Рога и рельсы: какое транспортное решение нужно Троещине
И почему метро – не панацея

Каждое утро жители столичного массива Троещина штурмуют маленькие желтые маршрутки и большие автобусы – в часы пик им не всегда удается попасть внутрь первого приехавшего общественного транспорта. И часто в набитом битком автобусе приходится по полчаса стоять в тянучках. Северный (бывший Московский) – наиболее загруженный мост в Киеве.
Троещина – самый крупный по численности населения жилой массив Киева (здесь проживает более 300 000 человек) и единственный микрорайон города, в котором нет адекватной системы массовых пассажирских перевозок.
Как можно решить проблему сообщения для Троещины, узнавал Mind.
Метро
Самое популярный и известный вариант – строительство Подольско-Выгуровской лини (ПВЛ) метрополитена – легендарной «ветки на Троещину».
3 ноября 2018 года КП «Киевский метрополитен» опубликовало на сайте Prozorro тендерное предложение по разработке ТЭО строительства ПВЛ. За работу заказчик планирует заплатить не больше 148,5 млн грн. Победитель должен выполнить ТЭО до конца 2019 года. Аукцион состоится 1 марта 2019 года.
Как пройдет линия? Ветка должна соединить Троещину/Воскресенку с правым берегом через Подольский мост, пересечься с Куреневско-Красноармейской («Тараса Шевченко»), Сирецко-Печерской («Лукьяновская») и Святошино-Броварской («Вокзальная») линиями метрополитена и закончиться на Кольцевой дороге (за аэропортом Киев).
Что нужно построить? Линию метро глубокого (на Правом берегу) и мелкого (на Левом берегу, также в районе Речного порта) залегания, длиной 20 км, 18 станций и два электродепо. Нужно достроить Подольский мост.

ПВЛ в составе схемы развития рельсового транспорта проекта Генерального плана до 2025 года
Сколько нужно времени? Строительство планируется разбить на несколько очередей. Первую из шести станций (отрезок «Глыбочицкая» – «Радужная»), если метро пройдет по верху, можно будет построить за 4–5 лет.

Спрос на системы рельсового транспорта*
Сколько нужно денег? Точную сумму строительства всей линии покажет ТЭО. По предварительным оценкам, реализация проекта обойдется в 50 млрд грн (1,63 млрд евро), без учета закупки подвижного состава и расходов на завершение строительства Подольского мостового перехода. По подсчетам транспортного эксперта Александра Кавы, для этой линии метро понадобится около 200 вагонов метро. Стоимость одного – около миллиона долларов.
На завершение строительства моста нужно еще 6 млрд грн.
Итого: 2 млрд евро.
Какой пассажиропоток? Максимальная провозная способность линии, при шестивагонных поездах и плотности пассажиров 8 чел./м, составляет 61 900 пас./ч. Расчетный пассажиропоток линии, по оценкам КО «Институт Генерального плана Киева» – 30 200 пас./ч.

Прогнозный суточный пассажиропоток рельсового транспорта после завершения строительства ПВЛ (участке «Пуховская» – «Вокзальная»)*
Ожидается, что пассажиропоток ПВЛ для первой очереди «Глыбочицкая» – «Радужная» составит 26 900 пас./сутки, второй очереди «Севастопольская» – «Пуховская» – 255 100 пас./сутки. Первая очередь ПВЛ должна разгрузить Святошино-Броварскую линию метрополитена на 0,6%. Вторая – на 7,7–10,4%.
Трам-трейн
Трам-трейн – транспортная система на основе трамвайной и железнодорожной инфраструктуры.
Как пройдет маршрут? Система будет включать два маршрута: «Троещина – Северная» и «Дарница – Борщаговка», которые объединят Троещинскую и Борщаговскую линии скоростного трамвая через Дарницкий железнодорожный мост и инфраструктуру УЗ.
Что нужно построить? Примыкания Троещинской и Борщаговской линий скоростного трамвая к железной дороге (в районе станции «Троещина-2» и Воздухофлотского путепровода), дополнительный право- и левоповоротный съезды на Березняках, нечетный путь от Березняков до станции «Троещина», девять пониженных платформ, депо в районе ул. Милославской, а также реконструировать депо имени Тараса Шевченко.

Сколько нужно времени? 1,5–2 года.
Сколько нужно денег? Стоимость реконструкции инфраструктуры – 1,65–8,5 млрд грн (в зависимости от варианта примыканий к УЗ).
Для обслуживания линий необходимо 28 двухвагонных составов. По данным КГГА, один пятисекционный вагон стоит около 4 млн евро, то есть 28 двухвагонных составов обойдутся в 224 млн евро.
Итого: 0,28–0,5 млрд евро.
Какой пассажиропоток ожидается? Согласно результатам моделирования на транспортной модели Киева, спрос на трам-трейн при интервалах движения 6 минут составит 212 000 пассажиров в сутки. Максимальный пассажиропоток на критическом перегоне – 12 200 пас./ч. Под него и рассчитывается максимальная провозная способность систем, для обеспечения которой необходим состав из двух пятисекционных вагонов, длиной по 60 м, общей вместимостью 1216 пассажиров.

Прогнозируемый суточный пассажиропоток рельсового транспорта после введения в эксплуатацию трам-трейна
Время проезда от «Милославской» до административно-делового ядра города («Лыбедская» – «Протасов Яр») – 26–29 минут.
BRT
Система BRT (Bus rapid transit) – это скоростной троллейбус/автобус на обособленном полотне (выделенной линии, отгороженной от основной проезжей части). Такие системы популярны и эффективны в Южной Америке и Азии.
В КГГА отдают предпочтение троллейбусу – как более щадящему к окружающей среде транспорту. Но у троллейбуса более низкий, в сравнении с автобусом, скоростной режим.
Как пройдет линия? Линия соединит Троещину с правым берегом по коридору: Маяковского – Ватутина – Елены Телиги – Довженко – Гетьмана – Чоколовский бульвар – Севастопольская площадь. Также будет маршрутизация с ответвлением линии на Отрадный. В перспективе линия BRT может быть развита в направлении Дарницкой площади, через Лесной массив.
Что нужно построить? Для запуска скоростного автобуса нужно реконструировать 22 км дорожного полотна, с выделением и ограждением полосы BRT (как на линии борщаговского скоростного трамвая), обустроить остановки и пересадочные узлы. Проблемное место – развязка на Дорогожичах, которую нужно реконструировать.

BRT в составе сценариев развития рельсового транспорта
Сколько нужно времени? Проект можно реализовать за три года.
Сколько нужно денег? Реализация BRT «Троещина – Севастопольская площадь» вместе с закупкой подвижного состава обойдется примерно в 120 млн евро (без учета реконструкции развязки на Дорогожичах).
Какой пассажиропоток ожидается? По расчетам экспертов Всемирного банка, спрос на линию BRT «Троещина – Севастопольская площадь» – 141 000 пассажиров в сутки.

Прогнозируемый суточный пассажиропоток рельсового транспорта и BRT, после введения в эксплуатацию BRT в сочетании с трам-трейном
LRT
LRT (Light rail transoprt) – рельсовая транспортная система, преимущественно на обособленном или выделенном полотне, с подвижным составом большой вместимости. В качестве подвижного состава предполагается использовать многосекционные трамваи, длиной от 45 до 60 м.
Как пройдет линия? Линия соединит Троещинскую и Борщаговскую линии скоростного трамвая по коридору: Бальзака – Подольский мостовой переход – Верхний и Нижний Вал – Глыбочицкая – Дмитриевская – Старовокзальная. В случае продления Борщаговской линии до Дворца спорта с Троещины до Бессарабки можно будет добраться без пересадок.

LRT в составе Подольского мостового перехода
Что нужно построить? Для запуска системы нужно построить 8 км трамвайной линии, от перекрестка улиц Миропольская – Курнатовского, через Подольский мост, до ул. Межигорской (из которых 4,5 км – в составе Подольского моста), реконструировать трамвайную линию на ул. Глыбочицкой и ул. Дмитриевской, протяженностью 4,4 км, а также построить пять станций.

Кольцевая линия LRT в составе Подольского моста и моста Патона, с примыканием
Сколько нужно времени? Проект может быть реализован за 2–3 года и стать первой пусковой очередью Подольского мостового перехода.
Сколько нужно денег? Стоимость линии не оценивалась.
Какой пассажиропоток ожидается? Согласно результатам моделирования на транспортной модели Киева, реализация системы увеличит спрос на трамвай (скоростной и уличный) суммарно до 740 700 пас./сутки. При этом на участке Курнатовского – площадь Победы пассажиропоток составит 215 400 пас./сутки.
Запуск LRT в комплексе с трам-трейном разгрузит: Святошино-Броварскую линию метрополитена на 20,7%, Оболонско-Теремковскую – на 10,5%, Сырецко-Печерскую – на 5,9%.

В перспективе линия LRT может образовать замкнутое кольцо длиной 30,5 км, объединяющее левобережную и правобережную трамвайные сети через Подольский мост и мост Патона. Реализация системы увеличит спрос на трамвай (скоростной и уличный) суммарно до 1,15 млн пас./сутки.

Запуск кольцевой линии LRT в комплексе с трам-трейном разгрузит: Святошино-Броварскую линию метрополитена на 30,5%, Куреневско-Красноармейскую – на 21,0%, Сырецко-Печерскую – на 20,3%.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].