Падение Boeing: чем компании грозит катастрофа 737 MAX

Падение Boeing: чем компании грозит катастрофа 737 MAX

У производителя заказали сотни таких лайнеров, и теперь главная задача – обезопасить себя от кризиса

Цей текст також доступний українською
Падение Boeing: чем компании грозит катастрофа 737 MAX
Фото: DR
10 марта в Эфиопии разбился лайнер Boeing 737 MAX компании Ethiopian Airlines. На борту находилось 157 человек (149 пассажиров и 8 членов экипажа), все они погибли. Это уже вторая за год катастрофа Boeing: в октябре 2018-го 737 MAX перевозчика Lion Air разбился в Индонезии, тогда погибло 189 человек. Два подобных чрезвычайных события подряд сильно ударили по авиакомпании: акции Boeing за день упали на 11%. Так сильно они падали лишь в 2001 году, после террористической атаки 9 сентября в США: тогда стоимость акций обвалилась на 13%. Как развиваются события и какие шаги планирует Boeing, чтобы избежать кризиса и не проиграть своему главному конкуренту – Airbus, изучал Mind.
Что это за самолет? Boeing 737 MAX – обновленная модель (четвертое поколение) воздушного судна Boeing 737. Американская компания начала выпускать его сравнительно недавно, первый самолет был доставлен покупателю в середине 2017 года. В Boeing выпускают несколько вариаций 737 MAX – 7, 8, 9 и 10, они отличаются рядом технических характеристик. Версия самолета Boeing 737 MAX 8, которая разбилась и в Эфиопии, и в Индонезии, вмещает до 200 пассажиров и может преодолевать в воздухе расстояние около 6700 км.
Компания Boeing связывала с 737 MAX коммерческие ожидания. Согласно последним данным, общий объем заказов на этот самолет – более 5000 единиц, каждый в среднем (в зависимости от версии) стоит $120 млн. На сегодня Boeing поставила заказчикам по всему миру менее 400 таких самолетов.
Новый 737 MAX – конкурент семейства самолетов A320neo от компании Airbus. У французской компании на различные серии этого ВС более 6500 заказов и только около 600 готовых самолетов. Правда, первому покупателю его доставили годом раньше – в 2016-м.
Почему произошли катастрофы в Индонезии и Эфиопии? Хотя падение 737 MAX в Индонезии произошло еще в октябре прошлого года, расследование продолжается до сих пор. Согласно неподтвержденной информации, причиной обоих аварий стали недоработки самой компании Boeing. Дело в том, что у моделей 737 MAX 8 и 9 есть новая система MCAS (maneuvering characteristics augmentation systems), о которой информации в инструкциях нет. Особенность ее работы заключается в том, что при определенных условиях полета она самостоятельно опускает нос самолета (он фактически срывается в пике). Исходя из того, что пилоты могли не знать об этом нюансе, существует вероятность ошибки, которая и может привести к падению самолета.
Эксперты указывают, что сама по себе система MCAS не могла стать причиной падения самолетов. Скорее всего, имела место и ошибка пилотов, которые в чрезвычайных обстоятельствах, под влиянием внешних факторов, не стали выполнять инструкции для подобных ситуаций и потеряли управление самолетом. Кроме того, в экстремальных ситуациях управлять моделью 737 MAX труднее: в новом самолете больше двигатель, он смещен вперед, что усложняет процесс балансировки.
На сегодня точных причин падения самолетов никто не называет. В самой компании Boeing говорят, что 737 MAX всех модификаций безопасны для выполнения полетов. Правда, в течение 4–6 недель компания планирует выпустить программное обновление для этих воздушных судов, которое должно улучшить работу системы MCAS.
Как отреагировали покупатели и мир? Второе подряд падение Boeing 737 MAX стало для компании настоящим ударом. Акции Boeing на американской бирже упали на 11% – с $422 до $371 за штуку. В то же время акции главного конкурента – Airbus – выросли на несколько процентных пунктов. Эксперты отмечают, что для компании это самое большое падение со времен событий 9/11 в США.
Сразу после катастрофы в Эфиопии об отказе от эксплуатации 737 MAX заявило несколько авиакомпаний. Как пишет Vox, Администрация гражданских полетов Китая запретила всем Boeing 737 MAX страны – а это 97 самолетов – подниматься в воздух до подтверждения со стороны Федерального управления авиации США безопасности самолета. В ночь на 12 марта управление подтвердило безопасность Boeing 737 MAX.
Также до окончания расследования от полетов отказались авиалинии Эфиопии, а также Монголия, Индонезия, Сингапур и Мексика.
Все остальные авиакомпании, которые используют сотни этих самолетов, не стали отказываться от их эксплуатации. Как пишет Bloomberg, они либо продолжают полеты 737 MAX, либо находятся в состоянии «мониторинга событий», что означает продолжение полетов.
На сегодняшний день ни одна из компаний не заявила об отказе от покупки 737 MAX у Boeing. На этом фоне стоимость акций компании укрепилась, уже 12 марта вернувшись к отметке в $400 за единицу. В самой же Boeing заявили, что самолет вполне безопасен. Правда, из-за катастрофы в Эфиопии компания отменила презентацию нового Boeing 777X, предварительно запланированную на 13 марта.
В Украине самолеты 737 MAX заказали авиакомпании МАУ и SkyUp. Ни одна из них свои самолеты пока не получила, но сообщений об отказе от заказов не поступало.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно