Кормилица на диете: сколько недополучает украинский агросектор

Кормилица на диете: сколько недополучает украинский агросектор

Что дает, а что отбирает государство у сельского хозяйства

Этот материал также доступен на украинском
Кормилица на диете: сколько недополучает украинский агросектор

Продовольственные товары и сырье для их производства по итогам января – августа составили 40,3% от общего экспорта товаров из Украины. Этого достаточно, чтобы признать агроиндустрию критически важной для макроэкономической стабильности страны. Но несмотря на свою важность эта отрасль не получает соответствующей поддержки со стороны государства. По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), общее изъятие из агросектора в прошлом году составило более $1,9 млрд. Mind разбирался, почему украинская аграрная отрасль развивается вопреки, а не благодаря государству.

Поддержка со знаком минус  – это подавление

ОЭСР завершила очередные исследования агрополитики в 35 странах ОЭСР, шести государствах-членах ЕС, не входящих в ОЭСР, а также в Бразилии, Корее, Колумбии, Коста-Рике, Казахстане, Филиппинах, России, Южной Африке, Вьетнаме и Украине.

Результаты неутешительны: Украина остается единственной страной в этой группе, в которой макроэкономическая стабильность поддерживается за счет политики принудительных изъятий у сельскохозяйственных производителей. И хотя этот современный оброк сократился в 2017 году до 1,8% ВВП с 2,3% годом ранее, любое сравнение с другими государствами все еще выглядит ужасно.

Это касается как показателя producer support estimate (PSE), который включает оценку широкого круга мер государственной поддержки производителей агросектора, так и total support estimate (TSE) – общую оценку поддержки, содержащую совокупную сумму трансфертов, получаемых сельским хозяйством от налогоплательщиков и потребителей в результате политики поддержки отрасли.

Согласно отчету ОЭСР, в Украине PSE течение пяти последних лет оставался отрицательным. При этом негативное влияние агрополитики в 2017 году несколько уменьшилось не столько из-за роста соответствующих бюджетных расходов, сколько из-за роста мировых цен и одновременного ослабления гривны.

«Имплицитное налогообложения сектора вызвано отрицательной поддержкой рыночных цен для большинства продуктов, которые экспортируются. Как следствие, средний уровень цен производителей почти на 10% ниже, чем в сопоставимых ценах», – подсчитали в ОЭСР.

Среди советов, которые предоставила организация, – активное использование преференций, предоставленных соглашениями о свободной торговле с ЕС и Канадой, инвестирования в транспортную инфраструктуру и логистику, введение рынка земли и обеспечение надлежащего доступа к сельскохозяйственным кредитам.

Поддержка сельского хозяйства в Украине, $ млн

2015

2016

2017

Оценка поддержки производителей (PSE)

-2 016

-2 278

-2 043

Оценка поддержки потребителей (consumer support estimate, CSE)

1 813

1 903

1 387

Общая оценка поддержки (TSE)

-1 901

-2 168

-1 904

TSE (% от ВВП)

-2,1

-2,3

-1,8

Данные: ОЭСР

Сравнение Украины с отдельными государствами по TSE, $ млн, % ВВП

2015

2016

2017

Украина

-1 901 (-2,1)

-2 168 (-2,3)

-1 904(-1,8)

Казахстан

2 631 (1,4)

696 (0,5)

1 271(…)

Россия

11 430 (0,8)

11 872 (0,9)

11 411 (0,7)

Турция

19 867(2,3)

20 294(2,4)

15 807(1,9)

Данные: ОЕСР

Мяса тиграм не докладывают 

Бюджетное финансирование сельхозпроизводителей является одним из самых популярных месседжей для использования политиками накануне выборов. Но на ярких слайдах для публичных презентаций не остается места для информации, в частности, о недофинансировании, несвоевременности выделения средств и дискуссионности их распределения.

К примеру, за весь прошлый год аграрии получили только 92% от запланированных расходов по основным программам бюджетной господдержки агросектора. В текущем году существует риск получить еще большее недофинансирование из-за нехватки бюджетных ресурсов на фоне недостижения намеченных целей по заемам и приватизации.

По состоянию на 12 октября консолидированные выплаты по этим программам составили лишь 918 млн грн, или 14,5% от запланированной на год суммы. Форсированное финансирование этих расходов в ноябре – декабре может изрядно помочь ускорению инфляции. Но, более вероятно, значительная часть расходов, обещанных аграриям, де-факто будет секвестрирована, и украинские агропроизводители снова будут платить за поддержку макроэкономической стабильности.

Согласно первому варианту проекта госбюджета-2019, совокупные расходы на эти программы вырастут в следующем году на 9,5%. Но доля расходов на поддержку агроиндустрии в общей сумме расходов и кредитования госбюджета даже по плану несколько сокращается – до  0,63%.

Плани Планы поддержки АПК путем удешевления кредитов, предоставление кредитов и поддержки лизинга, млн грн

2017

2018

2019

план

факт

% плана на год

план

факт на 12 окт.

% плана на год

план

Бюджетные расходы на удешевление кредитов АПК (программа 2801030)

300

294,8

98,3

66

20,7

31,4

127,2

Предоставление кредитов фермерским хозяйствам (программа 2801460)

65

64,6

99,4

43,1

43,1

100

244,5

Финансовая поддержка мероприятий на условиях финансового лизинга  (программа 2801490)

3,8

3,8

100,0

3,8

0

0

4,8

Финансовая поддержка сельхозтоваро-производителей (программа 2801580)

4 774

4 134,1

86,6

945

233,3

24,7

1 382

Государственная поддержка отрасли животноводства (программа 2801540)

170

165,8

97,5

4000

543,5

13,6

4000

Финансовая поддержка фермерских хозяйств (программа 2801230)

--

--

--

1000

1,6

0,2

800

Государственная поддержка развития, закладки молодых садов, виноградников и ягодников и надзор за ними (программа 2801350)

75

298,6

в 4 рази

300

76,2

25,4

400

Итого

5 387,8

4 961,7

92,1

6357,9

918,4

14,5

6 958,5

Данные: законы о госбюджете и первоначальный проект госбюджета-2019, Госказначейство, Минагрополитики; расчеты – Mind

Кредитная рестрикция

В Нацбанке с текущего года прекратили публиковать данные об уровне просроченных займов сельскохозяйственных корпораций, но на словах признают, что заемщики из агросектора отличаются в лучшую сторону по сравнению с другими отраслями с точки зрения погашения долгов.

«Нацбанк как регулятор видит, что аграрные компании – это преимущественно добросовестные заемщики. Уровень дефолтов в аграрном секторе самый низкий по сравнению с другими отраслями. В секторе работает много малых и средних предприятий, которые имеют хорошие перспективы роста, повышения операционной эффективности и улучшения финансовых показателей. Банки, в свою очередь, считают сельскохозяйственные предприятия перспективными и надежными клиентами», – сообщили Mind в центробанке.

Однако склонность выплачивать кредиты не помогает аграриям качественно преодолеть проблемы с доступом к кредитным ресурсам, а отдельные изменения в ситуации вызывают беспокойство.

В частности, если отделить искажения, связанные с курсовой волатильностью и списанием валютных займов и взглянуть только на динамику гривневой задолженности, то становится очевидно, что кредитная поддержка агроиндустрии в абсолютном измерении сокращается. За январь – август прошлого года объем гривневых агрокредитов вырос на 8,606 млрд грн, тогда как за тот же промежуток в текущем году – на 8,595 млрд грн.

Реальный масштаб уменьшения роли кредитования определяется, если учесть показатели кредитования на общий рост цен, который отражается в дефляторе ВВП. За прошлый год его значение достигло 22%, а по итогам ІІ квартала текущего года сократилось лишь до 17%.

Доля агропроизводителей в общем объеме гривневых кредитов нефинансовым корпорациям (на конец периода), млн грн

показатель

декабрь 

пред. года

янв.

фев.

март

апр.

май

июнь

июль

авг.

измен. за 8 мес., %

2017

всего

 417 432

 414 669

 415 110

417 288

418 624

416 631

424 555

432 128

437 509

4,81

в т.ч. агро

 38 148

 37 203

 36 882

 37 811

 38 845

 43 420

 44 753

 45 827

 46 754

22,56

доля агро

 9,14

 8,97

 8,88

 9,06

 9,28

 10,42

 10,54

 10,60

 10,69

1,55 в.п.

2018

всего

 455 095

 458 160

 461 624

460 508

463 203

465 062

455 170

460 357

468 326

2,91

в т.ч. агро

 45 995

 46 700

 47 132

 48 510

 51 426

 53 367

 52 742

 53 968

 54 590

18,69

доля агро

 10,11

 10,19

 10,21

 10,53

 11,10

 11,48

 11,59

 11,72

 11,66

1,55 в.п.

Данные – НБУ, расчеты – Mind

Доля сельскохозяйственных корпораций (на конец периода), млн грн

показатель

декабрь
пред. года

янв.

февр.

март

апр.

май

июнь

июль

авг.

2017

всего

55 374

54 111

50 945

51 520

52 140

57 514

59 058

59 464

59 350

в т.ч. в гривне

38 148

37 203

36 882

37 811

38 845

43 420

44 753

45 827

46 754

доля гривни

68,89

68,75

72,40

73,39

74,50

75,49

75,78

77,07

78,78

2018

всего

59 706

60 694

60 319

61 628

64 774

67 267

67 376

69 174

70 842

в т.ч. в гривне

45 995

46 700

47 132

48 510

51 426

53 367

52 742

53 968

54 590

доля гривни

77,04

76,94

78,14

78,71

79,39

79,34

78,28

78,02

77,06

Данные – НБУ, расчеты – Mind

Еще одним фактором, который постепенно ограничивает развитие отрасли, является сползание кредитования в сторону краткосрочных займов. Если в августе прошлого года доля гривневых кредитов со сроком погашения более пяти лет составляла 33,7% от общей суммы таких кредитов, то в августе текущего года – 27,5%.

Сроки кредитования сельскохозяйственных корпораций (на конец августа), млн грн

Год

всего во всех валютах

в том числе по срокам

всего в гривне

в том числе по срокам

до 1 года

от 1 года  до 5 лет

более 5 лет

до 1 года

от 1 года  до 5 лет

более 5 лет

2017

59 350

20 193

21 516

17 641

46 754

14 426

16 592

15 735

доля от общего

34,02

36,25

29,72

--

30,86

35,49

33,66

2018

70 842

23 455

30 337

17 049

54 590

16 353

23 249

14 989

доля от общего

33,11

42,82

24,07

--

29,96

42,59

27,46

Данные – НБУ, расчеты – Mind

Стоимость кредитов также сдерживает. Учитывая сложившийся потенциал инфляционных ожиданий, монетарные власти могут продолжить усиливать антиинфляционные меры. Однако, с учетом проинфляционной позиции правительства и парламента накануне выборов, намеченная центробанком инфляционная цель может остаться недостижимой, а вот доступ бизнеса к кредитам будет затруднен из-за роста процентных ставок, который возобновился в августе.

Всего новых агрокредитов без овердрафта, млн грн

показатель

декабрь пред. года

янв.

февр.

март

апр.

май

июнь

июль

авг.

2017

всего

5 639

3 607

4 698

6 205

6 276

4 929

4 029

6 174

5 699

в т.ч. в гривне

4 348

2 961

3 785

4 889

4 957

4 072

3 524

4 767

4 321

2018

всего

5 429

4 428

5 353

7 077

7 136

6 614

6 069

6 219

5 563

в т.ч. в гривне

4 563

3 527

4 505

5 887

5 705

5 564

4 524

4 557

4 355

Данные: НБУ

Средневзвешенные ставки по новым кредитам сельскохозяйственным корпорациям без овердрафта (в годовом измерении) и показатель потребительской инфляции (в годовом измерении),%           

показатель

декабрь пред. года

янв.

фев.

март

апр.

май

июнь

июль

авг.

2017

по всем

17,7

17,7

17,3

16,5

16,8

16,0

16,3

15,4

14,2

в т.ч. гривневые

19,8

19,5

19,0

18,3

19,1

18,1

17,6

17,6

16,6

инфляция

12,4

12,6

14,2

15,1

12,2

13,5

15,6

15,9

16,2

2018

по всем

15,6

16,6

16,7

16,1

15,6

16,0

15,0

15,0

15,4

в т.ч. гривневые

17,2

17,8

18,0

17,7

17,8

17,8

17,7

17,7

17,9

инфляция

13,7

14,1

14,0

13,2

13,1

11,7

9,9

8,9

9,0

Данные: НБУ, Госстат

Лизинг как способ выживания

Жесткое регулирование банков, большие требования к процедурам оформления, рост стоимости гривневых ресурсов, уменьшение государственной поддержки через кредитование  – эти факторы подталкивают к поиску  альтернативы банковскому кредитованию в лизинге.

В Нацкомфинуслуг подсчитали, что стоимость договоров финансового лизинга, заключенных в течение первого полугодия 2018 года, составила 11,1 млрд грн: по сравнению с соответствующим прошлогодним показателем рост составил 93%. В целом объем финансового лизинга в Украине составил 26,5 млрд грн.

В проекте USAID «Трансформация финансового сектора в Украине» отмечают существенный потенциал для роста лизинга: средний возраст транспортных средств в Украине составляет 19,6 лет, тогда как в ЕС  – 8,6. Большие возможности для лизинга в сельском хозяйстве эксперты USAID видят относительно машин для уборки сахарной свеклы и картофеля, оборудования для производства кукурузы и сои, оборудования для ирригации, оборудования для кормления животных, доильного оборудования и холодильных камер, а также элеваторов.

В инвесткомпании Capital Times прогнозируют, что глобальный рынок лизинга вырастет на 30% в последующие четыре года, до $1,534 трлн: треть глобального объема лизинга приходится на Европу. Но для Украины прогноз еще более амбициозный. Ожидается, что отечественный рынок лизинга за четыре года увеличится в три раза: объем нового лизинга может достичь $1,8 млрд в 2021 году. Основанием для быстрого роста лизинга, в частности, является отложенный спрос 2014–2015 годов.

Стоимость договоров финансового лизинга, заключенных в течение отчетного периода по отраслям, млн грн

первое полугодие-17

первое полугодие-18

изменение, млн грн

изменение, %

в частности

строительство

446,3

877,8

431,5

96,7

сельское хозяйство

2167,1

2773,7

606,6

28

транспорт

634,1

2895,7

2261,6

356,7

пищевая промышленность

138

464,2

326,2

236,4

перерабатывающая промышленность

13,1

29,3

16,2

123,7

всего

5743,1

11074,8

5331,4

92,8

Данные: Нацкомфинуслуг

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате