Лед тронулся: что нужно знать о налоге на выведенный капитал
Какими будут реалии для государства и бизнеса в случае принятия соответствующего законопроекта

Вчера, 4 июля, президент Петр Порошенко публично подписал представление в Верховную Раду законопроекта о налоге на выведенный капитал. Введение НнВК вместо налога на прибыль и дивиденды бизнес и власть обсуждают уже второй год подряд. Эту реформу впервые было предложено в законопроекте о налоговой либерализации (№3357), инициированном депутатской группой во главе с председателем налогового комитета ВР Ниной Южаниной. Но и тогда не все были за. Впоследствии у нового налога сформировался круг оппонентов, основными из которых стали Международный валютный фонд (МВФ) и – до недавнего времени – Европейская Бизнес ассоциация (ЕБА).
Mind объясняет, что это за закон, как и когда он должен заработать.
Сколько еще будет работать парламент с законопроектом? Президент внес законопроект в Верховную Раду. Теперь он должен пройти стандартную процедуру: рассмотрение в профильном комитете, первое чтение, обсуждение и второе чтение.
После регистрации в Верховной Раде документ попадет в комитет по вопросам налоговой и таможенной политики на предварительное рассмотрение. Там он может пробыть до 30 дней. После утверждения комитетом депутаты должны включить его в повестку дня сессии. Затем начинается «основная» работа комитета, снова 30 суток, и научно-экспертного управления – 14 суток. Только после этого он может попасть на голосование во время пленарного заседания. Первое чтение, снова 14 дней в комитете, и только потом – второе чтение, а затем еще и подпись президента.
Итак, на данный момент реальность введения НнВК с начала следующего года кажется мизерной. Хотя шансы быть проголосованным оперативно у законопроекта есть. Ведь большинство украинского бизнеса, представленного в парламенте, только выиграет от этого «упрощения».
Какой принцип закладывает НнВК? Если подойти с философской точки зрения, то замена налогообложения финансового результата и налогообложение вывода денег из бизнеса позволяет дифференцировать средства, которые используются для текущей деятельности (оборотные средства, реинвестиции, инвестиции и т. д.) и средства, которые идут на потребление. Таким образом, значительно снижается налоговая нагрузка на бизнес. Де факто этот налог будут платить акционеры бизнеса при распределении прибыли.
В чем суть законопроекта? Налог на выведенный капитал заменяет налог на прибыль, налог на доходы физлиц при выплате дивидендов и налог на доходы нерезидентов (репатриацию). Налогообложению подлежат только средства, которые выводятся из бизнеса.
Ставки распределяются так: 15% – на выплату дивидендов, 20% – на приравненные платежи (роялти, финпомощь, доначисления по ТЦУ и т. д.).

Сюда также входит налогообложение процентов по кредитам связанным лицам-нерезидентам, если соотношение объема обязательств к объему чистых активов превышает 3,5. Если меньше – от 1,5 до 3,5 раза – ставка составит 5%.


Средства, которые реинвестируются в бизнес или просто не выводятся, налогообложению не подлежат.

Какие еще изменения внедряются для учета и бизнеса?
Переход состоится со «следующего» налогового периода. То есть, если начнет действовать с 1 января 2019 года, уже за 1 квартал не нужно будет рассчитывать прибыль/убыток предприятия.
После введения НнВК прибыль как таковая уже не будет объектом налогообложения. То есть у налоговой исчезнет мотивация и основания проверять отчетность компании на предмет расчета прибыли.
У бизнеса, в свою очередь, исчезнет необходимость оптимизировать расходы, выводить прибыль в офшоры и терять на схемах обналичивания.
Упрощение учета освободит время работы бухгалтеров. Круг операций, на которые будут обращать внимание в налоговой, ограничатся лишь операциями с неплательщиками НнВК.
Компаниям станет выгодно показывать прибыль -– это упростит привлечение кредитов и инвестиций. А сама необходимость декларирования будет возникать только в момент вывода капитала.
Эксперты Института будущего подсчитали, что благодаря внедрению именно такого механизма бизнес высвободит суммарно более 100 млрд грн оборотных средств.
В чем была проблема налога на прибыль? Налог на прибыль формировался по итогам года. Соответственно, бизнес не имел возможности собирать средства для реинвестиции в будущих периодах. За финансовый результат каждого периода нужно было платить налог.
Абсолютное большинство украинских компаний (кроме некоторых с иностранными инвестициями, государственных и публичных) оптимизировали расходы и показывали либо отрицательный финансовый результат, либо близкий к нулю. В итоге ГФС устанавливала неформальный «плановый» сбор от 1 до 3% от поступлений, независимо от реальных финансовых результатов. В итоге 80% сбора по налогу на прибыль платили 973 предприятия, то есть всего 0,3% от общего их количества в Украине.

Источник: Украинский институт будущего
Общий объем «прибыли» до налогообложения в 2017 году составил 508 млрд грн, а эффективная ставка налога на прибыль (с учетом налога на доходы физлиц при выплате дивидендов) составляет почти 30%, при действующей ставке 18%.
Как компании оптимизировали налог на прибыль? Существует множество способов избегать уплаты налога на прибыль. Наиболее распространенный – использование ФЛП. Крупный бизнес, имеющий иностранную материнскую компанию (не зависимо от того, украинский ли это владелец, зарегистрированный через, например, Кипр, или нерезидент), снижает налогооблагаемую базу за счет «процентов» по кредитам дочерним компаниям.
Также крупный бизнес (а вместе с ним и некоторые государственные учреждения) использует корпоративные негосударственные пенсионные фонды (КНПФ). Благотворительные отчисления в НПФ относятся к валовым расходам, затем фонд инвестирует их в ценные бумаги или размещает депозиты в «своих» банках. К подобной схеме прибегал, например, НБУ.
Средний бизнес облюбовал другие пути. Под залог физического лица банк кредитует компанию. В итоге владелец получает «наличку» в виде процентов по депозиту, платит только «налог» с пассивного дохода и «процентный спред», что, как правило, не превышает 5%.
Почему МВФ против нового налога? Когда Петр Порошенко во время встречи с бизнесом в марте этого года в очередной раз отложил внесение законопроекта о НнВК в парламент, в кулуарах много говорили о том, что одним из факторов затягивания является позиция МВФ, который «не рекомендует» заменять им налог на прибыль.
Во время заседания OpenMind Club во Львове на прошлой неделе нам удалось подискутировать с главой миссии МВФ в Украине Роном ван Руденом. У последнего было три аргумента:
- общаясь с бизнесом представители фонда «не увидели», чтобы введение НнВК было основным приоритетом или решало насущные проблемы бизнеса;
- расчеты МВФ показывают, что госбюджет Украины потеряет 2% поступлений;
- опыт Эстонии и Грузии по введению этого налога в фонде считают неудачными – бюджет этих государств больше потерял, чем получил.
Почему ЕБА против? Подавляющее большинство бизнес-ассоциаций публично поддерживали законопроект. Но одна из крупнейших – Европейская Бизнес ассоциация – с самого начала выступала с критикой налога на выведенный капитал. Основная проблема – это приравнивание уплаты процентов по кредитам материнских компаний к НнВК. На сегодня это распространенный способ вывода прибыли компаниями с иностранными инвестициями. Но в ассоциации справедливо обратили внимание на то, что законопроект не различает «рыночности» условий кредитования, что может затронуть даже те компании, которые не используют кредиты для уменьшения базы налога на прибыль. однако в итоге ассоциация сменила свою позицию на нейтральную, ведь мнения компаний-членов о НнВК разделились.
Где еще в мире работает НнВК? Такой налог работает в Эстонии, Гонконге, Грузии – с 2017 года, Латвии – с 2018-го. Выступая перед бизнесом, Петр Порошенко в свою очередь сослался на разговор с президентом Эстонии Керсти Кальюлайд. «У нас была долгая дискуссия, в том числе с президентом Эстонии. Она говорит, что это неправда, что принятие этого закона уменьшает бюджетные поступления. «Когда вам со ссылкой на Эстонию скажут, что мы потеряли, я вам говорю – я готова идти на любые форумы и защищать ваш закон о НнВК», – сказала мне президент Эстонии», – заочно ответил Порошенко ван Рудену.
А что говорят цифры? По словам Керсти Кальюлайд, аналогичная система работает в Эстонии уже 17 лет, и на второй год действия она показала существенный прирост инвестиций в страну. А на третий год Эстония вышла на тот уровень налоговых поступлений, который был до введения НнВК.
С 2017 года на НнВК перешла Грузия, которая уже получила 1,2% дополнительного роста ВВП. Также налог на выведенніый капитал с 2018 года будет применять Латвия, которая внедряет модель налога, похожую на украинскую.
Каков эффект для бюджета? Сбор налога на прибыль за прошлый год составил 63,9 млрд грн, или всего 2% от ВВП и 7% от поступлений государственного бюджета.
Главная причина, почему МВФ выступает против принятия этого закона, – это расчеты специалистов фонда, что введение НнВК приведет к 2%-ному (22–28 млрд грн) падению доходов бюджета. На самом деле эффект подсчитать довольно сложно. Ведь не все, кто избегает уплаты налога на прибыль, сразу массово откажутся от такой практики. Но со временем поступления должны в несколько раз превысить потери.
Наиболее точными расчетами – сколько ГФС сможет собирать налога на выведенный капитал – на которые ссылаются авторы проекта, является исследование Институт будущего. Эксперты вычислили, что первые три года эффект для бюджета будет отрицательным.

Джерело: Український інститут майбутнього
Каков эффект для экономики? Авторы законопроекта планируют многократное увеличение количества предприятий, показывающих прибыль. Отпадет необходимость «дробиться» на ФОПы для того, чтобы избегать проверок, и заказывать фиктивные услуги. А еще от 100 до 200 млрд грн прибыли будет выведено из тени.
Авторы рассчитывают, что общий эффект для экономики в течение ближайших пяти лет, кроме увеличения бюджетных поступлений, составит от 1 до 2% от ВВП.

Источник: Украинский институт будущего
Опыт Эстонии показывает, что во время роста поступления в бюджет небольшие, а объемы инвестиций значительно увеличиваются. Объем дополнительных средств, направленных на реинвестиции, составит до 100 млрд грн в течение ближайших пяти лет.

источник: Украинский институт будущего
В свою очередь, когда грянул кризис 2008–2009 годов, в Эстонии бизнес уменьшил объемы инвестиций, но увеличил объемы вывода капитала, что дало дополнительные поступления в бюджет.
О каких компенсаторах может идти речь? «Этот законопроект не имеет и не будет входить ни в какие противоречия с МВФ. Потому что этот законопроект вступит в действие только тогда, когда в бюджете будут предусмотрены соответствующие компенсаторы. Так как должны нести ответственность, что приоритетные расходы бюджета – на оборону, социальную сферу – будут гарантированно профинансированы» – так объяснил Петр Порошенко необходимость подать фонду перечень дополнительных доходов, которые перекроют возможные потери бюджета.
На самом деле, насколько быстро НнВК начнет приносить средства, достаточные для покрытия потерь от налога на прибыль, будет зависеть от скорости детенизации экономики. Нетрудно посчитать, что для равнозначной замены нужно, чтобы бизнес вывел год доходов на 400 млрд грн.
По подсчетам того же Института будущего, за прошлый год только через офшорные юрисдикции и другие схемы оптимизации было выведено почти 300 млрд грн. А если добавить еще выплату пассивных доходов в пользу резидентов, 80% из которых, по статистике ДФС, осуществляют убыточные компании офиса крупных налогоплательщиков, эта сумма и вовсе увеличивается.
Пока же рассматриваются следующие форматы «компенсаторов»:
- верификации получателей субсидий и пенсий и дальнейшая монетизация субсидий на фоне снижения норм потребления (от 15 до 20 млрд грн в 2019 году);
- детенизация рынка алкоголя за счет электронных акцизных марок (до 10 млрд грн);
- разница между реальной и «бюджетной» инфляцией дополнительно принесет бюджету до 100 млрд грн;
- отказ от индексации расходов на силовые ведомства (кроме армии);
- законопроект, позволяющий легализовать нерастаможенные авто, – 10 млрд грн;
- большая приватизация – 22,3 млрд в 2019 году.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].