«Скандал, потрясший Японию»: как глава Nissan обворовывал свою корпорацию

«Скандал, потрясший Японию»: как глава Nissan обворовывал свою корпорацию

Карлос Гон тайно получил от Nissan $1,7 млн для сестры, десятки миллионов долларов для себя и шесть роскошных домов в Токио, Нью-Йорке, Рио, Бейруте, Париже и Амстердаме

Этот материал также доступен на украинском
«Скандал, потрясший Японию»: как глава Nissan обворовывал свою корпорацию
Карлос Гон
фото nissannews.com

У очередной японской корпорации посыпались скелеты из шкафов, ударяя по некогда образцовой бизнес-репутации Страны восходящего солнца. На этой неделе мир узнал о новых махинациях руководства Nissan, которые вскрылись после неожиданного ареста 64-летнего Карлоса Гона, главного босса империи трех автогигантов – Renault, Nissan и Mitsubishi. Ему грозит 10 лет тюрьмы за присвоение $44 млн корпоративных средств в период с июня 2011-го по июнь 2015 года. Скандальное увольнение босса-европейца из японской корпорации имеет признаки «дворцового переворота» и может разрушить альянс Nissan с французской Renault.

Кто такой Карлос Гон

Карлоса Гона называют суперзвездой мировой величины среди корпоративных боссов. На протяжении 16 лет, с 2001 по 2017 годы, он занимал должность исполнительного директора Nissan, и его считали «символом возрождения» этого японского концерна. В 2005 году он возглавил французскую Renault и принялся управлять двумя автогигантами одновременно. А в 2016-м стал главой совета директоров корпорации Mitsubishi Motors после того, как Nissan приобрел 34% ее акций и принял ее в альянс.

Французско-японское трио Renault-Nissan-Mitsubishi в прошлом году выпустило 10,6 млн автомобилей, или каждую девятую машину в мире. По масштабам производства этот альянс в 2017-м уступил лишь немецкой группе Volkswagen (10,7 млн авто) и обогнал японскую Toyota (10,4 млн) и американскую General Motors (9,6 млн). Renault-Nissan-Mitsubishi владеет 122 автопромышленными предприятиями, и на нее работают около 450 000 человек в 200 странах мира.

Карлос Гон приобрел репутацию практичного трудоголика, не гнушающегося закрывать заводы и проводить массовые увольнения. Союз трех гигантов автоиндустрии стал уникальным в своем роде альянсом и личной его заслугой. Спасти от бедствий японский Nissan и заставить его работать в связке с европейским Renault было под силу только такому человеку, как Карлос Гон – гражданину Франции, рожденному в Бразилии, выросшему в Ливане и сумевшему быстро адаптироваться к жизни в Японии.

Однако его астрономические зарплаты и ослепительный стиль жизни – противоречащий аскетичной корпоративной культуре Японии – навлекли на него беду. Ранее в этом году на Карлоса Гона был написан донос, и компания Nissan за нескольких месяцев провела внутреннюю проверку его финансовых дел, выявив достаточные нарушения для увольнения и тюрьмы.

«Темная сторона эры Гона»

Следователи Токийской прокуратуры арестовали Карлоса Гона и члена совета директоров Nissan Грега Келли в понедельник, 19 ноября, без предъявления официальных обвинений. Японские законы позволяют держать подозреваемых в тюрьме для проведения допросов на протяжении 23 дней. По утверждению директоров Nissan, их главному боссу будут предъявлены обвинения в подделке финансовых отчетов для сокрытия реального размера своих доходов от инвесторов и налоговых органов, а также для использования средств компании в личных целях.

Как пояснил журналистам президент и главный исполнительный директор Nissan Хирото Сайкава, в руках Карлоса Гона долгое время было сконцентрировано «слишком много власти», и, как выяснилось, «у эры Гона имелась темная сторона». В течение пяти лет глава корпорации получил в качестве вознаграждения от Nissan около 10 млрд иен (почти $89 млн), однако задекларировал для уплаты налогов сумму, которая вполовину меньше.

Одним из самых возмутительных проступков Карлоса Гона было открытие финансовой артерии, текшей из японской корпорации на банковский счет его старшей сестры, которая проживала в Бразилии. Как пишет японская газета Asahi Shimbun, ссылаясь на источники в руководстве Nissan, родственница босса в 2002 году получила в компании должность консультанта и с тех пор ей выплачивали по $100 000 (11,3 млн йен) в год несмотря на то, что она ничего не делала. В общей сложности старшая сестра Карлоса Гона получила от японского автогиганта $1,7 млн.

По сведениям издания NHK, Nissan выделял «огромные суммы денег» на обеспечение Карлоса Гона элитными домами в Рио-Де-Жанейро, Бейруте, Париже и Амстердаме «без какой-либо бизнес-необходимости». Следствие предполагает, что в 2010 году Карлос Гон создал венчурную компанию в Нидерландах для финансирования стартапов в интересах Nissan. Однако никакой инвестиционной деятельностью эта компания не занималась, а на деньги автогиганта покупала роскошное жилье, которым безвозмездно пользовался Карлос Гон и его родственники.

В четверг совет директоров Nissan на экстренном совещании анонимно проголосовал за увольнение Карлоса Гона со всех постов в компании. Это решение было принято вопреки просьбам Renault не увольнять француза до подтверждения его вины.

Вероятный дворцовый переворот

Увольнение Карлоса Гона из японской компании вызвало недовольство французской стороны. «Позвольте мне сказать, что мы должны уважать верховенство закона и связанную с ним презумпцию невиновности. На данной стадии у нас нет никаких свидетельств, подтверждающих выдвинутые против Карлоса Гона обвинения», – цитирует издание ABC News Бруно Ле Мера, министра финансов Франции.

До своего ареста Карлос Гон занимался подготовкой полного слияния Nissan и Renault, в котором Франция, очевидно, заинтересована гораздо больше, чем Япония. Nissan превосходит Renault по масштабам бизнеса, но находится в альянсе на позиции младшего партнера. Nissan владеет 15% неголосующих акций Renault, а французской компании принадлежит 43% акций Nissan с правом голоса.

«Если вы сравните доли компаний, то увидите, что Nissan стоит $39 млрд и генерирует свыше 50% выручки и продаж альянса, а Renault оценивается лишь в $15 млрд, а без альянса он будет стоить и того меньше. На мой взгляд, ситуация похожа на дворцовый переворот, при помощи которого Nissan свергает Карлоса Гона», – рассуждает профессор Бизнес-школы университета Астон Дэвид Бэйли.

Удар по бизнес-репутации Японии

Нынешний скандал поставил очередное пятно на репутации японских корпораций, некогда служивших примерами того, как нужно вести бизнес. За последние несколько лет на обозрение общественности не раз выставлялись примеры недостойного поведения, когда сотрудники компании, демонстрировавшие образцовую дисциплину и порядок, на самом деле скрывали гигантскую мошенническую схему.

Так, в октябре 2011 года уволенный директор Майкл Вудфорт рассказал о финансовых махинациях в недрах гигантского японского производителя фотокамер Olympus. Выяснилось, что руководители Olympus покупали активы по завышенной цене, выплачивали колоссальные комиссионные консультантам и в течение 20 лет скрывали от инвесторов истинные убытки. Из-за скандала компания потеряла 80% своей стоимости, ее совет директоров в полном составе ушел в отставку, и для выживания ей пришлось сократить тысячи рабочих мест.

В 2015 году в центре скандала оказался японский промышленный конгломерат Toshiba, когда выяснилось, что он в течение шести лет завышал прибыль, чтобы казаться более привлекательным для инвесторов. Предыдущий финансовый год компания в действительности закончила с убытком в размере $735 млн, но ее менеджеры дописали в финансовые отчеты несуществующие $2 млрд, и на бумаге Toshiba оказалась с $1,3 млрд прибыли. Гендиректору компании Хисао Танаки и причастным к мошенничеству сотрудникам пришлось уволиться. 

В 2017 году японский металлургический гигант Kobe Steel признался в подделке сертификатов качества своей продукции. Он поставлял клиентам ненадлежащего качества алюминий и медь для производства автомобилей, самолетов и космических аппаратов. В том же году прогремел скандал с «подушками смерти». Японский поставщик автомобильных подушек безопасности Takata начал использовать новый химикат, из-за которого подушки раскрывались с такой силой, что убивали пассажиров. После гибели 20 человек у компании, которая появилась в 1933 году, возникли проблемы, сделавшие ее дальнейшее существование невозможным.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате