Ядерная независимость: как Украина и ЕС ищут альтернативу российским ТВЭЛам

Ядерная независимость: как Украина и ЕС ищут альтернативу российским ТВЭЛам

Решит ли проблему использование топлива Westinghouse

Цей текст також доступний українською

Украина намерена продолжать диверсификацию ядерного топлива на своих атомных блоках. Сейчас шесть из 13 блоков ВВЭР-1000 МВт одновременно загружены топливом американской компании Westinghouse и российской корпорации ТВЭЛ. И сегодня рассматривается возможность расширить использование топлива Westinghouse также на блоки ВВЭР-440 МВт. Их в Украине только два – это блоки №1 и №2 Ровненской АЭС.

Ровненская АЭС
Фото: НАЭК «Энергоатом»

В свое время топливо Westinghouse для блоков ВВЭР-440 использовалось на финской АЭС Loviisan, оно прошло все циклы – от опытной эксплуатации до промышленной. Затем финны отказались от него и использовали только российское.

«Производители атомной энергии возвращаются к идее диверсификации. К тому же европейская директива, которая предписывает всем компаниям, эксплуатирующим АЭС российского дизайна, диверсифицировать источники поставок топлива. Мы сейчас подключаемся к процессу, ищем пул союзников, партнеров, чтобы не самим идти по пути диверсификации, чтобы было дешевле», – объясняет ситуацию Юрий Недашковский, президент НАЭК «Энергоатом».

Найдут ли атомщики и производители взаимовыгодный путь диверсификации топлива для блоков ВВЭР-440 МВт, пока трудно сказать. А вот поставки топлива Westinghouse на украинские блоки ВВЭР-1000 МВт продолжатся. Сегодня его используют на Южно-Украинской (ЮУАЭС) и Запорожской АЭС, но перечень станций и количество блоков будет увеличено.

Почему решили использовать американское ядерное топливо? Использовать на украинских АЭС ядерное топливо американского производителя Westinghouse было решено еще в начале 2000-х. Дело в том, что 100%-ная зависимость только от российского производителя ТВЭЛ ставила под угрозу вообще работу всех отечественных станций. Любые политические кризисы или технологический форс-мажор на производственных мощностях в России – и Украина потеряет более 50% своей электрогенерации.

Первая партия топлива Westinghouse в количестве шести сборок была загружена на блок №3 Южно-Украинской АЭС еще в 2005 году. Во время эксплуатации возникли определенные технические проблемы, которые Westinghouse довольно быстро решила, и уже с 2008 года американское топливо начали загружали на блок №2 ЮУАЭС. А с 2017-го – и на блоки Запорожской АЭС.

На начало 2018 года топливо Westinghouse работает на Южно-Украинской АЭС (блоки №2 и №3), и на Запорожской АЭС (блоки №1 и №№ 3, 4, 5). Фактически, это 40% рынка топлива для украинских блоков (всего их 15). Такой уровень загрузки будет до 2020 года, а в 2021-м запланировано первую партию американского топлива загрузить на блок №3 Ровенской АЭС и довести количество блоков ВВЭР-1000 МВт до семи.

В конце января 2018 года «Энергоатом» и Westinghouse продлили срок действия договора о поставках топлива на блоки ВВЭР-1000 МВт до 2025 года.

Южно-Украинская АЭС
Фото: НАЭК «Энергоатом»

Как Европа ищет альтернативное топливо для старых советских АЭС? Ядерное топливо для блоков ВВЭР-440 МВт компания Westinghouse также может производить на своих мощностях в Швеции, где изготавливается топливо для блоков ВВЭР-1000 МВт. Несколько недель назад в Стокгольме компания провела специальный семинар о возможностях восстановления использования этого типа топлива. На него были приглашены эксплуатанты реакторов ВВЭР-440 из Украины, Словакии, Чехии, Финляндии.

Для усиления энергобезопасности Евросоюз не только поддержал проект диверсификации поставок топлива для ВВЭР-440, но и выделил часть денег на его восстановление. «Мы сейчас в дискуссиях и переговорах, как имплементировать программу по ВВЭР-440 не только в Украине, но и в Словакии, Чехии, Финляндии», – сообщил во время недавнего Шведско-украинского бизнес-форума Азиз Даг, вице-президент и управляющий директор Westinghouse в Северной Европе.

Диверсификация поставок топлива для реакторов ВВЭР-440 МВт будет экономически обоснованной, если удастся создать пул заказчиков компаний – эксплуатантов таких энергоблоков. И сейчас стороны рассматривают два варианта.

«Первый: в Westinghouse уже есть топливо, которое прошло лицензирование и было в промышленной эксплуатации. Там есть определенный набор изменений, которые они готовы ввести, для этого необходимо около двух лет, чтобы топливо можно было вновь запустить в производство. Вопрос в том, кто будет заказчиком этого топлива, – подчеркивает Юрий Недашковский. – Второй – это проект разработки нового топлива для реакторов ВВЭР-440, но это более длительный процесс, от шести лет и больше».

Поэтому Украина сейчас на распутье, поскольку срок эксплуатации обоих наших блоков №1 и №2 на Ровенской АЭС подходит к концу. «Нам нужно тоже понимать, что, если реакторы 440 МВт мы будем эксплуатировать только до 2030 года, есть ли смысл диверсифицировать», – отмечает Недашковский.

Кто отвечает за безопасность работы ядерного топлива Westinghouse? Недавно на Запорожский АЭС состоялось очередное заседание оперативного штаба по внедрению модернизированного ядерного топлива Westinghouse, на котором присутствовали специалисты с украинской и американской стороны. По всем международным нормам ядерного регулирования считается, что на украинских АЭС (ЮУАЭС и ЗАЭС) американское топливо все еще работает в режиме «опытной эксплуатации». Поэтому за ним ведется особенно пристальное наблюдение, и стороны периодически обмениваются данными технических исследований.

«По результатам работы в 2015–2017 годах у нас нет вопросов, касающихся использования топлива Westinghouse, так же не возникает вопросов в процессах лицензирования топлива, которое находится в опытной эксплуатации. Наблюдая за процессом выполнения работ экспертов Государственного научно-технического центра ядерной и радиационной безопасности и Госинспекции ядерного регулирования Украины, мы с оптимизмом рассматриваем процесс диверсификации», – заявил во время встречи Григорий Плачков, председатель Государственной инспекции ядерного регулирования Украины.

Запорожская АЭС
Фото: НАЭК «Энергоатом»

Украинские специалисты, особенно работники атомных станций и специализированных подразделений НАЭК «Энергоатом», настолько профессиональны, что руководство Westinghouse позволило отечественным специалистам самостоятельно проверять американское топливо. Раньше это делали исключительно специалисты самой компании Westinghouse.

Но четыре года назад Westinghouse поставила в Украину свой специальный исследовательский стенд и привлекла к инспекции работников обособленного предприятия «Атомремонтсервис», входящего в НАЭК «Энергоатом».

Что такое инспекция на исследовательском стенде? Исследовательский стенд – это сборная установка длиной 15 м, которую опускают под воду в бассейн выдержки (такие бассейны есть на каждой атомной станции), а затем в установку погружают ядерную сборку, так называемую кассету. Дистанционно, с помощью камер, манипуляторов, ультразвуковых датчиков специалисты делают десять контрольных замеров.

«Операторы «Атомремонтсервиса» должны удостовериться, что кассета, отработав цикл, не утратила своей геометрии, плотности, конфигурации. Полный срок работы кассеты – четыре года. Но наши проверки намного шире. Кроме кассет, которые мы обязательно проверяем четыре года подряд, есть и такие кассеты, которые отработали год, два, три. Мы наугад достаем их, и также проверяем на стенде. Инспекция проводится ежегодно», – рассказывает Виталий Шикунов, директор ОП «Атомремонтсервис».

От российского ТВС-А топливо компании Westinghouse отличается тем, что оно разборное. Кассета насчитывает 312 твэлов – узких длинных циркониевых труб, внутри которых находятся урановые таблетки. Если инспекция обнаружила какой-то дефект в одном твэле, его можно просто заменить на обычный циркониевый пруток.

То есть на исследовательском стенде, под водой, оператор дистанционными манипуляторами может отделить головку кассеты, получить поврежден твэл и заменить его. Кассету не надо выбрасывать, она может продолжать эксплуатироваться в обычном режиме. К тому же в контракте с Westinghouse предусмотрены условия компенсации стоимости поврежденного твэла с учетом степени его выгорания.

С российским ядерным топливо такого сделать нельзя. И стендов таких у россиян нет. По словам Юрия Недашковского, россияне на Калининский АЭС долгое время держали в исследовательской эксплуатации свой стенд, но ввести его в промышленную эксплуатацию так и не смогли.

Кто и как проводит инспекцию на стенде? В Украине стенд Westinghouse работает только четвертый год. Как рассказывает Виталий Шикунов, топливом специалисты «Атомремонтсервиса» раньше не занимались, хотя среди работников есть много специалистов, которые в свое время работали с ядерным топливом еще на Чернобыльской АЭС (15 декабря 2000 года Чернобыльская АЭС была досрочно выведена из эксплуатации. – Mind). Американское топливо немного другой конструкции, хотя принцип работы такой же, поэтому для работы с ним надо было получить соответствующую квалификацию. 

Сотрудники «Атомремонтсервиса»
Фото: НАЭК «Энергоатом»

В 2015 году на территории предприятия «Атомремонтсервис», расположенного в городе атомщиков Славутиче, был построен цех с имитационным бассейном выдержки, где украинские специалисты учились собирать и разбирать настоящий стенд. В цехе идет полная имитация условий эксплуатации, в собранный стенд даже вставляется кассета-имитатор, хотя она без настоящего топлива. После проверки всех настроек и калибровок под водой, люди наблюдают за всем на мониторах, привыкают к отображению. Затем стенд вынимают из воды, упаковывают в специальный контейнер и везут на площадку атомной станции.

Все украинские специалисты сдали экзамены, получили именные сертификаты от фирмы Westinghouse на право работать на этом стенде и на проведение всех контрольных замеров. Работа украинских специалистов значительно экономит средства «Энергоатома», что определенным образом влияет на тариф на электроэнергию. В 2017 году экономия составила 7 млн грн. За время работы украинских специалистов по инспектированию американского топлива каких-либо факторов, приводящих к ухудшению его работы, не было обнаружено.

Когда и зачем создали «Атомремонтсервис»? Обособленное предприятие НАЭК «Энергоатом» – «АРС» – было создано в феврале 2001 года. Туда было переведено около 700 сотрудников, преимущественно высококвалифицированный ремонтный персонал Чернобыльской АЭС. После тщательной очистки в новые цеха предприятия были перенесены станки и оборудование, которое ранее обслуживало блоки Чернобыльской станции.

На сегодня предприятие насчитывает 824 работника. 500 из них – высококвалифицированные мастера – токари, слесари, сварщики; остальные – инженерный, вспомогательный персонал и руководство. Заказчиками выступают четыре атомные станции Украины. Персонал «АРС» проводит все работы – от текущих и капитальных ремонтов на блоках до модернизации, ввода в эксплуатацию нового оборудования и инспекции топлива. Предприятие владеет технологиями и оборудованием ведущих мировых фирм, таких как General Electric, SEBIM, Protem.

Стоимость простоя одного энергоблока составляет 26 млн грн в сутки, а чтобы «поднять» блок после аварийного отключения, иногда необходимо и двое суток.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно