Водители против велосипедистов: во что превращается «бензиновый Майдан» во Франции

Водители против велосипедистов: во что превращается «бензиновый Майдан» во Франции

24 ноября демонстранты попытаются сделать Париж «мертвым городом»

Цей текст також доступний українською
Водители против велосипедистов: во что превращается «бензиновый Майдан» во Франции
Фото: 🇫🇷Gilets Jaunes🇫🇷 (@_gilets_jaunes_)

Вспыхнувшие в минувшую субботу во Франции демонстрации против подорожания топлива не стихли. С воскресения они стали более жесткими и перекинулись на еще одну европейскую страну – Болгарию, в столице которой протестующие на несколько часов парализовали движение транспорта. Mind изучил все, что известно о французских протестах и о дальнейших планах их организаторов – движения «желтых жилетов».

Откуда взялись «желтые жилеты»?  Движение возникло в соцсетях несколько недель назад. Оно названо по главному символу протеста – светоотражающим жилетам, которые каждый владелец автомобиля должен иметь на случай аварийной остановки на трассе. Теперь французы, протестующие против высоких цен на топливо, облачаются в них, чтобы продемонстрировать свое единство. А сочувствующие им автомобилисты кладут желтые жилетки под лобовое стекло, выражая тем самым поддержку общественной акции.

Водители против велосипедистов: во что превращается «бензиновый Майдан»
Фото: 🇫🇷Gilets Jaunes🇫🇷 (@_gilets_jaunes_)

«Протестные движения во Франции всякий раз несут отголоски классовой вражды и Великой революции 1789 года. И нынешние облаченные в желтые жилетки Жаны, вышедшие в субботу в количестве 250 000 на улицы и дороги Франции без организации и без лидеров, – не исключение. Легко представить непопулярного президента Макрона в образе напудренного маркиза, ведомого к гильотине... Макрон остается верен своему электорату – элите, зажиточным экологистам и этническим меньшинствам. К несчастью для него, белые молодые парни, похоже, становятся главной силой», – описывает ситуацию во Франции издание Irish Times.

По словам французского журналиста и писателя Герве Алгаларрондо, против Эммануэля Макрона поднялся тот самый социальный класс, который проголосовал за Трампа в США. Президент Франции всегда высокомерно и пренебрежительно относился к белой молодежи из низов, и теперь демонстранты окажутся для него «неизведанной землей» и «бермудским треугольником». Бензиновый кризис, по словам Алгаларрондо, также стравливает «две Франции» друг против друга. Белая молодежь из сельской местности и пригородов противостоит бобо-экологистам, которые живут в центрах городов, ездят на велосипедах или скутерах, поддерживают экологические инициативы Макрона, и все сильнее ненавидят Жанов в желтых жилетах за создание хаоса в стране и нежелание пожертвовать своими грязными автомобилями ради чистого воздуха.

Что произошло на выходных 17–18 ноября? В субботу, по данным министерства внутренних дел Франции, 244 000 человек приняли участие в протестах на территории республики. Демонстранты в желтых жилетках организовали около 2000 акций по блокированию дорог, проведению демонстраций и замедления автомобильного трафика в стране, чтобы выразить свой гнев относительно инициированного президентом Эммануэлем Макроном повышения налогов на топливо. В Париже протестующие заблокировали авеню Шанз-Элизе и подошли к Елисейскому дворцу, но были разогнаны полицией, применившей слезоточивый газ.

Субботние протесты проходили преимущественно без инцидентов. Однако 17 митингующих получили серьезные увечья в стычках с водителями, пытавшимися прорваться через дорожные баррикады. Одна 63-летняя демонстрантка была насмерть сбита автомобилем из-за того, что находившаяся за рулем женщина запаниковала, когда 50 человек окружили и заблокировали ее машину, принялись стучать по крыше и пробираться внутрь салона. Еще один мотоциклист находится в реанимации на грани жизни и смерти.

По словам министра иностранных дел Франции Кристофа Кастанера, после субботы число демонстрантов сократилось. В понедельник в блокировании транспортных потоков на стратегических магистралях страны принимали участие примерно 27 000 человек. Однако их действия стали более агрессивными. Протестующие пытались заблокировать шоссе, ведущее к тоннелю между Францией и Англией, и преграждали доступ к нескольким хранилищам нефтепродуктов.

«В воскресенье и понедельник протестующие совершили множество актов жестокости, расизма, антисемитизма и вандализма. Работа полицейских становится все более тяжелой и опасной из-за агрессивности и изменения поведения демонстрантов... систематически вступающих в конфронтацию с сотрудниками правопорядка», – сообщил Кристоф Кастанер, отметив, что два офицера полиции при усмирении протестов получили серьезные травмы.

Что подвигло водителей ступить на тропу войны? Цена дизельного горючего, самого используемого в автомобилях Франции топлива, выросла за 12 месяцев на 23% – до 1,51 евро (48 грн) за литр. Это наивысшая отметка с начала 2000-х годов.

Водители против велосипедистов: во что превращается «бензиновый Майдан»
Фото: 🇫🇷Gilets Jaunes🇫🇷 (@_gilets_jaunes_)

Мировые цены на нефть в течение года выросли и снова упали, однако цена топлива осталась высокой из-за того, что правительство Макрона подняло «углеводородный» налог с дизельного горючего и бензина на 7,6 евроцента/литр и 3,9 евроцента/литр соответственно. Это сделано в рамках кампании по повышению экологичности автомобилей и топлива, в ходе которой правительство планирует разрешить администрациям городов взимать плату за въезд транспорта.

Решение поднять «углеводородный» налог еще раз на 6,5 цента/литр для дизеля и на 2,9 цента/литр для бензина с 1 января 2019 года переполнило чашу терпения многих автовладельцев и стало спусковым механизмом протестов.

Насколько масштабно движение «желтых жилетов»? Оно имеет широкую поддержку населения Франции. Согласно соцопросу института Elabe, 73% французов поддерживают протесты и 70% желают, чтобы правительство отказалось от повышения налогов на топливо.

По словам наблюдателей, недовольство высокими ценами на бензин и дизель перерастает в соцсетях в широкомасштабную открытую критику экономической политики нынешнего президента.

«Протесты «желтых жилетов» поддерживают даже 54% из тех избирателей, которые на президентских выборах голосовали за Макрона. Разочарование из-за неоправданных ожиданий и снижения покупательной способности охватили все общество. Это уже не просто какая-то мелкая проблема, что волнует лишь сельскую Францию или низшие классы», – комментирует ситуацию в стране директор по исследованиям Elabe Винсент Тхибаулт.

Что планируют демонстранты на следующих выходных 24–25 ноября? В субботу участники движения «желтых жилетов» собираются застопорить движение транспорта по дорогам в Париже.

Один из главных агитаторов «желтых жилетов» Эрик Дроует, ранее неизвестный водитель грузовика из департамента Сена и Марна, на своей странице в Facebook призвал провести 24 ноября акцию под названием «Второй акт, вся Франция в Париже!». Он попросил единомышленников приехать в субботу утром (с 8:00 до 11:00) на главную парижскую площадь Согласия, поскольку «здесь находится правительство», и «нужно дожать его».

«Мы ждем всех: водителей грузовиков и автобусов, таксистов, шоферов, фермеров… Каждого! Мы должны нанести последний удар, и просим всех приехать в Париж, на чем есть возможность», –  написал Дроует. Свыше 27 000 пользователей Facebok подтвердили под его призывом, что примут участие в акции, и более 190 000 поставили отметку «заинтересованы».

Водители против велосипедистов: во что превращается «бензиновый Майдан»
Фото: france3-regions

Хотя активисты движения «желтых жилетов» сообщают о своей аполитичности, их протест стремятся возглавить оппозиционные партии правого и левого толка. В частности, призыв к демонстрантам прибыть в Париж и «заблокировать столицу» опубликовал на своей странице в Facebook член правой партии Debout La France («Вставай, Франция») Франк Бахлер. Его видеообращение было просмотрено свыше 210 000 раз.

«Все вы должны прибыть в Париж на своих ногах, или верхом на лошадях, или на автомобилях и оккупировать все улицы. Давайте посмотрим 24 ноября на заблокированный Париж. 24 ноября Париж станет мертвым городом», – сообщил в своем призыве Франк Бахлер.

Нарастающие ожидания того, что во Франции может возникнуть гражданский конфликт, похоже, не сильно тревожат 40-летнего президента-центриста Эммануэля Макрона. Он по-прежнему демонстрирует решимость следовать курсу на повышение экологичности транспорта и топлива. Правительство Франции объявило о том, что не допустит блокирования дорог в субботу и направит дополнительно 30 000 офицеров полиции на подавление возможных беспорядков в столице Франции. На сторону Макрона, возможно, встанут несколько тысяч парижан – в группах французских велосипедистов опубликованы призывы выйти на антипротесты и поддержать повышение тарифов на топливо.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно