Государства против офшоров: как и почему меняются бизнес-модели крупного капитала
Акселераторы неравенства – налоги, лояльные юрисдикции, хватательный рефлекс

Мир погружается в новую борьбу за деньги корпораций, нащупывая сложные компромиссы между снижением налогов и построением режима эффективного противодействия уклонению от налогообложения. А в Киеве, похоже, все уже сосредоточились на выборах, рискуя упустить время, нарастить отставание и угодить в санитарную изоляцию. Коктейль из предвыборных манипуляций и стремления имплицитно законсервировать систему перераспределения усыхающего национального богатства ведет страну по спирали вниз.
Борьба за деньги
В мире уже насчитывается 2043 долларовых миллиардера. По итогам 2017 года у 42 богатейших персон был такой же достаток, как у 3,7 млрд беднейших жителей планеты.
И финансовое неравенство ускоренно растет. Доходы рядовых рабочих с 2006 по 2015 год увеличивались в среднем на 2% в год, тогда как богатство миллиардеров – в шесть раз быстрее.
Одним из инструментов такой динамики стали офшоры. Активы, размещенные в офшорных юрисдикциях и налоговых гаванях, оцениваются в размере $21–32 трлн (без яхт и т. п.). Этот ресурс пополняется ежегодно на $1–1,6 трлн. Для сравнения, совокупный ВВП планеты Земля по паритету покупательной способности оценивался Всемирным банком (ВБ) в 2016 году в размере около $121 трлн.
Несмотря на эти цифры существенно ускорить глобальные изменениям в вопросе противодействия уклонению от налогообложения и офшорной оптимизации смогло лишь выявление существенных налоговых потерь бюджета США. За 2009–2011 годы сумма пассивной прибыли только офшорных подразделений Apple достигла $35,4 млрд, Google – $24,2 млрд.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) оценивает ежегодные «офшорные» потери в бюджетах стран мира на уровне $100–240 млрд.
Сопротивление изменениям легко представить. 50 крупнейших американских компаний, в том числе Pfizer, Goldman Sachs, GE, с 2009 по 2015 год потратили $2,5 млрд на федеральное лоббирование: почти по $50 млн на каждого члена Конгресса. В результате на каждый доллар, вложенный в сопровождение налоговых вопросов, они получили около $1200 в виде налоговых льгот.
Мотивация изменений здорового человека
«Эмпирические данные свидетельствуют о том, что поведение, приносящее доход многонациональным корпорациям, несет значительную и растущую обеспокоенность, которую следует решать с помощью налоговой реформы», – подчеркивала администрация президента США Барака Обамы в ходе налоговой реформы.
«Многое из этого легально – в этом и состоит проблема. Они используют систему в своих интересах. Многие из этих лазеек существуют за счет семей, относящихся к среднему классу. Это новый способ вывода денег из Соединенных Штатов – денег, которые можно было бы использовать для улучшения дорог, школ и для реализации других государственных программ», – уточнял сам Обама.
При этом еще ранее США начали внедрять такой инструмент, как Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA), который позволяет следить за деньгами американцев за рубежом: к нему уже присоединилось около 60 стран.
Изменения в вопросе деофшоризации состоялись не только в США.
Новый мировой порядок
Выявленный масштаб налоговой эрозии привел к признанию лидерами стран G20 в 2012 году необходимости борьбы с уклонением от налогообложения. На саммите G20 в 2015 году был одобрен план противодействия Base erosion and profit shifting (BEPS), разработанный ОЭСР. Это стало отправной точкой для быстрых и масштабных изменений в десятках стран – крупнейшей реформы международного налогообложения за почти 100 лет.
Они формируют новую «нормальность» из того, что ранее было «ненормальностью»: деньги больше не могут в полной мере рассчитывать на тишину, эра офшоров завершается.
Боевое применение налогов
Новый поворот в глобальной налоговой истории сделал президент США Дональд Трамп. Крупнейшую в истории Соединенных Штатов налоговую реформу можно назвать, в определенной мере, корпоративной контрреволюцией.
Под давлением бизнеса проведено радикальное снижение налога на прибыль юридических лиц с 35 до 21%, а также налога на возвращаемые средства от деятельности компаний за рубежом до 15,5% – для наличных средств, а для безналичных – до 8% (вместо 35%).
Этот шаг фактически откладывает на потом решение проблемы растущего финансового неравенства, но никоим образом не отменяет принятых решений по повышению налоговой прозрачности.
Прогресс в этом направлении очевиден, но до окончательного решения проблемы еще далеко. Например, сложности остаются в Неваде и Дакоте.
Тем не менее, инерция случившегося уже заставила крупнейшие экономики мира динамично двигаться под влиянием обоих этих факторов.
В темпе вальса
Готовят снижение налогов Франция и Германия. Очень интересные изменения налоговых правил проводит Япония – снижение налогового давления для преодоления дефляции, а также изменения с учетом BEPS.
В Великобритании активно обсуждаются налоговые перспективы сбалансирования бюджета. Но борьба за прозрачность и налоги уже вылилась в нашумевший закон «Ордера на состояние неясного происхождения», который еще может заставить понервничать украинских чиновников.
Словения готовит введение налога на операции с офшорами и низконалоговыми юрисдикциями – 20% по старым операциям, 22% – по новым и при нарушении – 80%. Румыния изучает возможность снижения ставки НДС еще на один процентный пункт – до 18%.
Радикальная реформа проходит даже в России. Пока в Украине лишь идет дискуссия о необходимости введения отчетности по контролируемым иностранным компаниям (КИК) российский бизнес уже задекларировал 7200 КИКов – там идет уже вторая волна амнистии капиталов.
На окраине мирового капитализма
Есть мнение, что уровень налоговых ставок, среди прочего, указывает на степень доверия к правительству – чем выше ставка, тем выше должна быть уверенность налогоплательщиков в эффективном использовании средств на общее благо.
Если уровень ставок перестает совпадать с уровнем доверия к государству – падает дисциплина, возникают неплатежи, формируется теневая экономика. Взгляд на Украину под этим углом предельно информативен. Ставки налогов ниже европейских, но доверие к власти еще намного ниже.
В результате теневая экономика бьет рекорды, а 80% поступлений налога на прибыль обеспечивают лишь 0,5% от общего количества плательщиков налога.
Согласно рейтингу Paying Taxes 2018 (ежегодный совместный проект ВБ и компании PwC), общая налоговая нагрузка в Украине составляет 37,8%, в Европейском союзе (ЕС) – 40,5%, тогда как общий мировой показатель – 39,6%.
Ставки налогов в ряде стран Европы, %
страна | ставка НДС | налог на доходы физлиц | налог на прибыль предприятий |
Польша | 23 | 32 | 19 |
Австрия | 20 | 55 | 25 |
Чехия | 21 | 22 | 19 |
Эстония | 20 | 20 | 20 |
Венгрия | 27 | 15 | 19 |
Украина | 20 | 18 | 18 |
Не стоит также забывать, что Украина пообещала своему основному кредитору не проводить снижение налоговых ставок. И президент пока держит слово в этом вопросе, перекладывая ответственность на внешних оппонентов: законопроекты по налогу на выведенный капитал и о снижении НДС с 20% до 16% отклонены.
Вместе с тем пока отложено и предложение по сокращению «внутреннего офшора» – упрощенной системы налогообложения, которая активно используется крупными компаниями для оптимизации налоговых платежей. По данным разработчиков соответствующего законопроекта, в 2017 году, чтобы заплатить нетто зарплату в 10 000 грн (на руки) по работнику – ФОПу нужно было перечислить бюджет и соцфонды 1267 грн (13%), а за наемного работника – 4150 грн (41,5%).
Кроме того, прощупываются и еще более экзотические варианты. Например, официально вернуть в Украину СЭЗ – обнести колючей проволокой и ковать победу для избранных. Хотя, в принципе, если Неваде можно, то почему нам нельзя?
Где хорошо – там и Родина
В Украине отсталое корпоративное право, а суды превратились из инструмента справедливости в инструмент экспроприации. И государство признало это, внеся в новый закон о приватизации английское право. Доступность кредитов, подвижность трансграничных перечислений, надежность банковской системы и защищенность сбережений – это все не про Украину. Отсюда и офшоры.
Пока не восстановлено доверие к суду и праву, говорить о налоговых амнистиях преждевременно: если критических изменений не произойдет, ситуация будет повторяться. Пока же сохраняется правило: легальный бизнес всегда будет менее рентабельным, чем нелегальный, но в Украине он еще и такой же рискованный из-за рейдерства и произвола чиновников.
Офшорная конфиденциальность служит убежищем. Но всем – честным бизнесменам, коррумпированным чиновникам и наркоторговцам. И это необходимо менять. Речь идет не о запрете офшоров, а об открытии информации о бенефициарах офшорных счетов с целью взимания налогов и противодействия отмыванию преступных денег. Незаконный финансовый поток из Украины в 2004–2013 годах в среднем составлял $11,7 млрд в год.
За четверть века офшоры стали одним из базовых элементов в финансово-правовой структуре экономики страны. Поэтому у противников реформ достаточно опыта, сил и средств, чтобы эффективно противостоять внутренней фронде. Фактически внешнее давление – единственный фактор, способный привести хотя бы к некоторым изменениям.
Кому сладок дым отечества?
Президентские эксперты ранее называли 15 самых больших промышленно-финансовых групп Украины: СКМ, ИСД, Group DF, «Донецксталь», «Энергетический стандарт», EastOne, «Мироновский хлебопродукт», «Приват», «Слав АГ», «Смарт-Холдинг» ТАС, «Укрлендфарминг», «Укрпроминвестм, «Универсальная Инвестиционная Группа» и «Финансы и кредит».
Война внесла свои коррективы в этот перечень, что никоим образом не снимает ответственность с этих объединений за сформированный бизнес-климат и законодательное поле. Кто в большей мере владеет – у того большая доля ответственности. По оценке Института социально-экономической трансформации, в 2014 году 18 миллиардеров владели $52 млрд, или почти 40% ВВП Украины.
И речь не идет просто об иммунитете олигархов от контроля. Сам президент в своем послании признается, что сложившийся тренд заключается не в эпизодическом подкупе отдельных госслужащих, судей, а в непосредственном подчинении их деятельности интересам большого нелегитимно приобретенного капитала.
Согласно исследованиям World Economic Forum Executive Opinion Survey и Economist Intelligence Unit Country Risk Ratings, бизнес признал судебную систему не способной помешать коррупции при распределении госсредств в Украине.
Прилично одетые воры
При этом около 90% объема отмывания доходов, полученных преступным путем, контролируют так называемые белые воротнички: публичные деятели, финансисты, юристы, адвокаты, нотариусы, аудиторы, бухгалтеры, риелторы.
В результате принятое законодательство о трансфертном ценообразовании легко преодолевает даже трехуровневая схема, в которой офшор возникает последним. Бизнес адаптируется – на офшоры приходится лишь 4% от общего количества транзакций с другими юрисдикциями.
Все давно обустроено и отлично работает. Например, в низконалоговой юрисдикции создается трейдер, который скупает товар украинского экспортера по заниженной цене, перепродает его по рыночным ценам и разницу отправляет в офшор. В тот же офшор через Кипр направляются дивиденды украинского экспортера, а потом возвращаются в Украину в виде кредитов, и вновь покидают родину в виде процентных платежей – сплошная экономия на налоге на прибыль.
Поэтому, когда предлагается введение отсекающих налогов по операциям лишь с офшорами, а не в целом с низконалоговыми юрисдикциями, – это лишь предвыборный популизм.
Приблизительная оценка потерь Украины, млрд грн в год
объемы | потери бюджета | |
Офшорные схемы | 260-320 | 50-65 |
Нарушение таможенных правил и контрабанда | 80-230 | 25-70 |
Источник: Институт социально-экономической трансформации
Соревнование геростратов
Пока тема изменений офшорно-налоговой ситуации в Украине остается без развития, хотя в парламенте и около него наработано значительное количество законопроектов.
План BEPS включает 15 позиций, включая меры по электронной торговле. Их полноценная реализация требует, среди прочего, существенных вложений. Поэтому был предусмотрен облегченный вариант.
Украина присоединилась к плану BEPS в 2017 году, взяв обязательства по внедрению минимального пакета изменений из четырех шагов.
В частности, речь идет о соответствующем пересмотре налоговых конвенций с другими странами, а также о внедрении отчетности крупных групп компаний по всем юрисдикциям своего присутствия.
Но когда дело дошло до конкретных шагов – все застопорилось. В январе Украина отказалась присоединиться к Многосторонней конвенции по имплементации мер, связанных с налоговыми соглашениями, для предотвращения BEPS (MLI).
Как пояснили Mind в Минфине, правительство еще 27 декабря одобрило проект распоряжения президента о предоставлении главе Минфина полномочий на подписание MLI: необходимый пакет документов был направлен в Администрацию президента. Там его движение и застопорилось.
«До даты подписания в Париже министр финансов не получил полномочий на подписание конвенции. Поскольку процедура предусматривает возможность дистанционного подписания многосторонней конвенции, после предоставления полномочий министру финансов Александру Данилюку Украина согласует с Секретариатом ОЭСР конкретную дату подписания», – разъяснили в Минфине.
В министерстве отметили, что присоединение к MLI позволит выполнить половину мероприятий из «минимального стандарта» плана BEPS.
Впрочем, MLI – это еще далеко не все. Например, о продвижении выгодной для бюджета идеи отчетности в разрезе country-by-country также пока не слышно, хотя эта норма, по оценке советника министра финансов Елены Макеевой, коснется менее 100 компаний в Украине.
Налоговое динамо
Ранее о расхождениях с Минфином в подходах к реализации плана по BEPS заявлял Нацбанк. Среди прочего, НБУ настаивал на раскрытии резидентами Украины своего участия в КИК и присоединении к автоматическому обмену финансовой информацией на основании Конвенции о взаимной административной помощи в налоговых делах, которую ратифицировала Украина.
Речь идет о Multilateral Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters (MCMAATM), которая предшествовала Конвенции о сотрудничестве между компетентными органами или Multilateral Competent Authority Agreement (МСАА), ставшей основой для современной модели обмена данными (CRS), которая пока не применяется в Украине.
Вместе с тем, в Минфине считают имеющиеся различия не принципиальными: Нацбанк активно сотрудничает в рамках подготовки законопроекта по имплементации минимального стандарта BEPS и некоторых дополнительных шагов плана действий BEPS (в частности, 3, 4, 8-10).
«Нацбанк настаивает на одновременном внедрении всех указанных шагов. Их реализация позволит привести контроль за трансфертным ценообразованием в соответствие с требованиями ОЭСР, а также создать благоприятные условия для ведения бизнеса в Украине путем установления международных стандартов налогового контроля для всех участников международной торговли», – отметили в министерстве, но не уточнили, когда ожидать синхронизации позиций финансовых властей.
В НБУ на запрос Mind пока не ответили.
Черепашьим шагом
Так или иначе, но в конце 2018 года OЭСР обнародует список стран, которые не реализовали минимальный пакет по BEPS. А его выполнение является одним из трех критериев Евросоюза по отнесению стран в черный список офшоров.
То есть, при наихудшем сценарии, европейский налогоплательщик сможет обоснованно спрашивать – зачем его деньги направляют в виде макрофинансовой помощи в коррумпированный офшор, где в значительной мере они будут присвоены местными олигархами?
В главном финансовом ведомстве страны пока сохраняют спокойствие. «Большинство стран мира попали в список из-за того, что не присоединились к MLI и не задекларировали свое желание относительно этого. Избежать подобной ситуации в отношении нашей страны можно не только путем подписания Многосторонней конвенции в рамках официальной церемонии, но и дистанционно», – отметили в Минфине.
О перспективе автоматического обмена информацией по стандарту отчетности CRS в министерстве пояснили, что в ближайшее время правительство внесет в парламент законопроекты о ратификации соглашения между правительствами Украины и США по FATCA, а также о соответствующих поправках в Налоговый кодекс и другие законы.
Эти изменения позволят осуществлять обмен информацией не только в рамках положений FATCA, но и по другим действующим международным договорам, содержащим положения об обмене информацией для налоговых целей. В том числе станет возможным автоматический обмен информацией в соответствии со стандартом отчетности CRS.
Пока Украина может обмениваться информацией лишь по единичным запросам.
«Государственная фискальная служба сейчас работает над адаптацией внутренних IТ-систем к требованиям, которые позволят осуществлять обмен информацией в автоматическом режиме», – заверили в Минфине.
В министерстве подчеркнули, что CRS MCAA дает возможность применить единый стандарт автоматического обмена информацией о банковских счетах и их владельцах.
Впрочем, пока это лишь зыбкие законодательные планы на предвыборный год. А ведь существует риск, что даже при реализации плана по BEPS – он не сработает. Речь не только о слабости украинского государства, но и о постоянной работе тысяч юристов по всему миру над поиском обходных путей: безотзывные трасты, страховые инструменты, административные фонды (STAK), доверенные лица в других юрисдикциях и в конце концов эмиграция бизнесменов в другие страны.
Контролируемые операции
2015 | 2016 | 2017 | |
Проанализировано отчетов, тыс. | 1,9 | 2,9 | - |
Направлены запросы плательщикам по трасфертному ценообразованию | 41 | 94 | 60 |
Проверки | 3 | 29 | 23 |
Доначисление налога на прибыль по проверкам, млн грн | 29,6 | 71,6 | 297,8 |
Уменьшен отрицательный финрезультат, млн грн | 31,7 | 208,5 | 3715,2 |
Данные: годовые отчеты ДФС
Беда не приходит одна
Мало хлопот с BEPS, так опять повеяло неприятностями и со стороны международной борьбы с отмыванием денег. Украина находилась в "черном" списке FATF с 2002 по 2004 год и затем в 2010-2011 годах. Выход из него стоил больших денег, хлопот и имиджевых потерь. Но постоянство – признак мастерства: есть вероятность снова угодить в нереспектабельную компанию.
Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию средств и финансированию терроризма (MONEYVAL) в начале года обновил оценку ситуации в Украине. Среди основных выводов: стране необходимо ужесточить ответственность за преступления, нужны расследования и судебные преследования высокопоставленных лиц – как прошлого режима, так и действующих чиновников высокого ранга и их партнеров.
«Огромный размер теневой экономики, усугубляемый широко распространенным использованием наличных, делает страну особенно уязвимой», – подчеркнули в MONEYVAL. Кроме того, Комитет отмечает, что режим конфискации в Украине не применяется властями последовательно во всех случаях.
При этом в MONEYVAL напрямую указывают – властям нужно в большей мере осознать имеющиеся риски отмывания денег в сфере трансграничных операций. При этом для анализа рисков нужна более надежная статистика, а кадровое и IT обеспечение финансовой разведки в стране не соответствуют имеющимся вызовам.
Отчет Украины перед MONEYVAL по этим рекомендациям запланирован на первом же пленарном заседании Комитета в 2019 году.
По нисходящей спирали
Исследователи из Гарвардского университета Рикардо Хаусман, Джейсон Хванг и Дени Родрик еще 12 лет назад выявили сильную связь между подушным ВВП и структурой экспорта. Суть открытия в том, что если экономика добивается увеличения экспорта технологически сложных товаров, то по уровню подушевого ВВП она начинает приближаться к экономикам, которые экспортируют похожие товары.
То есть, когда развивающаяся страна становится все более похожей на развитые экономики с точки зрения структуры экспорта и накопленных в промышленности новаций, то она становится похожей на них и с точки зрения ВВП и населения.
Соответствующего прогресса невозможно добиться, консервируя сложившуюся систему. Офшорная торговля лесом-кругляком, рудой, зерном и стальными слябами может увеличивать благосостояние лишь отдельных индивидов, а не всей страны.
Для сложных производств нужны здоровые инвестиции, а для инвестиций нужна эффективная система восстановления справедливости и привлечения к ответственности. Практическое участие Украины в BEPS, MLI, CRS, усиление борьбы с легализацией коррупционных доходов, формирование действенного антикоррупционного профиля власти – это повышает риски для торговли государством. А значит, это дает шанс на улучшение инвестклимата и, в конечном счете, на столь желаемое реальное повышение уровня доходов населения.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].