Кандидатская по экономике: 20 тезисов Юлии Тимошенко на встрече с бизнесом
Что должно измениться в Украине. И что делать в случае проигрыша на выборах

Mind в рамках специального проекта «Кандидатская по экономике» продолжает разбираться в экономических взглядах кандидатов в президенты. С перечнем вопросов к кандидатам можно ознакомиться здесь.
В начале прошлой недели Европейская Бизнес Ассоциация начала серию встреч бизнеса с кандидатами в президенты Украины. Первым гостем стала Юлия Тимошенко. Mind приводит ключевые тезисы кандидата, прозвучавшие в ответ на вопросы предпринимателей.
О том, что мотивирует баллотироваться на пост президента
Мотивация написана на всех билбордах – я реально в страну верю. Я знаю, что если правильно организовать жизнь Украины, правильно построить управление, я не вижу проблем в успешной развитии страны.
Когда страна и экономика деградируют, задаешь вопрос: в чем причины упадка? В книге «Почему нации приходят в упадок» авторы проанализировали историю человечества и разложили развитие стран на составляющие. Они пришли к выводу, что главные причины развития или упадка – это не количество ресурсов в недрах, не географическое расположение, не война или мир. Главной причиной является то, как построена система управления.
Я являюсь единомышленником с автором книги господином Робинсоном: Украина слабо управляется, у нее слабые институты. В действующей Конституции есть несколько фундаментальных проблем, и если их не исправить – страна не сможет жить успешно.
- XXI век – эпоха открытых мощных коммуникаций. А Украина управляется монопольно – это закрытая система. Мы заложники одного мозга. Это мозг президента. Монополия – очень тяжелый минус.
- Причина коррупции – то, что ни одна ветвь власти не контролируется. Все контролирующие органы сами в себе. Кто работает, тот и назначает органы для своего контроля. НАБУ и НАПК – это прекрасное начинание. Но мы должны констатировать проблему: система, которая уже сформирована в Украине, уже оборудованная и разветвленная. Когда возникают перспективные органы, система накрывает эти органы, нейтрализуя их функции.
- Судебная система осталась в кармане у правящей политической команды.
- Дуализм в управлении страной: президент и премьер-министр. Это очень неправильно организованное самоуправление.
- До сих пор не принят закон об импичменте. Импичмент выполнить невозможно, так как все управляющие органы подвластны президенту.
О том, почему система не менялась с 1996 года (когда была принята Конституция)
Каждый президент не был в состоянии сбалансировать свои полномочия и попрощаться с частью из них, построив независимую систему контроля.
Нужно тотально изменить старую систему управления и принять новую Конституцию, где полномочия будут сбалансированными, и перейти к парламентской форме правления.
Об изменениях в судебной ветви власти
Система управления страной должна восприниматься как целостный организм. Нельзя отдельно реформировать правосудие, отдельно – контролирующие органы. Это единственная модель, и если она сбалансирована, только тогда она может работать.
У нас в системе организации судопроизводства есть недостатки, которые не исправлены конституцией. Назначение судей происходит при участии правящего политического класса. Это факт. И реформы, которые проведены, сохранили этот порядок.
Нужна совершенно иная система.
О том, что делать в случае проигрыша выборов
Некоторые реформы можно уже сейчас делать законно. В парламенте работают непростые люди, которые привыкли коррупционно решать вопросы в своих собственных интересах. Очень важно знать: если мы хотим изменить систему в корне – полагаться на Верховную Раду очень сложно. Депутаты не дадут забрать свои полномочия. Есть 60–70 нормальных депутатов, но они не принимают решения.
Если у нового президента будет воля изменить систему, то баланс противовеса, инклюзивность и массовое сотрудничество – единственная парадигма, вокруг которой надо двигаться.
«Биться головой о стену» – как-то несимпатично выглядит. Когда имеешь план, но пробиться невозможно, будем что-то думать.
Буду опираться на большинство в парламенте, которое будет выбрано по новой Конституции.

О «замесе» в регионах
Семь волн выборов ОТО были тренировкой накануне президентских. Мы получили 34% на выборах [местных] депутатов, а команда Петра Алексеевича [Порошенко] – чуть более 20%. Я могу сказать – «замес» будет сильным. Мы сможем систему положить на лопатки. Честные выборы базируются на том, чья команда сильнее «в поле» – мы не очень слабая команда. Я не верю в мажоритарную систему в украинских реалиях. Для Украины нужна пропорциональная система со своеобразными открытым спискам.
О рецептах прекращения войны
В Украине идет война. Ее ведет РФ. Главнокомандующим является их действующий президент. Именно так мы оцениваем эту историю. Для меня непонятно, как это произошло, когда у Украины в руках был Будапештский меморандум, который мы подписали в обмен на отказ от ядерного оружия. Так вот, там написано, что если что-то намекает на агрессию против Украины – надо собирать переговоры Будапештского формата. Почему никто не созывал этот формат? Надо было собрать такой формат и начинать диалог.
Вместо этого начинается переговорный процесс без субъектности. Затем на Минские договоренности начали наращивать санкции, замораживая конфликт. Все понимают, что Минский формат с первой встречи – это тупик. Я считаю, что сейчас действовать резко и махать шашкой очень опасно. Надо начинать принципиально другой переговорный процесс на базе Будапештского меморандума.

О том, как использовать Будапештский меморандум
Если Будапештский меморандум, подписанный как гарантия неприкосновенности Украины и наших границ, ничего не гарантирует, то что дает гарантии другим странам, которые подписали этот документ?
Я считаю, что Украина за 4,5 года войны не начала настоящий действенный диалог. Нужен диалог или (как альтернатива Будапештскому меморандуму) «Будапешт +» с привлечением канцлера Германии либо полноправных представителей ЕС.
Первый шаг – инициирование Будапештских переговоров и новый переговорный процесс.
Наша команда не даст легализовать молчания. Если кто-то хочет легализовать оккупацию Крыма – это будет проигрыш. Мы будем работать жестко, но в рамках международного права.
Если сегодня ведутся переговоры о нераспространении ядерного оружия, мы будем громко поднимать вопрос, что надо выполнить гарантии, которые Украины дали. Я убеждена, что нам удастся это сделать.
Я не гарантирую, что АТО закончится через 2 часа.
Мир будет достигнут. С Крымом будет немного дольше.
Украина должна показать экономическую и социальную успешность.
О планах изменить упрощенную систему налогообложения
Мы бы не хотели ее пересматривать. Это вопрос новой налоговой системы, а не упрощенной системы. Упрощенная система – это возможность не дать добить наш средний класс, который, по сути, задушили. Среднему классу надо памятник ставить.
Но «упрощенка» должны быть не системой уклонения от налогообложения, нарушающей рыночную атмосферу. Нам придется подумать, как отделить средний класс и малый бизнес от технологии уклонения от уплаты налогов.
Налогообложение нарушено:
47% – это объем теневой экономики. Это означает, что страна делится на тех, кто честно платит налоги, и на теневую экономику. Это просто рыночное неравенство.
Фискальная система – использование налога на добавленную стоимость для выкачивания денег из бюджета. Это касается тех, кто на базе этого налога тянет из бюджета миллиардные деньги.
Снижение налоговой ставки не выводит из тени базу, которая уже в тень зашла.
Нам нужно поменять и расширить базу налогообложения, а это совсем другая система. Мы сможем и 47% втянуть в налогообложение, а затем снизить налоговую нагрузку.

О рынке земли
У 5–6 структур Украины накоплены огромные объемы земли – от 400 000 до миллиона гектаров. До 10 семей в стране держат эту землю. Думаю, пройдет легализация этих огромных пластов земли и будет тотальная монополия. Это недопустимо.
Надо заниматься демонополизацией и развитием фермерских хозяйств. В стране надо построить стратегию развития фермерских хозяйств, малых и средних предприятий, создать всю систему поддержки и содействия развитию.
У нас 20 000 реально работающих фермерских хозяйств. Это неправильная система уклада.
Земля – не [только] товар, но и рабочие места. Кому принадлежит прибыль? Нам бы хотелось, чтобы он принадлежал не монопольным предприятиям, а среднему классу. Мы считаем, что настало время более динамично переходить на выработку органической продукции, и Украина для этого пригодна.
Наша стратегия – максимальная переработка сырья и переход к экономике знаний.
О массовом отъезде рабочей силы из Украины и перспективах возвращения
Сегодня работает рынок товаров и рынок труда – все без изменений. Сейчас государство не может дать конкурентных условий своему народу и поэтому проигрывает ценную конкуренцию – за людей. Если вы думаете, что достаточно поднять зарплаты – это не так.
ООН сейчас использует интегральный показатель счастья народов. Это говорит о том, что если мы не создадим ауру для комфортной жизни человека, то они поедут. Наша задача – понять, что это поле конкурентное.
Большей ценностью является интеллект, который может рождать продукты, приносящие ВВП больше, чем нефть и газ. IT дают в семь раз больше доходов, чем вся нефть мира.
Главный инвестор страны – народ и внутреннее потребление, а наш народ не в состоянии покупать.
Образование и наука – единственные приоритеты развития страны.
Сейчас ежегодно из Украины уезжает работать за границу миллиона человек, плюс 200 000 человек теряем, потому что смертность выше рождаемости.
Времени у нас нет совсем.

О том, что мешает приходу иностранных инвесторов
Для иностранных инвесторов проблема в том, что правящий политический клан сочетает бизнес и политику.
Вторая часть [проблемы] – слабые институты, что не дает инвесторам надежной основы.
О влиянии власти на бизнес-конфликты
Если вы думаете, что политика должна вмешиваться в конфликты между бизнесом – это неправильно. Правильно – суды и структуры, не задействованные в крышевании. Я не могу быть арбитром между бизнесменами. Нам надо построить суды и силовые структуры, которые не будут участниками никаких злоупотреблений.
О борьбе с контрабандой
Есть много методов, как это сделать. Главное – хотеть эти методы применять. У нас колоссальные дисбалансы экспорта (если товары исчезают на границе). Первое – нужны правильные документы по растаможиванию и экспортная декларация (когда уплачивается налог на добавленную стоимость) + делать электронные системы отслеживания товаров, постаудит (проверки товара на прилавке) + контролирующие органы.

Об обязательности кассовых аппаратов
Это нужно, чтобы не было «черного» оборота денег. Отсутствие КА и небанковские обороты – это желание уклоняться от налогов.
О снижении цен на газ
Во-первых, нам нельзя подменять понятия, нельзя монополию называть рынком. На сегодня у нас монополия «Нафтогаза».
Мы получили ручной режим, позволяющий на газ украинской добычи установить цену, которая по бухгалтерии «Укргаздобычи» имеет 200% рентабельности, а по некоторым отчетам 250% и выше.
Я не верю в такой рынок и такое ценообразование.
У нас есть украинский газ и есть люди, которые неплатежеспособны. Более 60% людей получают субсидии, это нормально?
Это бессмысленный оборот денег, когда часть идет в бюджет и в офшоры, а затем – в субсидии из 250% рентабельности. Давайте определим рентабельность 60%, 30%, но не 250%. Это неправильный рынок.
Есть 16,4 млрд куб. м украинского газа. Установите нормальные цены. Это разгрузит бюджет по субсидиям и позволит людям почувствовать элемент справедливости.
Необходимо ломать монополию. Надо снимать монополию на импорт газа. Кто сейчас может импортировать? Из космоса? Пусть из космоса везут.
После смены президента тайны ценообразования на импортируемый газ не будет.
Мы сможем иметь рынок, все смогут продавать газ, и мы получим рыночную цену.

О сотрудничестве с МВФ
Пока страна в таком состоянии – мы будем работать с МВФ. Мы попробуем начать работу с чистого листа. Нам надо сесть за переговорный процесс. Когда мы поговорим (с цифрами), я убеждена, что мы найдем аргументы, как правильно построить работу. Долги, которые есть, немного неестественные.
О дешевых кредитах
НБУ [будет] независим. Это не обсуждается. Политика НБУ может быть разной. Сложившаяся политика приводит к тому, что мы имеем высокий показатель инфляции. Это ответственность НБУ, и сейчас эти показатели выглядят странно. Они держат высокие ставки по депозитным сертификатам НБУ – разве больше доходов не существует? НБУ конкурирует с предприятиями за ресурсы прибыли, вымывает с рынка все финансовые ресурсы.
У бизнеса нет возможности взять ресурс для развития.
Нам надо правильно останавливать инфляцию и возвращаться к нормам ставки по кредитам [на уровне] 2–3%, 3–4%.
О результатах децентрализации
У нас есть множество общин. Для того чтобы их заставить объединяться, было принято два решения: у общин, которые не объединились, забрали доходную базу. Они с 2014 года лишены доходной базы. Скажите, это правильно, что общинам не давали распоряжаться землей в собственных пределах?
Сейчас создали ОТО, а полномочий не дали. Это несправедливо. Сейчас есть центральная часть объединенной общины, а есть периферия (села): все услуги получаете в центре, а там (в селах) бездорожье. Вопрос такой: недофинансирование? Что первое финансируется объединенной общиной? Центр. А периферия – начинает исчезать. Дайте ей и полномочий, и денег – чтобы и центр, и периферия не умирали. Я против того, чтобы община умирала. Надо комплексно решать этот вопрос. Я за децентрализацию.

О команде
Вы мою команду знаете, финансовой политикой занимается целая команда людей, которой руководит Виталий Ломакович. Я могу сказать, что он координирует от нашей команды большую команду людей. Он так и останется, я думаю.
Если вы видите сильных финансистов, сильных экономистов – дайте предложения.
Заключительное слово
Я точно не ем младенцев на завтрак.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].