Армянская мечта: как бывший журналист меняет страну
И насколько длительными могут быть эти изменения

Постсоветские политические режимы часто характеризуются монолитностью своей власти. Эта монолитность обычно подкреплена административным ресурсом, большой бюрократической машиной, поддержкой силовиков и ангажированными провластными СМИ. Но даже при таких условиях время от времени гражданское недовольство все же перерастает в бурные протесты, которые завершаются революцией. А вот перерастает ли революция в качественные изменения и построение независимых государственных институтов – зависит от лидера.
Самым ярким примером радикальных изменений в демократическом направлении на постсоветском пространстве является Грузия, где за последние 15 лет произошли серьезные преобразования. Меньшими успехами в построении демократических институтов может похвастаться Украина, где население уже успело разочароваться в новых лидерах.
Последняя значительная революция на территории экс-СССР состоялась весной этого года в Армении.
Будет ли это государство положительным примером для других постсоветских стран? Действительно ли Никол Пашинян стал новым народным лидером? Что на самом деле произошло в этой стране? Наблюдая за ситуацией в Армении после революции, Mind искал ответы на эти вопросы.
Ошибка президента как шанс для страны. В начале 2018 года казалось, что Армения пойдет проторенным путем – и станет типичным автократическим государством.
Президент Серж Саргсян завершал вторую президентскую каденцию. Он провел новую конституционную реформу, изменив политический строй в стране: президентская республика стала парламентской.
Согласно нововведениям, премьер получал самые широкие полномочия и возглавлял всю систему исполнительной власти. Президент в свою очередь получал ограниченные, представительские функции и должен был следить за соблюдением конституции.
Фактически после реформы основная власть в стране перешла от президента к премьеру. Несмотря на обещание оставить власть, Саргсян стал новым премьер-министром.
СМИ начали сравнивать армянскую политическую ситуацию с Россией – мол, власть хочет законсервировать один человек и его окружение. Как известно, в 2008 году президентом РФ стал близкий соратник Владимира Путина – Дмитрий Медведев. Он за годы своего правления подготовил фундамент для возвращения Путина на пост, хотя Путин к этому уже отбыл на посту два срока, предусмотренных конституцией.
В Армении это вызвало немалое недовольство среди населения. В стране начались мирные протесты, которые возглавил оппозиционер Никол Пашинян.
Кто такой Никол Пашинян? В политику Пашинян пришел из журналистики. Еще будучи студентом, он начал работать корреспондентом в печатных изданиях, после чего основал собственную газету.
Но чаще о Пашиняне вспоминали не как о журналисте, а как о «профессиональном оппозиционере». В 2008 году он принимал активное участие в выборах президента Армении, работая в избирательном штабе кандидата в президенты Левона Тер-Петросяна. После проигрыша последнего на выборах Пашинян присоединился к акциям протеста. Тогда в столкновениях с полицией погибли 10 человек, сотни были ранены. Пашиняна обвинили в организации беспорядков, он скрывался от властей, а когда сдался, его приговорили к семи годам лишения свободы.
Впрочем, к политическому оппоненту власть отнеслась достаточно «мягко»: сначала Пашиняну уменьшили срок вдвое, а вскоре он вышел на свободу по амнистии к 20-летию независимости Армении.
Тюремный опыт не отбил желание заниматься политикой: после своего освобождения Никол Пашинян организовал партию «Гражданское пространство», к которой впоследствии присоединились еще две политсилы – «Образованная Армения» и «Республика». Блок на последних парламентских выборах получил лишь 7,7% голосов. В то же время политическая сила Саргсяна «Республиканская партия» получила почти половину мест в парламенте.

Никол Пашинян
«Давид против Голиафа». Протестное движение в Армении началось с пешей акции «Мой шаг», с помощью которой Пашинян хотел помешать назначению Саргсяна премьер-министром после окончания второго президентского срока.
За несколько дней Пашинян и группа его соратников пешком преодолели более 200 км, проведя акции в Гюмри, Ванадзоре, Дилижане и других городах. 13 апреля оппозиционеры пришли в Ереван, где проводили акции гражданского неповиновения, блокировали дороги и митинговали на центральной площади. Несмотря на протесты, депутаты 17 апреля выбрали Саргсяна премьером. В тот же день Пашинян объявил о начале «бархатной революции».
Представители правоохранительных органов называли протесты незаконными. Заместитель начальника полиции Еревана Валерий Осипян вручил уведомление Пашиняну, однако тот демонстративно разорвал документ, заявив о начале «тотальных акций неповиновения». Сотрудники полиции предприняли довольно жесткие меры против участников массовых акций протеста. Так, на проспекте Баграмяна, где расположены президентская резиденция и парламент, правоохранители растянули колючую проволоку, подтянули бронемашины и водометы.
Каждый день полицейские задерживали десятки людей, многих из которых впоследствии отпускали. В один из дней количество задержанных превысило 200 человек. Полиция и спецназ также применили спецсредства для разгона демонстрантов.
В тот же день Саргсян и Пашинян сели за стол переговоров, но договориться не удалось. «Речь идет не о диалоге, а о нашем порядке», – заявил Пашинян и добавил, что планирует обсудить условия отставки своего оппонента и «мирной передачи власти». Саргсян ответил, что политическая сила, которая набрала на выборах 7–8%, не может говорить от имени народа, и покинул место проведения встречи.
После безрезультатных переговоров с премьером Саргсяном протесты вспыхнули с новой силой. Полицейские в свою очередь продолжили задерживать протестующих, при этом среди задержанных на этот раз оказался сам Пашинян и еще два депутата от его партии.
Акции протеста стали причиной многих неудобств для жителей и гостей столицы Армении. Перекрывались дороги, с перебоями работал транспорт, многие люди не могли попасть на работу, был нарушен учебный процесс в школах и высших учебных заведениях. Понятно, что из-за этого появилось много недовольных нарушением привычного образа жизни. Но в целом ереванцы с пониманием относились к тому, что происходило в центре столицы.
Ключевые события произошли в понедельник, 23 апреля. На сторону протестующих перешли военнослужащие одной из частей, дислоцированных в Ереване. Министерство обороны подтвердило эту информацию, предупредив о последствиях для нарушителей воинской дисциплины.

Силовики у президентского дворца в Ереване
В результате многодневных протестов Саргсян 23 апреля объявил об отставке. «Никол Пашинян был прав. Я был не прав. Сложившаяся ситуация имеет несколько решений, но ни на одно из них я не пойду. Это не мое. Я оставляю пост руководителя страны, должность премьер-министра», – заявил тогда Саргсян.
1 мая на специальном заседании Национального собрания прошли выборы нового премьер-министра Армении. Единственным кандидатом на этот пост был Никол Пашинян. В итоге ему не удалось получить необходимое для избрания число голосов, поскольку его поддержали только 45 народных избранников, а 56 проголосовали против.
2 мая сторонники Пашиняна в знак протеста против отказа парламента избрать его премьер-министром продлили по его призыву акцию тотальной неповиновения. Протестующие заблокировали некоторые дороги в Ереван, также в стране было полностью прекращено железнодорожное сообщение и впервые перекрыто движение трассы, ведущей в аэропорт.
После согласия Республиканской партии Армении, которая имеет большинство в парламенте, поддержать на выборах премьера кандидатуру от оппозиции, Никол Пашинян объявил о безоговорочной победе народа. В результате 8 мая парламент Армении избрал его новым премьер-министром.
Что скажет Россия... Для экономики Армении характерны те же болезни, что и для других стран, которые сложно переживали переход от плановой к рыночной экономике. Как и большинство постсоветских государств, Армения всегда имела экономическую и, соответственно, политическую зависимость от Российской Федерации.
Россия на сегодняшний день контролирует энергетический сектор страны. «Газпром» через армянскую дочернюю компанию ЗАО «АрмРосГазпром» является монопольным поставщиком газа.
Основной поставщик электроэнергии – компания «Электрические сети Армении» – ранее принадлежала российской «ИнтерРАО», а в 2015 году ее приобрела российская группа «Ташир» Самвела Карапетяна. Российские компании доминируют и в секторе мобильной связи, где ключевыми игроками являются МТС и Beeline.
«Россия всегда была и остается большим геополитическим игроком и, конечно, имеет влияние в регионе Южного Кавказа. Это реальность, и никто не может ее отбросить», – подчеркивает директор Института Кавказа Александр Искандарян.
Отметим, что на территории Армении, в городе Гюмри, расположена российская военная база. Она была создана в 1995 году, а через два года между Москвой и Ереваном было заключено соответствующее межгосударственное соглашение о ее функционировании. В 2010 году срок пребывания российских войск на армянской земле был продлен до 2044 года. Москва не платит Еревану арендную плату за базу, впрочем, обязуется защищать Армению в случае агрессии против этой страны. Учитывая конфликт Армении и Азербайджана вокруг Карабаха, Армении очевидно необходим сильный союзник.
По словам Искандаряна, политику Армении можно назвать «комплиментарной». Ее суть заключается в том, что страна пытается поддерживать дружеские отношения как с Россией и Ираном, так и с западными государствами, в том числе с США. Армения – единственная страна постсоветского пространства, которая стала членом ЕврАзЭС и при этом в 2017 году подписала рамочное Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с Евросоюзом, хотя в 2013 году на саммите ЕС подписывать его отказалась.
Сам Никол Пашинян еще до избрания главой государства подчеркивал, что кардинальных изменений в армяно-российских отношениях не будет, а президента Путина назвал «прямым и искренним». Такая линия поведения может быть связана не только с вопросами безопасности, но и с достаточно большой долей российского капитала в экономике Армении.
Подобные заявления Пашиняна вызвали немалый скепсис в отдельных украинских СМИ, которые назвали события в Армении «революцией с согласия России» и, соответственно, попытались предположить, что больших изменений в стране ожидать не следует. Впрочем, уже через несколько месяцев авторитетные российские СМИ писали, что в Кремле не скрывают раздражения поведением новой власти Еревана.

Протестующие
100 дней Пашиняна. После избрания на должность Пашинян сформировал новое, временное, правительство, которое должно было работать до проведения досрочных парламентских выборов. 17 августа правительству Пашиняна исполнилось 100 дней. Новый премьер в отличие от своих предшественников решил не ограничиваться банальной пресс-конференцией, а собрал людей в центре Еревана, на площади Республики, куда весной этого года десятки тысяч армян вышли с требованием изменить власть – и в итоге получили свое.
Приход к власти человека без опыта управления страной, да еще и революционным путем, многими политологами воспринимался с опаской, ведь последствия могли быть крайне непредсказуемыми. Именно поэтому большинство опрошенных экспертов одним из главных достижений Пашиняна за первые 100 дней считают сохранение «контроля над ситуацией». «Если учесть, что он пришел к власти революционным путем, то главным достижением можно считать сохранение управляемости государства и быстрое построение новой системы исполнительной власти», – говорит политолог, эксперт по Южному Кавказу Карен Мадоян.
Кроме того, власть во главе с Пашинян начала беспрецедентную борьбу с коррупцией. Не менее важным является и тот факт, что «новые лица» впервые за много лет сами никак с коррупцией не ассоциируются. «Под следствием оказались не только коррумпированные чиновники среднего уровня, но и бывшие представители руководства страны, а также их родственники. В целом эти действия вызывают большое одобрение среди населения», – рассказывает Мадоян.
Впрочем, такая политика оказалась не по вкусу Кремлю. «Красные линии» для Москвы стали очевидны, когда из Еревана начали поступать новости о привлечении к уголовной ответственности бывших топ-чиновников, включая экс-президента Роберта Кочаряна. Последнего обвиняют в связи с делом о разгоне демонстрантов 1 марта 2008 года, когда в результате действий силовиков в Ереване погибли 10 человек.
«Звонок Путина бывшему армянскому коллеге в день его рождения 31 августа стал своеобразным сигналом для властей Армении. Россия также открыто защищает от уголовного преследования на родине нынешнего генсека ОДКБ Юрия Хачатурова», – рассказывает Мадоян. (ОДКБ – аналог НАТО, в которую входит шесть постсоветских стран, в том числе Армения).
Успехи в борьбе с коррупцией отмечает и Армен Закарян, директор Ереванской школы политических исследований. «В результате этой борьбы в бюджет было возвращено десятки миллионов долларов. Достаточно ли этого? Конечно, нет. Необходимо еще многое сделать в области создания независимой судебной системы, квалифицированных учебных заведений, роста экономики, модернизации армии и т. д.», – подчеркнул он.
Кроме этого, добавляет Мадоян, был ликвидирован ряд монополий, когда целые группы товаров в Армению могли ввозить только определенные бизнесмены из числа приближенных к власти. «Вместе с тем ликвидированы все таможенные схемы, которые раньше мешали свободной трансграничной торговле», – подчеркнул он.
Еще одно важное изменение – правительство Пашиняна в отличие от предшественников работает в беспрецедентных для Армении условиях открытости. Новый премьер первым среди политиков начал общаться со своими сторонниками с помощью онлайн-трансляций в соцсети Facebook, которая была основным каналом коммуникаций для участников протестов. Что касается внешней политики, то в этом направлении лидер «бархатной революции» решил не делать резких шагов.
Стоит отметить, что никаких существенных реформ при правительстве Пашиняна не было. Этот факт новоиспеченный премьер признал и сам, подводя итоги первых 100 дней работы. По словам Пашиняна, в течение этого периода его команде удалось справиться с основной задачей – обеспечить нормальную жизнедеятельность страны и непрерывное развитие экономики в постреволюционный период.
«Я считаю, что после 100-дневного периода мы переходим к новому этапу, основным содержанием которого является проведение быстрых и эффективных реформ, чтобы для страны и экономики открылось второе дыхание, чтобы мы сумели также в контексте бюджетных обсуждений зафиксировать уже конкретные перспективы и результаты», – заявил премьер-министр.

Площадь Республики в Ереване
Армения сегодня. Сегодня Пашинян – крайне популярная в Армении политическая фигура. Это подтвердили результаты выборов Совета старейшин (городского совета) Еревана, на которых блок премьера «Мой шаг» получил 81% голосов.
По словам наблюдателей, впервые за долгие годы выборы не сопровождались ни фальсификациями, ни избиением несогласных. «Это было своеобразным тестом для Пашиняна. Его партия пошла на эти выборы самостоятельно и получила 80% голосов. Таким образом, первый свой электоральный тест Пашинян сдал на отлично. Это показатель его популярности среди народа. Фактически он вытащил всю избирательную кампанию на своих плечах. Люди скорее отдают голоса популярном лидеру, чем партии», – говорит Мадоян.
Успех на выборах в Совет старейшин полностью стал триггером для форсирования процесса досрочных парламентских выборов. «Пашиняну нужно срочно закрепить результат. Своя сила в парламенте позволит ему дальше проводить необходимые стране реформы. Существующий расклад в Национальном собрании Армении не отражает сложившихся политических реалий. Граждане поддерживают идею досрочных выборов», – считает эксперт.
Так, Пашинян триумфально провел форум Франкофонии, гостями которого стали премьер-министр Канады Джастин Трюдо и президент Франции Эмануэль Макрон, после чего покинул свой пост для того, чтобы объявить досрочные парламентские выборы.
По мнению Армена Закаряна, проведение выборов завершит передачу власти новым политическим силам, нейтрализует реваншистские настроения. Соглашается с ним и Карен Мадоян: «Реванш старых политиков невозможен. Несмотря на финансовые и медиавозможности, у них нет электоральной базы. Люди хотят видеть во власти новые лица. Старые элиты на данном этапе будут следить за дальнейшими шагами команды Пашиняна, чтобы активизироваться в том случае, если новая власть начнет совершать ошибки, которые могут привести к падению ее популярности», – резюмировал эксперт.
Но сегодня Пашинян явно выделяется среди всех своих оппонентов, и в кресле премьера он выглядел весьма органично. После первых месяцев его пребывания у власти похоже на то, что у Армении есть шанс построить эталонную для постсоветского пространства демократию.
Материал подготовлен в рамках конкурса от Open media hub
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].