Мобайл будущего: какие новые технологии и сервисы покоряют мир

Мобайл будущего: какие новые технологии и сервисы покоряют мир

И какие мировые трендовые ниши уже сейчас могут повышать монетизацию отечественных мобильных операторов

Этот материал также доступен на украинском
Мобайл будущего: какие новые технологии и сервисы покоряют мир
Фото info.indissoluble.com

К 2022 году оборот мировой мобильной экосистемы достигнет $4,6 трлн и составит 5% глобального ВВП. К 2025-му услугами индустрии будет пользоваться 5,9 млрд уникальных мобильных абонентов, или 71% ожидаемого населения Земли. Из них 5 млрд станут потреблять дата-трафик (сравните с 3,3 млрд в 2017 году). Эпоха голосовых услуг постепенно уходит в прошлое.  Такие данные были озвучены на крупнейшей мировой выставке мобильной индустрии Mobile World Congress, которая состоялась в испанской Барселоне на прошлой неделе.

Конгресс посетили более 107 000 человек из 205 стран. Свыше 2400 компаний демонстрировали посетителям свои новейшие разработки, продукты и услуги. Mind собрал ключевые – но далеко не все – стимулы для развития и повышения монетизации мобильных операторов.

Старт эры связи пятого поколения. Многие участники конгресса подчеркивали, что 5G – это технология уже ближайшего будущего, ее коммерциализация не за горами. Первая волна запуска 5G будет наблюдаться в Северной Америке, на основных рынках Азии и Европы. «Эра 5G приближается стремительными темпами. Китай, США, Канада, Япония, Южная Корея и Европа удерживают лидерство в вопросах разработки собственных планов внедрения и коммерциализации 5G», – сообщил CTO ZTE Сюй Хуэйцзюнь. 

По словам президента и главного исполнительного директора Ericsson Берье Эхольма, 5G перешел от модного слова к коммерческой действительности. Представители T-Mobile заявили, что уже в этом году планирует построить 5G в 30 городах США: Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Далласе, Лас-Вегасе и т.п. Вице-президент China Mobile Ли Чжэнмао рассказал, что его компания готовит полномасштабный коммерческий запуск 5G к 2020 году. Представители крупнейших мировых производителей сетевого оборудования Ericsson, Huawei, ZTE демонстрировали посетителям выставки уже готовые и протестированные решения для внедрения связи пятого поколения.

Мобайл будущего: какие новые технологии и сервисы покоряют мир
Фото Евгения Подгайная

А первые пользовательские 5G-смартфоны появятся на рынке в начале 2019 года, сообщили представители T-Mobile. Хотя на выставке уже можно было поюзать такие гаджеты. К примеру, ZTE представила смартфон со скоростью передачи данных 1,2 Гб/с. Компания планирует начать продажи устройств в конце 2018-го или начале 2019-го.

Президент и главный исполнительный директор T-Mobile Джон Леже заявил, что 5G – намного шире, чем более быстрая скорость. «5G станет сетью, которая обеспечивает максимальный комфорт пользовательского взаимодействия и открывает широкий доступ к интернету вещей со сверхвысокой скоростью передачи данных, чрезвычайно малым временем задержки, возможностью обрабатывать массовые соединения и беспрецедентным уровнем надежности», – рассказал главный научный сотрудник ZTE Сян Цзиин.

По прогнозам Ericsson, до 2023-го ожидается ежегодный 40% рост трафика благодаря запуску связи пятого поколения. А число 5G-соединений к 2025 году достигнет 1,2 млрд (14% от общего количества), гласят данные отчета GS8 «Мобильная экономика».

Генеральный директор GSMA Матс Гранрид уверен, что операторы продолжают расширять и модернизировать свои 4G-сети, чтобы обеспечить эволюционный путь в эпоху 5G, а также развить свои предложения для «разблокировки» новых потоков доходов в областях электронной коммерции, контента, образа жизни, маркетинга, идентификации и безопасности.

Интернет вещей. Обозримое для украинских пользователей будущее – более динамичное развитие интернета вещей после запуска 4G.  По оценкам GSMA Intelligence, к 2025 году к IoT подключат 25 млрд устройств в мире. «Рост этой ниши будет обусловлен распространением использования решений умных домов, городов и предприятий», – полагают представители GSMA Intelligence. По их данным, сегодня уже 23 мобильных оператора коммерчески запустили 41 Mobile IoT-сети по всему миру с использованием стандартов NB-IoT и LTE-M.

Участники Mobile World Congress демонстрировали посетителям выставки множество уже внедренных IoT-кейсов. Вот несколько примеров из зоны Huawei. Представители компании показывали датчик с трекером и блокератором для велосипедов, который используют сети проката. Пользователь в мобильном приложении находит ближайший к нему велосипед в городе, получает код, с помощью которого можно открыть замок и поехать.  Далее оставляет велосипед, где ему удобно,  и закрывает замок. В приложении отображается информация, что транспортное средство уже свободно и где его можно найти. «На первый взгляд, кажется, что для Украины такие проекты нереальны: велосипед украдут со всеми датчиками. Но слышал, что одна из китайских компаний обсуждала пилотный проект запуска стартапа в Житомире, где порядка 1 500 велосипедов. Также этими датчиками интересовалась сеть veliki.ua», – рассказал директор по развитию бизнеса  Huawei Ukraine Александр Сербин.

Мобайл будущего: какие новые технологии и сервисы покоряют мир
Фото Евгения Подгайная

Еще одна разработка Huawei – умные почтовые ящики. «В Германии есть обязательство государства перед жителями поддерживать отправку почтовых корреспонденций. Есть около 700 000 почтовых ящиков по всей стране. Но в наше время люди пишут очень мало писем. Чтобы не гонять впустую машину почтовой связи и проводить выемку из пустых ящиков – поставили датчики, которые реагируют на опускание писем», – пояснял Александр Сербин. На карте оператор видит число писем в каждом почтовом ящике. Потом программа выстраивает оптимальный маршрут движения курьера.  В результате, оператор экономит время и деньги.

На стенде Ericsson показывали датчики оползней. «Сенсоры размещаются в горах, где возможны лавины. Датчики очень чувствительны, они могут фиксировать микроизменения колебаний поверхности. После поступления данных, принимаются решения об эвакуации людей», – рассказывал представитель Ericsson.  Также компания демонстрировала  платформу по орошению, точечному земледелию, внесению удобрений.

Схожее решение показывал на выставке и Turkcell. Представители компании подчеркнули, что в отличие от аналогов, у пользователей будет возможность получить консультацию у специалистов по вопросам ведения сельского хозяйства. Еще одна интересная новинка Turkcell – стеки-навигаторы для слабовидящих людей. Гаджет и мобильное приложение подсказывают пользователю, как добраться до определенной локации, сесть в общественный транспорт и т.п. Система оповещает водителей автобусов о наличии таких пассажиров в транспорте, где они хотят выйти. Слабовидящий  пользователь управляет приложением с помощью голоса. 

Мобайл будущего: какие новые технологии и сервисы покоряют мир
Фото Евгения Подгайная

Директор по развитию бизнеса Huawei Ukraine полагает, что в нише IoT океан возможностей и для украинских мобильных операторов. «Для того чтобы успешно работать в области интернета вещей необходимо три компонента: инфраструктура, платформа, которая будет обеспечивать операции (обрабатывать трансакции, передавать информацию на пульт управления) и экосистема. Мы считаем, что сейчас украинские мобильные операторы продают только сим-карты для интернета вещей», – отметил Александр Сербин. По его мнению, если в будущем игроки смогут замкнуть на себя платформу и стать источником поставок чип-сетов (набор микросхем, спроектированных для совместной работы с целью выполнения набора заданных функций. – Mind), то любой стартапер с хорошей идеей сможет прийти к ним, разработать свое устройство, вставить туда чип-сет, написать приложение, которое будет работать на уже существующей платформе у операторов. Затраты и время на вход в бизнес существенно уменьшатся. А число возможностей для запуска увеличивается.

Мобильные деньги. По мнению Матса Гранрида из GSMA, мобильные деньги превратились в ведущую платежную платформу для цифровой экономики на многих рынках. В 2017 году мобильная денежная индустрия обработала транзакции на $1 млрд в день. «Стимулирует развитие этой ниши ускоренный рост взаимодействия между банками и мобильными кошельками, проникновение смартфонов, распространение финтех-компаний, оцифровка новых секторов экономики», – полагают организаторы  Mobile World Congress.

В прошлом году было уже более 690 млн зарегистрированных счетов в более чем 90 странах. «Эпицентром мобильных денег уже давно является Африка к югу от Сахары. Рост там не намерен замедляться. Хотя в 2017 году самым быстрорастущим регионом по зарегистрированным счетам стала Южная Азия, где наблюдался  47% годовой рост. И сейчас страны этого региона держат 34% от общего числа счетов по всему миру», – рассказывают представители GSMA.

В Украине мобильные деньги только на старте. В прошлом году «большая тройка» зарегистрировала свои финансовые компании. После запуска 4G операторы намерены более активно продвигать эти услуги. По мнению Александра Сербина, развитие  мобильных денег в нашей стране подстегнет конкуренцию среди мобильных операторов и окажет позитивное влияние на банковский сектор. Для последнего рост конкуренции, возможно, станет стимулом снижения комиссий.  «Одним из стимулов привлечения клиентов могло бы стать предложение мобильными операторами кешбека (возврата наличных денег, такие бонусные программы для повышения лояльности в мире используют банки, e-commerce и т.п. – Mind). К примеру, кешбек уже запустил Monobank. Если мобильные операторы хорошо проработают схему кешбека, то услуги мобильной связи в будущем  могут оказаться вообще бесплатными для пользователей. А игроки будут получать доходы от партнеров за доступ к своим абонентам», – полагает директор по развитию бизнеса Huawei Ukraine.

Мобайл будущего: какие новые технологии и сервисы покоряют мир
Фото Евгения Подгайная

Тяжелый контент. Ведущие мировые мобильные операторы давно развивают видео-нишу, предлагая своим абонентам различные сервисы. «Одним  из ключевых источников роста монетизации украинских операторов тоже станет видео. Отечественным игрокам нужно научиться зарабатывать на нем, наладить схемы сотрудничества с ОTT-провайдерами или с поставщиками контента, либо самим стать таковыми», – считает Александр Сербин. Спикер приводит в пример американского оператора AT&T, который купил медиахолдинг Time Warner и начал предоставлять контент. Другие американские операторы берут широтой: на свою платформу замыкают большое количество ОTT-провайдеров и их контент транслируется пользователям.

«В Украине мы видим разные схемы. Например, «Киевстар» ранее использовал ОTT-партнерство, перепродавая контент. Но после того как операторы предложили безлимитные пакеты – идея, как заработать на ОTT, не совсем понятна. Получается пользователю все равно, из какого источника он будет брать видео, ведь нет разницы в цене», – шутит директор по развитию бизнеса  Huawei Ukraine. 

По мнению спикера, ценовая конкуренция за дата-абонента вскоре может аукнуться мобильным операторам. «Как абонент я очень рад, что мы получаем много интернета за маленькие деньги. А как представитель бизнеса понимаю, что это путь в никуда. Операторы серьезно лимитируют возможности своего бизнеса. И завтра у них не будет хватать денег для нормального развертывания сети, ее емкости, покрытия и тому подобного. Если бы расценки на услуги связи были выше, операторы могли бы более быстро и качественно организовать покрытие почти всей территории страны. Абоненты могли бы наслаждаться большим разнообразием услуг и на большей территории Украины», – резюмирует Александр Сербин.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате