Место правоохранителей в экономике: как долго силовики будут кормиться за счет бизнеса
На что жалуются предприниматели, и чего хотят чиновники

Как бы ни хотелось группе людей, контролирующих госаппарат и парламентское большинство, подтвердить свою эффективность за год до истечения мандата – аргументов для этого все еще недостаточно. Коррупционная девиация искажает все реформы – реальность опровергает все слова. Но не все потеряно, если об имеющихся проблемах все еще можно говорить, не особо опасаясь репрессий. Западники из состава широкого правительства пожаловались друг другу на произвол силовиков в рамках нового проекта Минфина Policy Talks. И Mind записал ключевые оценки.
Прокрустово ложе правопорядка
Основной вывод, который можно сделать по итогам обсуждения – количество правоохранительных и примкнувших к ним органов, а также сумма расходов на их содержание слабо увязываются с уровнем преступности в экономике, но имеют прямое влияние на инвестиционный климат. Отрицательное.
«Экономика стала заложником правоохранительной системы… Международные инвесторы не спешат сюда инвестировать – у них есть альтернативы, они этим пользуются. Экономика растет медленно. Настолько медленно, что люди даже не могут ощутить», – сказал организатор ивента, министр финансов Александр Данилюк.
По его словам, для ощутимого ускорения экономической динамики необходим чистый приток иностранных инвестиций свыше $10 млрд в год, но на это сложно рассчитывать, пока любая компания в любое время может пережить обыск или оказаться под следствием.
Под «бульдозер» силовиков попадают даже крупные компании, не говоря о средних и малых. При этом министр констатировал: ГПУ и СБУ тратят деньги налогоплательщиков, среди прочего, на то, чтобы вмешиваться в формирование внутренней политики, как в случае с реформой Национальной медицинской академии.
«В прошлом году мы потратили 36 млрд грн на обеспечение деятельности правоохранительных органов. Однако, являются ли оправданными такие колоссальные расходы?», – задал министр острый вопрос присутствующим, как бы дистанцируясь от того, что он имеет прямое отношение к принятию именно такого бюджета.
Нужно больше чиновников – чтобы было больше чиновников?
Тем не менее, исходя из сказанного главой Минфина – основные вопросы есть по деятельности СБУ, ГПУ и налоговой полиции, в отличие от НАБУ, САП и Нацполиции.
В частности, глава Минфина сообщил, что на конец минувшего года в Украине насчитывалось 11 315 прокуроров, что является наибольшим показателем в Европе: 32 прокурора на 100 000 человек, тогда как в Латвии – 17, в Германии – 10, во Франции – 6.
Эти цифры – продолжение старой дискуссии. И с точки зрения прокуратуры этого количества даже недостаточно. Европейские прокуроры, преимущественно, сосредоточены на поддержке государственного обвинения в судах, тогда как на украинских возложен ряд дополнительных функций, вне уголовного процесса.
Кроме того, в Украине ежегодно регистрируется около 1 млн уголовных производств: нагрузка на одного прокурора достигает в местных прокуратурах Киева – до 600 производств в год, Львова – свыше 350 производств.
Впрочем, относительно количества производств, у бизнеса есть свое мнение. В частности, по словам, основателя и совладельца компании «Нова Пошта», президента организации «Союз украинских предпринимателей» Вячеслава Климова, уголовные производства стали лишь инструментом влияния на бизнес – предприниматели уже меряются тем, по кому больше уголовных производств.
«Кому придет в голову активно инвестировать в экономику, когда практически половину своего времени и энергии ты тратишь на сопротивление правоохранительной системой, а не на работу над качеством и сервисом своего бизнеса», – сказал он.
По данным основателя и директора компании YouControl Сергея Мильмана, устойчивые группировки в составе органов безопасности фактически занимаются серийным уничтожением компаний. «Преступники (в рядах правоохранительных органов. – Mind), которые влияют на экономику, в значительной мере разрушают какое-либо желание создавать что-либо полезное в Украине», – признал Сергей Мильман.
При этом по количеству чиновников в экономических ведомствах также есть вопросы. «Прекрасное начало очередной (десятой за четыре года) реформы фискальной службы. Вчера правительство увеличило численность центрального аппарата ГФС на 27%, а значит, еще 450 чиновников начнут плодить инструкции, правила, особые меры по сбору налогов. Новая философия: реформа – это когда нас много», – сообщил эксперт по вопросам налоговой и таможенной политики реанимационного пакета реформ Вячеслав Черкашин.
Бремя безопасности
Крепко досталось в ходе обсуждения СБУ. «Большинство украинцев не доверяют органу, который отвечает за их безопасность. Уровень доверия к СБУ сегодня с отметкой «минус» – минус 35%. Что интересно: СБУ – самая большая спецслужба Европы: 31 000 человек. На втором месте Беларусь. На третьем Великобритания – но там 4500 человек и населения в 1,5 раза больше», – отметил Данилюк.
По его словам, СБУ выполняет ряд несвойственных ей функций – вмешивается в процессы частной предпринимательской деятельности, занимается растаможкой, майнингом. При этом, он подчеркнул, что Служба не смогла защитить госорганы даже от хакерских атак, которые привели к ощутимым потерям.
«Деятельность, которая не направлена на основную функцию – демотивирует тех, кто на самом деле занимается контрразведкой. Таких, к сожалению, в Службе безопасности меньшинство», – резюмировал он.
Относительно СБУ главу Минфина поддержал директор НАБУ Артем Сытник: «СБУ занимает очень много места – таможня и другие бизнесы, это вообще не специфика спецслужб».
Говоря о налоговой полиции, глава Минфина отметил, что она уже давно находится вне закона, но вместе с тем на ее содержание запланировано выделение 1 млрд грн.
КГБ головного мозга
Одной из позиций, вокруг которой объединились участники дискуссии, стало признание в качестве источника проблем консервации советских госорганов, которые адаптировались к новым условиям и приступили к использованию своего влияния для обогащения и противодействия сторонникам изменений.
«Последние четыре года показывают, что реформировать орган, который достался в наследство от Советского союза, невозможно. По крайней мере, позитивных примеров такой реформы мы не имеем», – сказал Сытник.
По словам директора НАБУ, улучшить ситуацию можно, лишь создавая новые госорганы, прописывая определенные переходные периоды. Кроме того, он признал, что в значительной мере за сложившуюся ситуацию несет ответственность Верховная Рада.
«В Украине прозрачных правил игры нет. И это не задание правоохранительной системы – устанавливать эти правила. Это задание нашей политической элиты, парламента – установить правила игры, дать возможность бизнесу выжить. Давайте будем объективными – если сейчас бизнес будет жить по всем существующим правилам – он просто не выживет. И это несет большие коррупционные риски», – подчеркнул директор НАБУ.
По его словам, необходимо установить «правила гры», которые станут пусть не комфортными, но приемлемыми для бизнеса, тогда как правоохранительную систему направить на выполнение роли арбитра.
При этом директор НАБУ отметил важность создания Службы финансовых расследований, которая должна сосредоточиться на коррупции в частном секторе, нарушающей конкуренцию и ведущей к уклонению от уплаты налогов.
«Сейчас, к сожалению, в Украине мы обсуждаем только борьбу с коррупцией в публичной плоскости… Если ты уклоняешься от уплати налогов, в частной сфере даешь деньги за подписание контрактов – это тоже коррупция», – пояснил он.
Periculum in mora
Среди предложенных рецептов улучшения ситуации – ужесточение ответственности за неправомерные и ошибочные действия сотрудников госорганов, формирование независимой и эффективной службы внутренней безопасности в каждом из них, тщательный конкурсный отбор персонала.
Министр финансов отметил риски компромиссов на пути реформ. «Когда мы идем на политический компромисс – мы получаем в конце концов систему, которая не дает результат и не получает поддержку от граждан», – сказал он.
В свою очередь директор НАБУ напомнил о необходимости политической воли руководства и важности назначения решительного руководителя для реализации реформ.
А представители бизнеса указали на целесообразность максимально легального ведения дел. «Когда ты платишь белую зарплату, все люди оформлены на работу, когда ты платишь огромные налоги – ты можешь совершенно по-другому разговаривать с правоохранительной системой… Мы не теряем оптимизма, мы собираемся инвестировать в страну и развиваться здесь», – заверил руководитель компании «Нова Пошта», у которого недавно был проведен 8-часовой безрезультатный обыск.
Бизнес-омбудсмен, европейский комиссар по налогообложению (2010-2014) Альгидрас Шемета предложил «белым» предприятиям объединяться для противостояния общей проблеме. В связи с этим он напомнил, что в Украине уже создана Всеукраинская сеть добропорядочности и комплаенса – пройдя жесткие процедуры, к ней уже присоединилось 60 компаний. «Надеюсь, что со временем такое движение станет прибыльным и модным в Украине», – подчеркнул он.
Впрочем, Шемета признал, что пока ситуация остается сложной: к нему поступило около 80 жалоб на правоохранителей только за первый квартал. «35-40% экономики находится в тени. Значит, есть и бизнес, который эту тень поддерживает. Очень часто правоохранители, вместо того чтобы точечно работать с теми, кто действительно производит тень в Украине, давят на бизнес, который ведет нормальную предпринимательскую деятельность», – посетовал защитник предпринимателей.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].