Вице-президент JUUL Labs в Центральной, Восточной и Южной Европе: «В вейп-шоп меня привел мой врач»
Монзер Элабраши – о необычной стратегии продвижения проекта в Украине и непопулярных решениях

Американский стартап JUUL Labs, который удерживает лидирующие позиции на рынке США среди производителей вейп-продукции, выходит на украинский рынок.
Стартап был запущен в США в 2015 году, одним из первых начал продавать электронные сигареты и сменные картриджи с разными вкусами собственной разработки. В течение трех лет компания выросла в крупный бизнес, который летом 2018 года инвесторы оценили в $38 млрд.
У JUUL необычная позиция как для произодителя никотиносодержащих продуктов. Представители компании в открытую говорят о вреде курения и негативном влияния никотина на организм человека. Компания отказывается от продвижения в соцсетях и тщательно следит за возрастом своей аудитории. Несмотря на это в 2018 она оказалась в центре скандала: в США стартап обвинили в рекламе продукта несовершеннолетним.
По словам вице-президента JULL Labs в Центральной, Восточной и Южной Европе Монзера Элабраши, устройство призвано помочь взрослым людям бросить курить или хотя бы уменьшить влияние продуктов горения на организм самого курильщика и окружающих его людей.
Mind пообщался с господином Монзером и выяснил, каким образом новички на украинском рынке планируют занять нишу и как они будут бороться с приобретением продукта несовершеннолетними.
– Почему в JUUL Labs принято решение выйти на украинский рынок?
– Заход JUUL на украинский рынок – продолжение серии запусков продаж в странах Европы и Азии. Мы хотим улучшить жизнь миллиарда курильщиков со всего мира, в том числе и украинцев.
Дело в том, что согласно исследованиям, электронные сигареты в три раза более эффективны, чем никотинзаместительная терапия, и они помогают людям на 95% чаще бросать курить.
– Как вы оцениваете количество потенциальных потребителей в Украине? Кто эти люди?
– В Украине более 8 млн курильщиков – и каждый год от заболеваний, связанных с курением, умирают 85 000 человек. Это страшные цифры. 86% из них пытались бросить курить минимум трижды, но многим не удалось – так бывает. Все они – наша аудитория.
Это взрослые люди – мужчины и женщины с многолетним стажем курения, которые приняли взвешенное решение бросить курить и не единожды пытались, но до сих пор у них не вышло отказаться от вредной привычки.
Я сам курильщик с более чем 25-летним стажем и могу понять их. С электронными сигаретами, как явлением, меня познакомил мой лечащий врач. Он просто взял меня за руку и привел в vape shop. Так я перешел на электронные сигареты.

– Это очень необычно для Украины, например. Тут врачи предпочитают безальтернативно запрещать курение.
– Действительно, некоторые врачи по всему миру чаще настроены убедить клиента бросить курить, нежели предложить альтернативу в виде пластырей, жвачки или электронных сигарет. Я считаю, что мне повезло с моим доктором, поскольку у него был более открытый и прагматичный подход. Лично я думаю, что не всегда рационально говорить взрослому «не кури». Бросить курить – сложно. Сегодня все знают про риски курения и это гарантирует попытки людей бросить.
Мы видим свою задачу в том, чтобы остановить путаницу вокруг вейпинга. Курильщики заслуживают возможности сделать осознанный выбор, и взаимодействуем с академическим сообществом, чтобы делиться фактами и научными знаниями.
– Сколько денег вложили в запуск? Куда именно пошли эти деньги?
– Я бы не хотел сегодня говорить о деньгах, меня интересуют другие цифры – число курильщиков, которым можно помочь.
– За счет чего JUUL собирается конкурировать с уже работающими на украинском рынке игроками – производителями традиционных сигарет, электронных и систем нагрева табака?
– На самом деле мы пришли в Украину не конкурировать, а дать людям альтернативу. Я думаю, чем больше у курильщиков выбор, чтобы сделать пагубную привычку чуть более безопасной, тем лучше. Одним словом, главная задача – не победить конкурентов и стать монополистами, наша компания не против быть одним из игроков рынка.
– В сменных капсулах JUUL – жидкости с солевым никотином. Чем он принципиально отличается от обычного?
– Это запатентованная формула для вейпов, которую сегодня многие производители пытаются повторить. Солевой никотин производят из листьев табака, за счет чего он полностью удовлетворяет курильщика, предоставляя полноценную альтернативу традиционным сигаретам. При этом без смол и более чем 7000 токсинов, выделяющихся при горении табака, которые вызывают связанные с ними болезни.
– Как вы относитесь к безникотиновым жидкостям для вейпа? В Украине они популярны как среди бросающих курильщиков, так и среди тех, кому просто нравится процесс выдыхания дыма. Планируете ли вы расширять ассортимент JUUL такими жидкостями?
– Не планируем, и тому есть причины. Это тонкая грань. Жидкость без никотина может сделать процесс курения более привлекательным и «втянуть» в него некурящих. После таких жидкостей очень легко перейти на те, в которых есть никотин. Так можно получить зависимость. Или и вовсе начать курить сигареты.
– А что вы думаете о семьях, где сами родители несовершеннолетнему ребенку покупают вейп с такими якобы безвредными, но вкусно пахнущими, безникотиновыми жидкостями?
– Это очень большая ошибка. И одна из причин, по которым мы и не выпускаем безникотиновые жидкости.
К тому же жидкости-«нулевки» превращают процесс курения в игру и могут стать шагом на пути к курению для молодежи, чего нам совсем не хотелось бы.
– Стоит ли в Украине менять ограничения по возрасту для покупки электронных сигарет? Почему?
– Наша компания всегда выступает за ограничения и законное урегулирование продажи таких продуктов. К сожалению, сегодня это практикуется не во всех странах. Пусть государство устанавливает правила и все будет в соответствии с законом. А JUUL Labs не только придерживается локальных правил в каждой новой стране, в которую заходит, но и прилагает больше усилий и действий, которые считает правильными.
В Украине нет регулирования для категории электронных сигарет, но мы ограничиваем продажу девайсов – только для лиц старше 18 лет и призываем всех участников рынка следовать нашему примеру.
– Вы позиционируете себя как продукт для взрослых курильщиков. Но как вы собираетесь контролировать ритейлеров и не допустить продажи детям?
– Дизайн упаковки самого устройства и картриджей простой и функциональный. Это осознанная консервативность в данном вопросе: она позволяет избежать всего, что может быть привлекательным для молодежи.
К тому же мы приняли решение не продвигать JUUL в социальных сетях: в Facebook, Twitter, Instagram. Это тоже в какой-то степени поможет оградить молодое поколение от рекламы. Продвижение нашего продукта доверяем амбассадорам, которые будут лично работать с теми, кому наше устройство могло бы помочь.
Планируем сотрудничество только с проверенными ритейлерами, однако и им мы не готовы верить на слово – всегда существует человеческий фактор (продавец), и это важно учесть. Для этого будем отправлять в точки распространения «тайных агентов» – взрослых, которые выглядят молодо, и просить их приобрести JUUL. В случае продажи будем применять санкции.
– А о каких санкциях идет речь?
– Это своеобразная система трех страйков. Первый страйк – официальное письмо с предупреждением, второй – лишение скидок и привилегий при закупке продукции. Если же ритейлер будет замечен в попытке продать наш продукт кому-то, кто моложе 18 лет, в третий раз – просто прекратим с ним любое сотрудничество. Это наша четкая позиция.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].