Заболело в мире
5,954,711
Умерло в мире
365,535
Вылечилось в мире
2,516,951
Заболело в Украине
23,204
Умерло в Украине
696
Вылечилось в Украине
9,311
Еще не финал: почему вопрос «евроблях» пока далек от своего решения

Еще не финал: почему вопрос «евроблях» пока далек от своего решения

И кто выиграет, если принятые в первом чтении законопроекты останутся без изменений

Этот материал также доступен на украинском
Еще не финал: почему вопрос «евроблях» пока далек от своего решения

В минувшую пятницу, 13 июля, Верховная Рада приняла в первом чтении законопроекты №8487 и №8488, направленные на решение проблемы автомобилей с европейскими номерами. Часть автовладельцев поспешила заявить о победе, депутаты – не скрывали спешки перед уходом на летние каникулы. Пока ясно только одно: документы приняты всего лишь в первом чтении – и говорить о полном урегулировании пока явно преждевременно.

Всю последнюю сессионную неделю столица была охвачена протестами собственников авто на европейских номерах, которые протестовали против готовящихся гонений со стороны МВД и таможенников. Главным требованием уже традиционно было принятие законопроектов, предусматривающих дешевую растаможу и механизмы легализации уже ввезенных машин на «евробляхах».

В отличие от предыдущих акций протеста, в этот раз не обошлось без инцидентов вплоть до столкновений с народными депутатами. Все это стимулировало парламентариев к оперативному решению проблемы. Результатом стало голосование в первом чтении законопроектов №8487 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения акцизным налогом легковых транспортных средств» и №8488 «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и некоторые законодательные акты относительно ввоза транспортных средств на таможенную территорию Украины». Оба документа – олицетворение кнута и пряника, которые должны стать основой регулирования ввоза подержанных автомобилей. Льготные условия растаможивания идут бок о бок с космическими штрафами.

Почему вопрос снова стал актуальным? Фактически, вопрос «евроблях» актуальности никогда и не терял. Скорее, сама проблема очень быстро масштабируется. Причин тому две. Первая – постоянный рост количества машин с иностранной регистрацией на украинских дорогах. Точную цифру назвать никто не может, но обычно указывается коридор от 1,5 до 2 млн таких авто. Вторая – в начале месяца Кабмин расширил полномочия Национальной полиции в вопросе отслеживания «евроблях», предоставив полицейским доступ к таможенной базе. На практике это грозило началом настоящих уличных рейдов против собственников авто на европейских номерах.

Как будет происходить растаможивание? Пока говорить о новых ставках как об аксиоме сложно – в силу того, что законопроект №8487 принят только в первом чтении. Им предусматривается главная новация – отмена действия стандарта Евро-5 для ввезенных автомобилей. Из-за этой нормы растаможить старые авто было нереально. В случае полного принятия документа – возможность появится. По таможенным ставкам ключевым вопросом всегда был размер акциза. Законопроект предусматривает его снижение в среднем на 40-60% по сравнению с нынешними значениями, а правила его формирования – следующие: базовая ставка (50 евро для бензиновых двигателей, 75 – для дизельных), которая множится на объем двигателя и возраст автомобиля. Новая формула удешевляет акциз в разы. Но это только часть платежей. Еще нужно заплатить пошлину размером в 10% и НДС – 20%. Если сложить все эти составляющие, растаможка, безусловно, подешевеет, но далеко не все ввезенные «евробляхи» это сможет спасти. Порой их стоимость оказывается дешевле расходов на легализацию.

Еще не финал: почему вопрос «евроблях» пока далек от своего решения
fb-страница Григория Кукурузы, экономиста IMF group Ukraine

Как будут контролировать и штрафовать? Законопроект №8488 предлагает делать это жестко и больно. Для того, чтобы поставить пригнанное авто на украинский учет, дается всего 10 дней. За управление автомобилем, ввезенным другим человеком, грозит штраф 8500 грн (за повторное нарушение – уже 17 000 грн.). За просроченную регистрацию ввоза авто на иностранных номерах более чем на 20 дней штраф составит 85 000 грн. (более 30 дней – 170 000 или конфискация авто). Назвать такие правила либеральными достаточно сложно. Но авторы документа исходили из того, что льготная растаможка должна балансироваться суровой ответственностью. На практике это может закончиться массовой сдачей старых «евроблях» на разборку, потому что штраф в 170 000 порой эквивалентен стоимости двух таких автомобилей.

Решает ли пакет законов все проблемы? Нет, и именно в этом загвоздка. Для части автовладельцев вопрос решен. Не очень старые малолитражки можно и легализовать, и выгодно перепродать. А вот собственники старых «прожорливых» авто окажутся под большим риском. Для них путь реально только один – разборка. Документы, безусловно, делают ввоз подержанных авто в страну выгоднее. Часть «евробляхеров» просто пересядут на более свежие авто. Те же, кто ранее сомневался в целесообразности покупки авто за рубежом, – смогут воспользоваться льготными условиями.

Кто лоббирует закон? Сами владельцы подержанных авто с европейской регистрацией и те, кто зарабатывают на пригоне авто из-за границы. Бизнес последних за несколько лет уже разросся, оформившись в целые фирмы, оказывающие полный пакет услуг по ввозу и оформлению таких машин. В случае снижения акциза, спрос на их услуги только возрастет. Кроме того, они наверняка добавят сервис легализации старых «евроблях». Учитывая масштабы, собственники этих фирм имеют своих лоббистов в органах власти, поэтому принятие документов во втором чтении не выглядит столь уж маловероятным.

Кто против? Отечественные производители, от мощностей которых, конечно, уже мало что осталось. За 2017 года украинский «АвтоЗАЗ» выпустил чуть больше 1000 автомобилей. Это вердикт для всей автомобильной индустрии. Остальные производители далеки от массового рынка и заняли нишевые его сегменты. Есть и внутреннее контрлобби в виде автомобилистов с украинской регистрацией, которые по факту переплатили за свои машины в сравнении с «евробляхерами», годами пользовавшимися незаконно ввезенным, но дешевым транспортом.

Почему вопрос «евроблях» разделил общество на два лагеря? Чем бы ни закончилась эпопея с «еврономерами», стоит отметить, что она вызвала колоссальную дискуссию в украинском обществе, которая выходит далеко за рамки автомобильного рынка. Должны ли правила быть одними для всех? Как быть с «белыми пятнами» в законодательстве? Готовы ли все платить налоги? Почему европейцы зарабатывают больше и покупают дешевле? Список этих вопросов можно продолжать долго. Феномен «евроблях» – это бесконечная борьба между готовностью рисковать в желании объять необъятное и честным смирением. У каждой позиции есть свои сильные и слабые стороны. Но это однозначно сигнал, что любые отношения нужно приводить к цивилизованному общему знаменателю. И в Украине таких проблем более чем достаточно.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате