Семь дней нефти и газа: убыточный «сланец», Путин на страже червей и птиц, паритет СПГ с ГТС и охота за «чистым» баррелем
Дайджест самых важных и увлекательных сюжетов в мировом нефтегазовом бизнесе и энергетике за неделю

Как всегда, по понедельникам, Mind знакомит читателей с наиболее захватывающими сюжетами, которые волновали глобальную индустрию, связанную с производством и торговлей энергоресурсами.
Сегодня в выпуске:
Вызов – будущее инвестиций в сланцевые месторождения Пермского бассейна в США.
Конфликт – кто считает прибыль, когда президент России Владимир Путин критикует альтернативную энергетику
Партнерство – производителей американского сжиженного газа перестала беспокоить конкуренция с «Газпромом» в Европе.
Интрига – нефтегазовые компании в погоне за «чистым» баррелем.
Бонус – кому министр энергетики США Рик Перри посвятил авторскую колонку в Dallas News и кто из наследников самых богатых семей Польши лидирует в новом рейтинге журнала Wprost
Вызов недели: проблемы в бизнесе американских нефтегазовых компаний
Открытие запасов Пермского нефтегазоносного бассейна превратили США в крупнейшего игрока на мировом рынке энергоносителей, влияние которого сопоставимо со странами из картеля ОПЕК. Сейчас компании, которые ведут там добычу, столкнулись с ограничениями. Что будет с их бизнесом?
В последние годы сланцевая индустрия в США утвердилась в статусе крупнейшего в мире производителя углеводородов. Теперь в этой истории образовалась трещина: с начала 2019 года темпы роста компаний, ведущих добычу на месторождениях Пермского бассейна, упали на 40% в сравнении с прошлогодней ситуацией. «Планы производителей не реализуются в намеченные сроки из-за растущего числа проблем, которые убивают их доходы, а также заставляют инвесторов скептически относиться к расширению добычи», – отмечает агентство Bloomberg.
Ограничения, с которыми столкнулся бизнес, разнообразны. Это, например, дефицит трубопроводов для транспортировки нефти и газа, снижение добычи на скважинах, которые оказались расположены слишком близко друг к другу, падение цен на природный газ и увеличение земельных налогов. Но основная причина – необходимость в значительных инвестициях для поддержки добычи из сланцевых скважин, которая в первый год работы ощутимо падает и может достичь 70%. Чтобы поддерживать рост, компаниям приходится с каждым годом вкладывать все больше средств.
Когда сланцевая индустрия только зарождалась, инвесторы с Уолл-стрит с энтузиазмом поддерживали молодую высокотехнологичную отрасль. Но с течением времени стало очевидно, что доходность сланцевых месторождений не оправдала их ожиданий.
Производство углеводородов в Пермском бассейне увеличивалось самыми быстрыми в мире темпами. Но теперь дальнейший рост под угрозой, инвесторы отказываются дальше финансировать проекты. Причина – низкая прошлогодняя цена нефти на мировом рынке, что усложняет окупаемость инвестиций.
Мелкие производители пострадали от этого больше всего. Некоторые из них потеряли свыше 90% своей рыночной стоимости. Крупным компаниям также досталось от падения нефтяных котировок: стоимость их акций уменьшилась на 40–60%. И это в то время, когда эталонная для США нефть сорта West Texas Intermediate подешевела лишь на 14%.
Сохранение и наращивание добычи вынуждают такие крупные корпорации как Exxon Mobil и Chevron инвестировать в бурение новых скважин, которые способны в течение продолжительного времени генерировать прибыль, требуя при этом незначительных реинвестиций. Но такой подход к организации бизнеса недоступен большинству независимых игроков. Привлечение капитала на осуществление таких планов стало для них недосягаемой роскошью.
Как отмечает Bloomberg, все это говорит о том, что взрывной рост сланцевой индустрии в США может закончиться: производство углеводородов в абсолютном выражении будет нарастать, но более медленными темпами.
Конфликт недели: президент России защищает птиц и червей, страдающих от возобновляемой энергетики
Неосторожную фразу о негативном воздействии ветряных и солнечных электростанций в уста Владимира Путина могли вложить лоббисты нефтегазовой отрасли, которые представляют интересы «Газпрома» или «Роснефти». Инвесторы проектов в российской альтернативной энергетике рискуют недосчитаться прибыли.
Энергетика на возобновляемых источниках (ВИЭ) оказывает негативное влияние на дикую природу – от ветряков гибнут птицы, а черви вылезают из земли, заявил Владимир Путин. Ставку на альтернативные источники энергии он назвал «слепой верой в простые, эффектные, но неэффективные решения» и сравнил с желанием «облачиться в шкуры и переселиться в пещеры».
Этот комментарий президента РФ спровоцировал волну критических суждений среди отраслевых экспертов. Так, директор центра «Новая энергетика» Владимир Сидорович заявил, что экологический след от ветро- и солнечной энергетики несравнимо меньше, чем от генерации на основе угля или газа. «Мне не известны научные исследования, которые бы описывали, что ветряные станции негативно влияют на червяков или кротов», – отметил он. (О негативном влиянии ветряков на кротов Путин говорил в 2010 году. – Mind).
По данным Европейской ассоциации развития ВИЭ, на 10 000 птиц, погибших по вине человека, приходится одна, столкнувшаяся с ветроустановкой. Гораздо больше пернатых страдает от разлива нефтепродуктов. Вибрация от ветроустановок гасится мощнейшим фундаментом (до 30 м глубиной), а расстояние между ветроустановками – несколько сотен метров, поэтому влияние на жителей подземелья минимально.
Президент РФ также выразил мнение, что «людям будет некомфортно жить на планете с частоколом ветряков, покрытой несколькими слоями солнечных батарей».
В Европе есть потенциал для строительства 13 400 ГВт только наземных ветроэнергетических мощностей (в 80 раз больше, чем установлено сегодня), которые могут вырабатывать электричества в 10 раз больше, чем потребляется сегодня Европой, приводит в ответ научные данные Владимир Сидорович.
«Понятно, что выступление президента России, как правило, является выражением не только его личного мнения, но и результирующих векторов лоббистского воздействия со стороны различных групп влияния», – пояснил природу весьма специфического высказывания российского лидера политолог Евгений Минченко.
Реплику про птиц и червей в уста Путина вложило антилобби возобновляемой энергетики, соглашается председатель Российской ассоциации ветроиндустрии Игорь Брызгунов. По его словам, это может негативно сказаться на инвестиционном имидже России. Получается, что бизнес уже потратил деньги на то, что государству неинтересно.
Партнерство недели: острая конкуренция американского СПГ и российского газа в Европе близится к закату
Судя по всему, европейский рынок подошел к тому, чтобы найти ценовой баланс между танкерными поставками СПГ из США и трубопроводным российским газом, экспорт которого контролирует «Газпром»
«Мы больше не боимся потерять потребителей в Европе», – сказал Шариф Суки, совладелец компании Tellurian, в эфире программы «Безумные деньги» («Mad Money») на американском телеканале CNBC.
Такое заявление особо значимо для отрасли. Этого влиятельного американца египетского происхождения называют отцом-основателем экспорта СПГ в Соединенных Штатах. Под его руководством компания Tellurian стала одним из ведущих игроков на рынке.
В этом году она приступила к реализации проекта Driftwood – так называется новый СПГ-терминал, который строится в Луизиане на побережье Мексиканского залива и, согласно предварительным планам, будет введен в эксплуатацию в 2023 году. Затраты на проект мощностью до 28 млн тонн СПГ в год пока оцениваются в $28 млрд. Он предусматривает строительство не только экспортного терминала, но и двух трубопроводов от сланцевых месторождений в Техасе и Луизиане. Вместе с Tellurian инвестором Driftwood выступила французская корпорация Total, выделив для финансирования проекта $500 млн.
Оптимизм по поводу будущего американского экспорт СПГ Шариф Суки связывает с тем влиянием, которое США способны оказывать на мировой энергорынок благодаря развитию сланцевой добычи в Пермском бассейне.
«США способны влиять на формирование нефтяных цен, и то, что происходит в добыче в Пермском бассейне, может иметь даже большее значение, чем ситуация в странах ОПЕК», – говорит бизнесмен. Поэтому, полагает он, у компании Tellurian, сделавшей ставку на развитие газотранспортной инфраструктуры, нет весомых причин для беспокойства об усилении конкуренции, как и нет повода переживать о потере клиентов в Европе. «Все, что мы должны делать, – это просто строить новые терминалы и газопроводы», – подытожил Шариф Суки.
Интрига недели: производители энергоресурсов открыли сезон охоты за «чистыми» баррелями
Расширяя финансирование альтернативной энергетики и экологических программ, нефтегазовые компании стремятся обезопасить свой бизнес от штрафных санкций и повысить его ценность для инвесторов на фондовом рынке
Весь прогрессивный мир озабочен решением проблемы глобального изменения климата, которая рискует превратиться в катастрофу, и энергетические компании учитывают эту тенденцию в своей стратегии.
Financial Times пишет, что парниковый эффект от добычи нефти и газа находится под пристальным вниманием энергобизнеса и связанных с ним различных групп влияния. Эльдар Сэтре, исполнительный директор норвежской корпорации Equinor, предупреждает о возможных рисках. Например, это могут быть штрафы за добычу углеводородов. Ирония в том, что под прицелом штрафных санкций окажутся компании, которые сосредоточены на освоении нефтегазовых месторождений, чтобы получить с этого прибыль.
Совсем недавно Equinor была известна под названием Statoil, от которого отказалась, чтобы соответствовать веяниям нового времени, когда ископаемые виды топлива – нефть и газ – превратились в слова с неблагонадежной репутацией. Именно бизнес Statoil стал основой для создания Суверенного фонда благосостояния Норвегии – крупнейшего фонда в мире с капиталом более $1 трлн.
Несмотря на то что экономическое развитие в разных странах остается зависимым от ископаемого топлива, в бизнесе, политике и общественных настроениях будет расти популярность возобновляемых источников энергии. Поэтому уже сейчас энергетические компании должны смотреть в сторону низкоуглеродного будущего и с учетом этого формировать свой портфель активов. «В перспективе затраты, связанные с минимизацией выбросов парниковых газов могут превысить эксплуатационные расходы и затраты на разработку месторождений. Разница между наиболее и наименее углеродоемкими ресурсами будет становиться все более значимой», – прогнозирует Эльдар Сэтре.
Поэтому Equinor, как и многие другие энергокомпании, стремится уже сейчас избегать технологий с высоким парниковым эффектом. Такая задача становится особенно актуальной с учетом рисков из-за введения углеродного налога и усиления давления экологических организаций на нефтегазовый бизнес.
Наиболее «грязные» проекты в отрасли связаны с разработкой битуминозных песков в Канаде, которые богаты нефтью. Но они утрачивают популярность у инвесторов не только потому, что нефтегазовые компании стали более требовательны к своим экологическим обязательствам, но и из-за растущей себестоимости в добыче.
Equinor повезло в том, что норвежские нефтегазовые месторождения, которые разрабатывает компания, имеют самые низкие показатели в мире по интенсивности выбросов парниковых газов. Кроме того, в добыче Equinor частично используется возобновляемый ресурс – гидроэнергетика.
«Если вы хотите узнать, насколько перспективным и экономически выгодным в будущем окажется проект по добыче углеводородов, то важно учитывать такой параметр как углеродная интенсивность добычи барреля нефти. Его приемлемый уровень может сильно варьироваться, в зависимости от географии месторождения», – говорит Эми Боуи из консалтинговой компании Wood Mackenzie.
В компании Royal Dutch Shell признают, что, принимая решения о развитии бизнеса, сейчас важно уравновешивать противоречивые требования акционеров, которые хотят получить одновременно максимальный финансовый результат с минимальными экологическими рисками.
«Инвесторы всерьез обеспокоены проблемой изменения климата и хотят вкладывать в проекты с низкими углеродными выбросами… Но такие инвестиции должны обеспечивать достаточно высокие дивиденды акционерам», – отмечает FT.
Бонус
Министр энергетики США Рик Перри выступил в неожиданном амплуа газетного колумниста.
Свой авторский текст он посвятил миллиардеру, меценату и политику Россу Перо, скончавшемуся 9 июля. Хотя сейчас имя этого человека вряд ли многое скажет молодым американцам, в свое время он сильно изменил США. Свой первый миллиард на компьютерах он заработал, когда Биллу Гейтсу было 13 лет, а за 24 года до триумфа Дональда Трампа провел первую в истории США современную популистскую избирательную кампанию, которая чуть не сломала кажущуюся столь стабильной и неприступной американскую двухпартийную систему.
Росс Перо родом из небольшого техасского городка Тексаркана. А Рик Перри, как известно, много лет был губернатором штата Техас. В своей колонке на страницах Dallas News он вспоминает заслуги Росса Перо перед американскими ветеранами, которые прошли войны в Ираке и Афганистане.
Влиятельный польский общественно-политический еженедельник Wprost представил новый рейтинг самых богатых семей страны, в котором обратил внимание, как распределилось богатство среди наследников наиболее состоятельных бизнесменов.
Первую строчку уверенно держат Доминика и Себастьян Кульчики, дети покойного Яна Кульчика, который, среди прочего, занимался добычей газа в Украине. Их состояние журнал оценил в 16 млрд злотых ($4,22 млрд). Кроме элитной недвижимости, журнал в своих расчетах учитывал стоимость акций многих компаний, которые перешли по наследству Доминике и Себастьяну. Например, химического концерна Ciech и компании Polenergia, которая строит ветряные электростанции, а также акционерного общества Autostrada Wielkopolskа, которое управляет концессией на строительство и эксплуатацию платной автомагистрали А2 Свецко – Модлы протяженностью 253 км в районе Познани.
Telegram-канал автора: ROTHSCHILD QUEST: ENERGY TRENDS
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].