«аболело в мире
33,081,725
”мерло в мире
997,777
¬ылечилось в мире
22,926,896
«аболело в ”краине
201,305
”мерло в ”краине
3,996
¬ылечилось в ”краине
88,453
» смех, и деньги: украинское кино становитс€ прибыльным

» смех, и деньги: украинское кино становитс€ прибыльным

—может ли государство заработать на отечественном кинематографе

Ётот материал также доступен на украинском
» смех, и деньги: украинское кино становитс€ прибыльным

√осударство превращаетс€ из спонсора отечественного кино в инвестора. ‘ильм «я, ты, он, она», созданный студией « вартал 95» при поддержке √оскино, побил рекорд в прокате, собрав 70,5 млн грн. Ќа производство фильма потратили 35 960 400 грн, из которых государство профинансировало 17 620 796 грн.

Mind вы€сн€л, какие дивиденды получит √оскино, и могут ли вообще подобные инвестиции стать дл€ государства источником дохода.

—колько заработало государство? —огласно контракту, студи€ « вартал 95» должна вернуть в госказну 49% общей доли правообладателей от всех продаж. ѕо факту речь будет идти о менее 25% от суммы всех сборов.

 ак объ€снила директор по развитию студии « вартал 95» »рина ѕобедоносцева, половину от общего бокс-офиса сразу забирают кинотеатры. ¬ данном случае это 35,5 млн грн. »з второй половины вычитаетс€ дол€ дистрибьютора, расходы на промо, и уже оставшуюс€ сумму дел€т между собой правообладатели, в данном случае – √оскино и компани€ « ино вартал», в той пропорции, в которой они инвестировали в производство. —оответственно, 49% и 51%. Ёта же пропорци€ сохран€етс€ при разделе всех доходов от продажи прав на трансл€цию фильма «я, ты, он, она» на разные территории и медиа-носители (кинотеатральный прокат в других странах, “¬-показ, продажи на онлайн-платформы и так далее).

«»сход€ из сборов фильма в кинотеатрах, а также принима€ во внимание, что фильм вышел в других странах ( азахстан, Ћитва, Ћатви€, Ёстони€, планируетс€ прокат в Ѕеларуси и ведутс€ переговоры по »зраилю и —Ўј), мы понимаем, что фильм практически окупилс€ в кинотеатральном прокате. ј с учетом продаж на “¬ и онлайн-платформы, в перспективе, принесет прибыль», – рассказывает ѕобедоносцева.

“аким образом, государство гарантированно вернет свою инвестицию в размере 17 млн грн и сверх этого получит прибыль от продажи прав на трансл€цию.

«а что готовы платить зрители? —лучаи, когда √оскино удаетс€ отбить хот€ бы половину инвестиций – единичны.  ак правило, государство тратит на производство лент гораздо больше, чем возвращает после их проката.

ѕо данным аналитиков Media Resources Management, в 2018 году в прокат вышел 21 фильм, созданный при поддержке √оскино. » только две киноленты из всего списка собрали кассу, превышающую стоимость производства.

ѕомимо «я, ты, он, она» успешной можно считать еще одну комедию – «—кажене вес≥лл€» производства компании «ѕрототип продакшн». ѕри стартовом бюджете в 10,8 млн гривен фильм собрал в прокате 54,9 млн гривен, его посмотрело 657 000 зрителей.

ƒол€ государства в производстве была незначительной: до 10%, в деньгах это около 1,2 млн грн. ¬ декабре 2018 года продюсеры фильма ёрий √орбунов, »рина  остюк и Ќадежда  оротушка вернули √оскино эту сумму, а также дивиденды в размере 150 000 грн. √лава √оскино ‘илипп »льенко тогда назвал это прецедентом, который свидетельствует о чрезвычайно положительных тенденци€х в развитии отрасли.

ѕозже в комментарии Mind он рассказал, куда потом идут средства: они возвращаютс€ на специальный счет госбюджета, но √оскино в случае необходимости может брать их оттуда на свои проекты. « ак правило, мы направл€ем эти деньги на промо украинского кинематографа», – уточнил »льенко.

ѕо его мнению, успех фильма говорит о том, что зрители хот€т видеть в кинотеатрах ментально близкое им кино, в частности – комедии. «”верен, шутки из этого фильма уже пошли в народ, а значит, свою культурную миссию лента выполнила», – считает »льенко.

Ќад чем смеютс€ украинцы?  омедии действительно показывают наилучшие результаты в прокате.  «ƒумаю, зрител€м в ”краине хочетс€ отвлечьс€ от реальности, отдохнуть, улыбнутьс€. ¬остребовано позитивное настроение и при€тное послевкусие от просмотра», – рассуждает »рина ѕобедоносцева. ѕо состо€нию на 10 феврал€ к самоокупаемости также приблизилась комеди€ «—екс и ничего личного» производства Star Media. ќна уже собрала более 25 млн грн при стартовом бюджете в 26 млн грн. ќднако, не известно, сколько пришлось вложить в промо и дистрибуцию.

„то еще смотр€т? ќзначает ли успех комедий, что теперь госфинансирование будет больше ориентироватьс€ именно на комедийное, коммерчески прибыльное кино?

«‘ильмы разные нужны, фильмы разные важны», – философски заключает ѕобедоносцева. ѕо ее мнению, качественна€ мелодрама также сможет привлечь зрителей в кинотеатры. «я бы не строила пр€мой зависимости от жанра, скорее – вопрос в качестве продукта, продюсерской и маркетинговой стратегии.  ак известно, хороши все жанры, кроме скучного», – объ€сн€ет она.

„то касаетс€ авторского кино и артхауса, то, по мнению продюсеров, это очень важное направление, финансирование которого сокращать нельз€.  ак минимум, потому что именно такие проекты представл€ют ”краину на зарубежных форумах, за€вл€€ о стране на международной карте кинопроцесса.
”краинский кинематограф становитс€ прибыльным? ‘илипп »льенко напоминает, что по своей сути господдержка – это не инвестици€, а субсиди€. » то, что в нынешних услови€х украинское кино начало окупатьс€, не правило, а исключение. «Ёти фильмы – только первые ласточки. ≈ще рано говорить об изменении конъюнктуры рынка и, тем более, условий государственной поддержки», – считает он.

ѕо его мнению, на данном этапе в поддержке нуждаютс€ все жанры. ≈сли ее отменить и сказать «ну все, теперь вы сами можете на себ€ зарабатывать», то украинского кино просто не станет. ј некоторые жанры в принципе не могут быть коммерчески успешными в украинских реали€х. Ќапример, фильм « иборги», который вышел в прокат в конце 2017 года, собрал рекордную на тот момент кассу в 23,2 млн грн. Ќо из-за высокой себестоимости не смог бы себ€ окупить: на его производство потратили почти 48 млн грн. Ёто же касаетс€ и анимации: в прошлом году мультфильм «¬икрадена ѕринцесса: –услан ≥ Ћюдмила» собрал 36 млн грн в прокате при стоимости производства в 95 млн грн. ѕо мнению »льенко, чтобы и такие фильмы начали окупатьс€, потребуетс€ еще лет п€ть.

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате