Нужны ли Украине переговоры с «Газпромом»
И решает ли что-то Стокгольмский арбитраж

«Нафтогаз Украины» готов сесть за стол переговоров с «Газпромом» и поступиться своими требованиями в суде Стокгольма по транзитному контракту. Кто и что повлияло на позицию «Нафтогаза» в отношении «Газпрома», а также поможет ли это Украине сохранить транзит российского газа на нынешнем уровне в 80–90 млрд куб. м?
Чего хочет НАК? Говорить о четкой позиции «Нафтогаза» относительно переговоров с «Газпромом» еще рано. Как заметно из заявлений руководства компании, внутри «Нафтогаза» нет понимания относительно оптимального пути решения конфликта с российской компанией.
Так, в один день со стороны «Нафтогаза» прозвучали разные по содержанию заявления относительно дальнейшего развития событий в треугольнике «Украина – ЕС – Россия». Руководитель «Нафтогаза» Андрей Коболев неожиданно изменил своей позиции, непоколебимой в течение прошлых четырех лет, и заявил, что «Нафтогаз Украины» готов обсуждать возможность пересмотра или отказа от второго транзитного иска к российскому «Газпрому» на сумму более $12 млрд в сочетании с подписанием нового долгосрочного контракта на транзит газа.
«Фактически мы говорим российским коллегам: если вы строите (обходные маршруты) и не хотите транспортировать (через ГТС Украины), то компенсируйте. Если хотите транспортировать и готовы подписать долгосрочный контракт по европейским правилам, с гарантиями, что эти деньги вы нам заплатите, мы готовы от иска отказаться, или пересмотреть его, или изменить его», – сказал Коболев.
Ключевой мыслью можно назвать готовность «отказаться» от иска в Стокгольме. И это, безусловно, вызывает недоумение, поскольку в течение 2014–2018 годов со стороны «Нафтогаза» была однозначная позиция: аргументы Украины в суде Стокгольма сильны, и отказываться от них «Нафтогаз» не собирается. Хотя скоро уже исполнится год с тех пор, как Стокгольмский арбитраж принял решение в пользу «Нафтогаза», но живых средств от «Газпрома» Украина так и не получила.
К чему обязывает Стокгольмский арбитраж? Решение суда предусматривает, что «Газпром» должен выплатить «Нафтогазу» $2,7 млрд. А еще до конца действия контракта, то есть до 2020 года, транспортировать территорией Украины не менее 110 млрд куб. м газа. И в соответствии с заявками «Нафтогаза», поставлять газ по цене, которая должна быть снижена до уровня цен на немецком рынке. «Газпром» обжаловал эти решения в апелляционном суде Швеции – судебный процесс сейчас продолжается. Ранее представитель «Нафтогаза» Юрий Витренко признавал, что такое рассмотрение может тянуться более двух лет.
Более того, в суде Стокгольма начинают рассматривать новый иск «Газпрома» против «Нафтогаза» – по разрыву договоров, и это может повлиять на предыдущее решение.
Как это отразилось на позиции «Нафтогаза»? В таком контексте слова Коболева об ожидании от правительства Украины директивы на переговоры с «Газпромом» можно расценивать как шаг назад. Хотя формально «Нафтогазу» не требуется согласия правительства, поскольку на сегодня ключевые решения принимает наблюдательный совет НАК. «Мы коммуницировали этот месседж Европейской комиссии, и нас услышали. Мы готовы этот вопрос, если нам акционер согласует, положить на стол переговоров с «Газпромом», – заявил Коболев.
Однако уже через несколько часов со стороны исполнительного директора «Нафтогаза» Юрия Витренко прозвучало заявление, опровергающее месседж Андрея Коболева об отказе от иска в Стокгольме. Представитель «Нафтогаза» заявил, что восстановление баланса интересов, который предлагает «Газпром» в ходе переговоров по транзиту газа, возможно только на основании решения Стокгольмского арбитража: «Мы обходили тему (во время переговоров) выполнения решений арбитража исключительно из-за попытки занимать конструктивную позицию на этих «переговорах». При этом позиция «Нафтогаза» является тоже не менее четкой, чем у «Газпрома». Вопросы «баланса в отношениях» были уже рассмотрены определенным контрактом образом – в международном арбитраже. Сейчас не существует каких-либо законных оснований для «Газпрома» не выполнять его решения».
А что насчет «Северного потока – 2»? Закономерно, что в «Нафтогазе» в очередной раз критически оценили строительство «Северного потока – 2», поскольку этот вопрос традиционно обсуждают на консультациях Украина – ЕС – Россия. Так, исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко считает, что лоббисты «Северного потока – 2» и отдельные европейские политики используют трехсторонние переговоры в качестве аргумента в пользу этого проекта: «Мол, смотрите, Германия и Еврокомиссия сделают так, чтобы сохранить транзит через Украину, поэтому не мешайте российским и европейским компаниям строить «Северный поток – 2». Европейские политики говорят о необходимости сохранения транзита через Украину, а «Васька слушает да ест», продолжая строить «Северный поток – 2», который и является основной угрозой для сохранения транзита через Украину».
Но заявления «Нафтогаза» имеют уже скорее политический характер, поскольку правительство Украины выполняет договоренности с ЕС и Россией и активно участвует в консультациях. Украинское правительство утвердило состав делегации для трехсторонних газовых переговоров с представителями России и Евросоюза в Брюсселе, в которую вошли: министр иностранных дел Павел Климкин, заместитель министра иностранных дел Елена Зеркаль, заместитель главы Минэнерго Наталья Бойко, глава НКРЕКУ Оксана Кривенко, посол в Бельгии Николай Точицкий, председатель правления «Нафтогаза» Андрей Коболев (по согласию), главный исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко, директор Департамента по вопросам развития топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Секретариата Кабмина Сергей Косенко и советник МИД Тарас Качка (по согласию).
Что будет дальше? Рассчитывать на какое-то судьбоносное решение после очередного раунда консультаций, не являющихся переговорами, было бы бесполезно. Еще на предыдущих встречах ЕС выдвинул два требования «Нафтогазу»: прекратить саботаж создания независимого оператора ГТС и перейти в активную фазу поиска компромисса с «Газпромом» по решению стокгольмского суда. Этим, кстати, и обусловлен разворот на 180 градусов позиции главы «Нифтогаза» в данном вопросе.
И если первый пункт «Нафтогаз» с помощью или под влиянием правительства уже начал выполнять – компания «Магистральные газопроводы Украины» берет на себя функции оператора ГТС, то со вторым пунктом пока сложно. «Газпром» готов передать право транзита газа через Украину европейским компаниям, но без гарантий транспортировки конкретных объемов газа. Ни Украину, ни ЕС такой вариант не устраивает, поскольку все финансовые риски из-за низких объемов транзита лягут на плечи оператора ГТС Украины и европейских партнеров. Более того, с 2022 года «Газпром» планирует сократить транзит газа по украинской территории до уровня 50 млрд куб. м.
Также, похоже, «Газпром» уже не слишком сильно интересует пересмотр позиции «Нафтогаза» по решению Стокгольма. Сегодня речь идет об ускорении процесса акционирования компании «Магистральные газопроводы Украины» с последующей ее приватизацией. Безусловно, «Газпром» не будет участвовать в таких процессах, но его европейские партнеры будут готовы к этому. И здесь можно видеть «прокол» руководства «Нафтогаза», которое вовремя не разглядело угрозу «с другого фланга» и сосредоточило все свои усилия на суде в Стокгольме.
Поэтому, скорее всего, следует ожидать начала переговоров с «Газпромом», как, собственно, и анонсировал глава «Нафтогаза» Андрей Коболев. Однако маловероятно, что их результатом может стать долгосрочный контракт на транзит газа. Скорее, прозвучит отказ от претензий в суде Стокгольма и будет закреплен переходный транзитный этап отношений Украины и России на период до 2022–2023 годов.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].