«Вирус трудолюбия»: почему больные сотрудники приходят на работу

«Вирус трудолюбия»: почему больные сотрудники приходят на работу

Что заставляет людей пренебрегать своим и чужим здоровьем

Цей текст також доступний українською
«Вирус трудолюбия»: почему больные сотрудники приходят на работу
Фото: pixabay
Если верить украинским синоптикам, зимние холода наконец-то остались в прошлом. Чего нельзя сказать о сезоне простуд и ОРВИ: хотя медики отчитываются о снижении показателей заболеваемости, в первую декаду марта на эти болезни официально пожаловалось более 154 000 человек. Сколько же больных не обратилось к врачам, можно только догадываться. Однако точно известно: большинство из этих «теневых» больных продолжали ходить на работу, пренебрегая своим здоровьем и безопасностью коллег ради «трудовых побед». И подобная ситуация характерна не только для Украины.
По данным Бюро национальной статистики Великобритании, с 1993 года количество больничных, взятых работниками в этой стране, уменьшилось почти вдвое. В 1993-м средний работник оставался дома из-за болезни 7,2 дня, а в 2017-м отсутствовал по этой же причине только 4,1 дня. И такой тренд актуален не только для британцев: с каждым годом люди во всем мире работают все больше. Mind предлагает перевод и адаптацию статьи BBC о том, как британцы работают в сезон простуд. Материал подготовлен в партнерстве с бюро переводов «Профпереклад».
Трудно приписать причины таких изменений общему улучшению медицины, утверждает Кайли Эйнсли (Kylie Ainslie), доцент Департамента эпидемиологии инфекционных болезней в Империал колледже Лондона: это не значит, что люди стали болеть реже.

Эксперты говорят об изменении управленческой культуры, в которой теперь существует тенденция винить за отсутствие на работе.

Исследования показывают, что недоверие и опасения подвергнуться осуждению руководства приводят к тому, что увеличивается количество работников, которые, заболев, выходят на работу.
Сезон простуд достигает в северном полушарии пика с декабря по февраль – в этот период резко возрастает количество дней отсутствия по болезни. Медики единодушны: оставаться дома в течение первых двух дней после того, как подхватил вирус, когда высок риск быть источником инфекции, критически важно для сохранения здоровья как заболевших работников, так и их коллег.
Эксперты утверждают, что управленческая культура все больше тяготеет к тому, чтобы считать отсутствие на работе по болезни позорным. Согласно данным исследования, проведенного в 2015 году британской страховой компанией AXA PPP, примерно 40% работников, заболев, не сообщают своим руководителям истинную причину отсутствия, поскольку опасаются, что их осудят или им не поверят.
Для тех, кому не повезло с работодателями, умение эффективно сообщить о необходимости пропустить рабочий день, является критическим шагом для сохранения здоровья и производительности – как собственных, так и коллег.
Почему некоторые руководители считают болезнь недостаточно серьезной причиной для отсутствия на работе? Поскольку новые технологии и постоянное пребывание на связи проникли во все сферы глобального бизнеса, появилась также и новая производственная динамика. В некоторых отраслях пребывание в офисе больше не является обязательным требованием обеспечения производительности. Многие работники обеспечены всеми необходимыми средствами – компьютером и соединением wi-fi – чтобы работать и вне офиса.
Однако вместе со свободой работать в любом месте пришло и недоверие руководителей, не имеющих возможности лично следить за своими подчиненными.
Джородж Буэ (George Boué), вице-президент по персоналу в компании по продаже коммерческой недвижимости Stiles Corporation, говорит, что это предубеждение идет «от старших поколений, которые ни за что не поверят, что кто-то может эффективно работать дома». Это проявляется как форма сопротивления концепции децентрализации рабочей среды, согласно которой работникам доверяется самостоятельная работа над задачами.
Сочетание нехватки доверия и постоянного стремления повысить производительность привело к тому, что некоторые руководители смотрят с таким же предубеждением и на отсутствие по болезни.
Только 42% топ-менеджеров, опрошенных компанией AXA PPP, согласились, что грипп является серьезной причиной для отсутствия на работе, тогда как менее 40% указали то же самое из-за боли в спине или плановой операции. Кроме того, исследование показало, что работники были гораздо более склонны солгать о причинах остаться дома, если речь шла о психическом или эмоциональном состоянии (правду сказали бы 39%), чем в случае плохого физического самочувствия (77%).
Однако работать, будучи больными, нас заставляет не только отношение руководства. Многие рабочие места, которые когда-то были официальными и предполагали занятость в течение полного рабочего дня, в экономике свободного найма стали нестабильными и непостоянными.
По данным Статистического управления Министерства труда США, в течение последних двух лет отмечается рост количества как открываемых вакансий так и увольнений. Поскольку текучесть кадров продолжает расти, не удивительно, что работники крепче держатся за рабочие места – даже если приходится выходить на работу больными.

Эта практика получила название «презентеизм»: люди выходят на работу больными.

Является ли презентеизм проблемой? Согласно данным Лицензионного института личного развития, в последнее десятилетие количество случаев презентеизма выросло более чем втрое. Из более чем 1000 участников исследования, проведенного институтом в 2018 году, 86% подтвердили, что были свидетелями случаев презентеизма в своих организациях в течение прошлого года (только 26% – в 2010 году).

«Поскольку менеджеры выражают так мало понимания или поддержки больным работникам, не удивительно, что сотрудники колеблются, стоит ли звонить с предупреждением об отсутствии из-за болезни, – написал в 2015 году директор сегмента малых и средних предприятий компании AXA PPP. – Работодатели должны доверять работникам, чтобы те имели возможность оставаться дома столько, сколько нужно, чтобы выздороветь, и, по возможности, рассматривать возможность работать из дома».
Потакание презентеизму может стоить компании значительно больше, чем создание среды, где у людей есть возможность уйти на больничный: больные работники вызывают эффект домино. И если речь идет о психическом здоровье или какой-либо иной болезни, предоставленная возможность использовать время, необходимое для лечения, в начале заболевания, впоследствии может означать короткий период, необходимый для выздоровления.
По данным исследования Университета Питтсбурга, присутствие больного на рабочем месте может привести к увеличению случаев заболевания гриппом среди работников на 40%. Чтобы рассчитать гипотетическое распространения вируса гриппа, исследователи использовали демографические данные более 500 000 работников при моделировании эпидемии в округе Аллегейни, Пенсильвания. Результаты моделирования показали, что 66 000 заражений – 11,5% от общего количества сотрудников – было вызвано передачей вируса на рабочем месте.
Наиболее показательный сценарий «один-два дня дома из-за гриппа» приводил к уменьшению количества заражений на 17 000 (на 25%) при отсутствии работника в течение одного дня и на 26 000 (примерно на 40%) – в случае политики двухдневного отсутствия больного.

Отказ от практики презентеизма несет явную пользу для сохранения здоровья работников в долгосрочной перспективе. Однако в тех видах занятости, при которых отсутствует официальная политика, работники сами должны определиться, могут ли они обращаться к руководителям с просьбой учитывать их потребности способом, который не повредит ежедневной работе.
Политика честности. Эксперты утверждают, что чем раньше работник может сообщить руководителю, тем лучше. Предупредив руководителя в начале болезни, можно одновременно засвидетельствовать свое уважение и дать ему больше времени, чтобы спланировать дополнительные действия из-за отсутствия работника. В конце концов, честность – лучший способ избежать недоразумений или недовольства.
«Правильный способ действий – придерживаться политики и процедур организации, – говорит Марк Марсэн (Mark Marsen), директор по человеческим ресурсам в компании Allies for Health + Wellbeing, специализирующейся на медицинских услугах. – Абсолютно неправильный – врать или преувеличивать».
Есть два типа руководителей. Первые считают, что работники работать не хотят по своей природе, поэтому для них требуется множество правил. Эти руководители склонны думать плохо о любом сотруднике, особенно когда болезнь используется в качестве оправдания отсутствия на рабочем месте .Второй тип руководителей пытается установить разумные стандарты и доверять работникам как взрослым людям. Обязанность создать культуру, в которой работники чувствуют, что имеют право отсутствовать на работе, лежит на самих руководителях. Лучший путь – собственный пример.
Чому хворі співробітники все одно виходять на роботу?
Это значит оставаться дома и не на связи, когда вы чувствуете себя очень больным. Ваши подчиненные должны знать, что так можно поступать, если они заболеют. Важно также не обращаться к работникам, которые остаются дома из-за болезни, за исключением действительно безотлагательных вопросов.
Поиск баланса всегда будет двусторонним взаимодействием. Это требует, чтобы и работники, и  руководители, прежде чем оказывать давление, принимали во внимание обязанности и состояние здоровья других. Критически важно добиться уменьшения количества случаев презентеизма, в частности, в сезон гриппа. Ничто не создает более крепких связей между руководителем и подчиненным, чем проявление искренней заботы.

Перевод подготовлен в партнерстве с бюро переводов «Профпереклад».

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно