Субъективно о важном: почему не стоит злоупотреблять сторонним мнением

Субъективно о важном: почему не стоит злоупотреблять сторонним мнением

И всегда ли следует спрашивать совета в важные моменты

Этот материал также доступен на украинском
Субъективно о важном: почему не стоит злоупотреблять сторонним мнением

У каждого хотя бы раз в жизни возникали сложные ситуации, связанные с поиском работы или принятием серьезных решений. В этих обстоятельствах люди часто сосредотачиваются на том, чтобы собрать как можно больше информации, которая поможет сделать лучший выбор. Именно поэтому мы обращаемся не к одному, а к нескольким специалистам, чтобы услышать разные мнения. Исследование показало, что это может привести к принятию более взвешенных решений. Mind предлагает перевод и адаптацию опубликованной в Harvard Business Revew статьи о том, могут ли советы многих разных людей привести к противоположным последствиям. Материал подготовлен в партнерстве с бюро переводов «Профпереклад».

Исследование, опубликованное в издании Organizational Behavior and Human Decision Processes, показывает, что это возможно.

То впечатление, которое мы производим на наших советчиков, а также наши отношения с ними имеют не меньшее значение. Если вспомнить, что мы обычно просим совета у людей, которые имеют более высокий статус, чем наш собственный, их представления о нас могут иметь чрезвычайно серьезное влияние на наше будущее.

Были проведены исследования, которые помогли понять межличностные последствия таких стратегий обращения за советами и рассматривали реакцию советчиков на такие обращения. В одном из исследований был проведен опрос среди 200 американских рабочих: им предложили вспомнить какой-либо случай, когда у них спрашивали совета и когда они стали единственным таким советчиком или одним из нескольких, к кому обращалось лицо. После этого их спросили о впечатлениях о человеке, обратившемся за советом: насколько дружескими остались отношения после этого опыта, и хотели ли они снова консультировать этого человека в будущем.

Исходя из того, насколько часто нам предлагают получить заключение второго или третьего специалиста, следовало бы ожидать, что люди, которые дают нам совет, будут считать нас более компетентными. Люди не зацикливаются на одном мнении и проверяют полученный вывод. Однако исследования показали прямо противоположное. Люди, не ставшие первым и единственным консультантом, считали человека, обратившегося за советом, менее компетентным. Также они отметили, что потом не хотели продолжать общение и были менее заинтересованы в том, чтобы давать такому человеку советы в будущем.

Что же вызвало эту негативную реакцию? Скорее всего, советчики действительно так отреагировали, потому что именно их совет был отвергну и его полезность уменьшилась. (Чем большее количество советчиков, к которым обращается человек с определенным вопросом, тем меньше вероятность того, что он воспользуется советом любого из них.) Люди часто высоко ценят себя и свои выводы, они также повышают свой статус, когда кто-либо прислушивается именно к их советам. А значит, они могут обидеться, если их совет просто отвергнут, будут негативно относиться к лицу, обратившемуся к ним за консультацией, и попытаются отдалиться от него.

Связь между тем, насколько люди придерживались полученных советов, и последующим поведением советчиков, тоже проверили. В пяти экспериментах приняли участие 1362 человека. В этих экспериментах исследовали, придерживался ли человек данных ему рекомендаций.

Оказалось, что советчики, чьи предложения были проигнорированы, действительно сильно обиделись и были более склонны к полному разрыву отношений с теми, кто к ним обращался. Они также начали сомневаться в своих способностях и социальном положении.

Чтобы лучше исследовать связь между негативной реакцией и страхом отклонения, вызванными присутствием других советников-конкурентов, провели еще один эксперимент в контролируемой среде. 186 опытным работникам краудсорсинговой онлайн-платформы (Amazon Mechanical Turk) был предложен следующий тест: к ним за советом обратился новый работник, имевший определенный вопрос об использовании платформы. Половина советчиков считали, что новичок обратился за консультацией только к ним; другой половине сказали, что этот человек обратился еще к четырем другим экспертам.

После этого советчиков спросили, какова, по их мнению, вероятность того, что человек будет придерживаться их рекомендаций. Они также должны были оценить компетентность того, кто обратился за советом, и получили возможность либо продолжить работать с этим человеком, либо для следующего задания выбрать для сотрудничества кого-то другого. В итоге было установлено, что советчики, которые были не единственными консультантами заявителя, сильнее ощущали, что их совет проигнорируют, и соответственно считали новичка менее компетентным. И они также были более склонны к сотрудничеству с другим партнером.

Итак, когда мы поняли, насколько серьезным для межличностных отношений является влияние обращения за советом или же просто игнорирование полученного совета, мы попытались понять, насколько распространено такое поведение. Возможно, люди поймут это и будут избегать таких рискованных стратегий консультирования. Но когда исследователи провели опрос среди 119 штатных работников из разных профессиональных сфер в США (обращавшихся за советом за последний месяц), 58% ответили, что обращались к нескольким специалистам, а 52,9% сказали, что проигнорировали полученные рекомендации.

Почему те, кто обращается за советом, не думают о возможной негативной реакции? Исследование показало, что они обязательно встречаются со своими советчиками лично, когда речь идет о цели их взаимодействия. В другом исследовании выяснили, что те, кто обращался за консультацией, просто хотели получить как можно больше информации (и таким образом расширить возможности, которые они будут рассматривать). А консультанты чаще считали, что они должны дать четкие инструкции. Если вы даете кому-то конкретные указания, у вас есть больше поводов надеяться, что человек прислушается к вашему совету. А вот если просто дать общие рекомендации, не прибегая к специфике, – это уже другое дело.

Суб'єктивне про важливе: чому не варто зловживати сторонньою думкою

Вся эта проведенная работа наводит на мысль, что люди, которые просят совета, должны четко осознавать потенциальные последствия своих обращений. Когда вы выбираете специалиста, который предоставит вам наибольший объем информации, спросите себя, как он может отреагировать, если вы не воспользуетесь его советом. Возможно, даже лучше для вас, если вы открыто заявите о своих целях. Если вы объясните, почему вы обращаетесь за советом, это поможет задать тон дискуссии и установить, чего именно вы ожидаете от дальнейших действий.

Тем, кто дает советы, стоит понять, что не следует прибегать к общей тенденции и эгоистично и предвзято реагировать на тех, кто пришел за консультацией. Многие искренне хотят помочь тем, кто нуждается в совете, но наши рекомендации не всегда оказываются лучшими.

Хотите совет? Размышляйте шире, когда определяете цель обращения за советом. Это может стать полезным для обеих сторон.

Перевод подготовлен в партнерстве с бюро переводов «Профпереклад».

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате