Месть декларантов: почему Рада не пошла навстречу антикоррупционерам

Месть декларантов: почему Рада не пошла навстречу антикоррупционерам

А вопрос е-декларирования, как и раньше, будет использоваться в политических целях

Цей текст також доступний українською
Месть декларантов: почему Рада не пошла навстречу антикоррупционерам
Народные депутаты Светлана Залищук и Егор Соболев во время пресс-конференции "Внесение альтернативного законопроекта по отчетности и е-декларированию для общественных активистов" в Киеве 21 июля 2017 г.
Фото УНІАН

Во вторник Верховная Рада Украины не приняла даже в первом чтении сразу два законопроекта, касающихся освобождения антикоррупционных активистов от подачи электронных деклараций. И если фиаско законопроекта № 6271 можно было бы объяснить одиозностью автора (Юлия Тимошенко), то законопроект № 6674 в срочном порядке подавал президент Петр Порошенко, у которого с парламентом особых проблем никогда не возникало.

В чем суть? Эпопея с е-декларированием в Украине продолжается уже несколько лет, начиная с введения этого института в правовое поле и создания Национального агентства по предотвращению коррупции. Но в 2017 году законодательство претерпело ряд важных изменений. 23 марта прошлого года Верховная Рада приняла закон «О противодействии коррупции», которым обязала борцов с коррупцией подавать электронные декларации. Уже 27 марта документ был подписан президентом  Порошенко. С тех пор в политикуме не прекращались дискуссии, но реальная актуальность документа проявилась только сейчас, когда антикоррупционерам пришло время отчитаться за 2017 год.

Зачем гражданских активистов взяли «на крючок»? С самого начала стало понятно, что в украинских реалиях е-декларирование превратилось в инструмент политической борьбы. И, как любой инструмент, он бьет по той категории, на которую распространяется. Если раньше под ударом были чиновники и депутаты, то теперь последние решили захватить в свою лодку главных критиков – представителей антикоррупционных общественных организаций. Предтечами были скандалы, связанные с Сергеем Лещенко и Виталием Шабуниным, которых обвиняли в ведении образа жизни, который не соответствует официальным доходам. Теперь же, согласно закону, антикорруционеры попали в положение своих же информационных мишеней и будут вынуждены отчитываться за каждый доллар и его происхождение. Своеобразная политическая месть от депутатов по-украински.

Почему для борцов с коррупцией вопрос настолько болезненный? Потому что каждый из членов общественных организаций понимает, как устроено информационное поле и к каким последствиям приведет е-декларирование с высвечиванием подробностей о грантах и прочей донорской помощи. Учитывая, что практически все антикоррупционеры уже давно являются действующими политиками с амбициям, все это сведется к банальной войне компроматов. А с учетом специфики работы НАЗК и прочих специальных органов, не исключено, что вопросы при проверки деклараций возникнут именно к активистам. У последних же, ко всему прочему, отнимают единственный фактор политической капитализации – борьбу с коррупцией.

Почему Порошенко экстренно внес законопроект? Тему с е-декларированием для активистов можно было бы давно закрыть, если бы не реакция Запада. Вялотекущая критика в фоновом режиме продолжалась весь год, но на прошлой неделе стало ясно, что все действительно серьезно. Комиссар Евросоюза Йоханнес Хан выступил с крайне жестким заявлением, которым дал понять, что для ЕС этот вопрос является принципиальным. «Украинская власть не выполнила взятого ею обязательства. То, что она не в состоянии отменить распространение требования, установленного для государственных служащих, представителями гражданского общества, не отвечает европейским устремлениям Украины и настойчивым рекомендациям Украине от международных партнеров, в том числе ЕС, Венецианской комиссии и ОБСЕ», – говорится в заявлении.

На следующий день подключились и другие игроки. 29 марта послы стран «Большой семерки» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия и Япония) выразили обеспокоенность необходимостью подачи электронных деклараций активистами общественных организаций в Украине, Государственный департамент США призвал отменить «карательный закон». Украинская власть решила не испытывать судьбу – и президентский законопроект был срочно внесен в Раду.

Есть ли в словах Запада двойные стандарты? Объяснения, почему е-декларирование должно быть выборочным и чем это обосновано, в заявлениях европейцев всегда абстрактны. Тем более, что вся история с е-декларированием рано или поздно должна закончиться всеобщим декларированием доходов населения (и вот тут уже зубы сломает и власть, и европейцы). Все вроде бы логично. Почему должны быть исключения? Но Хан, как и все европейские чиновники, знает политическую подоплеку. И она для них важнее.

Самостоятельность антикоррупционеров – важный фактор давления на украинскую элиту. Активисты как «информационные киллеры» – неотъемлемая часть знаменитой «мягкой силы». И е-декларирование со стороны антикоррупционеров – конец легенде, чего Запад не может допустить. Соответственно, процесс гораздо важнее результата.

Что предлагал Порошенко? В президентском законопроекте вместо электронного декларирования для антикоррупционеров предлагалось внедрить расширенные отчеты общественных организаций. Это должно было стать компромиссом и сгладить острые углы для обеих сторон.

Что предлагала Тимошенко? Был и альтернативный законопроект под авторством Юлии Тимошенко и ряда самих антикоррупционеров (Сергей Соболев, Светлана Залищук, Виктор Чумак), которым просто предлагалось изъять из искомого закона связанные с активистами пункты. Никаких дополнительных отчетов, по логике документа, общественные организации подавать не должны.

Почему заупрямились депутаты? Оба документа не набрали необходимого числа голосов. За законопроект Тимошенко проголосовало 156 депутатов, за президентский – 157. Этот провал высветил сразу несколько нюансов. Во-первых, парламентская солидарность простых депутатов сильнее политической конкуренции. Во-вторых,парламентское «болото» способно оппонировать и торговаться как с действующим президентом, так и с главным его конкурентом. В-третьих, месть – блюдо, которое подается холодным. Особенно в политике. И никто из депутатов не упустит возможности отомстить антикоррупционерам – своим обидчикам, еще недавно чувствовавшим себя неприкосновенными.

Что будет дальше? Все останется, как прежде. Президент внесет новый документ. С депутатами будут договариваться. Запад усилит «обеспокоенность». Простые украинцы продолжат работать, успокаивая себя мыслью, что до них е-декларирование со всеми отечественным прелестями в этом электоральном цикле уже точно не дойдет.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно