоторых компаний, среди которых Apple, Novatris, Alphabet, Altria Group, можно увидеть большую разницу между, например, табачной компанией и компанией, занимающейся разработкой технологий. Индустриальные компании облагаются все больше, а технологические компании – все меньше. Технологические компании создают большой разрыв не только между корпоративным и личным доходом, но также и между индустриями.
О ВВП
Артуро Брис
Фото Level UP Ukraine
В период до 30-х годов XX века реальный мировой ВВП вырос в три раза. А за временной промежуток с середины ХХ века и до сих пор – увеличился в 21 раз. В первом десятилетии ХХІ века человечество выработало такое же количество продукции, какое было произведено в течение 20 веков до этого.
ВВП мировой экономики 30 лет назад рос в среднем на 8–9%, за последние десять лет ВВП увеличился на 3%. Каков прогноз на следующую декаду? Ученые говорят о том, что ВВП вырастет не более чем на 1%.
Об Украине
Брис считает, что Украине нужно активно включаться в гонку технологий. Одним из преимуществ нашей страны является то, что Украина богата талантами. Используя их, надо стремиться к тому, чтобы стать одной из самых влиятельных цифровых стран в мире.
Основная проблема Украины – это политика и существующие институты. Большая проблема для экономики Украины сегодня – низкая производительность труда. Обычно с этой проблемой сталкиваются страны, где большинство населения занято в сельском хозяйстве или на производстве. Уровень производительности труда в Украине такой же, как в Китае или Индии, поэтому нужно брать пример с этих стран.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].
У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]