Ставки сделаны: что принесет Украине легализация букмекерства

Ставки сделаны: что принесет Украине легализация букмекерства

Сейчас беттинг запрещен преимущественно в странах, где правят религиозные и авторитарные режимы

Этот материал также доступен на украинском
Ставки сделаны: что принесет Украине легализация букмекерства
Фото: shutterstock

В Украине после 10 лет запрета может быть восстановлена легальная индустрия азартных игр и ее наиболее динамично развивающийся сегмент –  беттинг (ставки на результат различных событий). Команда президента Владимира Зеленского, с завидным постоянством декларируя намерение провести игорную легализацию, полностью укладывается в общемировой тренд: последние несколько лет европейские страны активно внедряют национальное лицензирование игорного бизнеса.

Принятый в 2009 году в Украине закон «О запрете игорного бизнеса» прямо запрещает «организацию, проведение и предоставление возможности доступа к азартным играм в казино, на игровых автоматах, компьютерных симуляторах, в букмекерских конторах, в интерактивных заведениях, в электронном (виртуальном) казино независимо от места расположения сервера».

Тем не менее на украинском рынке беттинга работает пул из десяти компаний, причем две крупнейшие контролируют до 80% всего оборота. Это компания Favorit, которая покрывает наземный сегмент, и Parimatch, позиции которой сильны в онлайне.

Украинские компании поступают так же, как и их коллеги из стран, где букмекерство не регулируется государством, – работают в тени или мимикрируют под разрешенные законом виды деятельности.

Юридический статус-кво предоставляет две юридически приемлемые формы работы в индустрии. Первый – это покупка  лицензии национального лотерейного оператора и работа под его «зонтиком».

«Мы не можем говорить о том, что рынок беттинга в Украине нелегален. Мы просто попали в правовую коллизию. В данный момент мы работаем на основании лицензии УНЛ, которая была выдана Министерством финансов. До момента, пока не принят новый закон о лицензировании, старые лицензии продолжают действовать, об этом говорит и сам Минфин», – отмечает Катерина Машевская, директор по коммуникациям Favorit Sport и добавляет, что прошлый состав ВР не счел законопроект о лицензировании беттинга важным, поэтому до его рассмотрения руки не дошли.

«Спорт и лотереи не имеют ничего общего, это несомненно. Но это законная лазейка, которая дает возможность работать, проводить маркетинговые кампании, принимать и отправлять платежи», – добавляет  собеседник Mind, эксперт игрового рынка, на условиях анонимности.

Второй путь предполагает покупку лицензии во внешней юрисдикции – как правило, Мальты, Гибралтара или Кюрасао. Это работающая схема, основными недостатками которой, кроме «серости», являются меньшая степень защиты игроков и операторов, а также снижение до нуля возможности государственного контроля. 

Юрист Зоряна Топорецкая, эксперт по лотерейной тематике, напоминает, что европейские страны, которые пытались бороться с нелегальными игроками – владельцами таких лицензий, потерпели сокрушительное поражение. «Блокировали серверы, рекламу, обязывали телекоммуникационных провайдеров контролировать эти сайты, но быстро поняли, что побороть их невозможно, и деньги просто уходят из страны», – говорит она, добавляя, что это стало одним из побудительных мотивов правительств легализовать игорный бизнес.

После развития онлайн-ставок (основные драйверы этого прогресса – распространение смартфонов и развитие онлайн платежных систем) обходить запрет стало очень просто, и по сути он потерял всякий смысл. «Государство просто теряет налоговые поступления и получает значительный теневой сектор. К сожалению, единственная страна в Европе, где закон запрещает букмекерские ставки, – это Украина», – подчеркивает Вадим Мисюра, представитель торговой марки Parimatch в Украине.

Представители украинского рынка беттинга уверяют: все готовы работать «в белую», будь у них такая возможность и политическая воля власти грамотно администрировать индустрию. Лидеры рынка не исключение: Favorit Sport и Parimatch, несмотря на лидерские позиции, достигнутые на рынке в действующих юридических условиях, ратуют за их изменение.  

«На сегодня в Украине, к сожалению, нет рынка азартных игр. Я не могу назвать рынком непрозрачную и не контролируемую государством деятельность, которая крайне негативно воспринимается обществом как несправедливая и коррупционная, – говорит Вадим Мисюра, не исключая при этом, что, как и в других сферах жизни, среди действующих в Украине операторов азартных игр встречаются те, кто не умеет или не готов работать на прозрачном высококонкурентном рынке с соблюдением принципов социально ответственной игры.  «Однако я представляю бренд, который тяготит существующее положение вещей. Мы знаем, как бороться за игроков в условиях конкуренции и уже готовы к этому», – добавляет он.

В компании Favorit Sport также всецело поддерживают курс на легализацию. «Всем, кто хочет развивать бизнес, инвестировать в экономику и работать с иностранным капиталом, важно работать в прозрачном юридическом поле. Что касается конкуренции, то она стимулирует развитие любого рынка, не только беттинга. То, что нашему рынку не выгодна легализация, – это всего лишь манипуляции и миф, навязанный сторонниками незаконного ведения дел. Favorit Sport – компания, которая была основана в Украине 20 лет назад, все это время мы создаем рабочие места, развиваемся, платим налоги, вкладываем в развитие спорта. Мы в первую очередь заинтересованы в прозрачных условиях работы», – подчеркивает Катерина Машевская.

Она напомнила, что в Европе за счет беттинговых компаний финансируют развитие спорта высоких достижений, различные инклюзивные проекты, аматорский, а также детский и юношеский спорт. «В контексте Украины мы можем говорить о нескольких миллионах гривен дотаций в бюджет целевого использования средств, и это помимо обязательных налоговых отчислений»,– отмечает Катерина Машевская.

Еще один нюанс, заставляющий крупные беттинговые компании стремиться к легализации рынка, – чисто внутриотраслевой, о котором мало знают люди извне. Он заключается в том, что именно теневые рынки букмекерских ставок являются основным источником договорных матчей в футболе, теннисе и других видах спорта. А крупные букмекерские компании являются одними из самых щедрых спонсоров команд и отдельных спортсменов. Поэтому легализация рынка будет способствовать в том числе эффективной борьбе с договорными матчами.

Опасения, связанные с ростом конкуренции со стороны иностранных компаний, не безосновательны.

Украинским игорным рынком активно интересуются внешние игроки, некоторые из них даже заказывали его аудит. Среди прочих неофициально называют представителей российского рынка, компании из Армении и Западной Европы. «Задача государства сейчас состоит в том, чтобы были созданы условия для здоровой и честной конкуренции, в результате которой на рынке начнут развивать потенциал компании, готовые к стандартам ответственной игры» , – говорят в Parimatch.

Останавливает всех в первую очередь отсутствие для работы легального правового поля.  «Западная компания с именем не пойдет в серую зону, не говоря уже о черной – это означает общую уязвимость, проблемы с маркетингом, с международными агентствами, с которыми они, как правило, сотрудничают, риски блокировки платежей… Игроки из СНГ более гибкие, но даже они пока не рискуют заходить», – отмечает еще один  собеседник Mind, инсайдер рынка.

Архитектура рынка

Сегодня существуют лишь умозрительные предположения, каким власти видят будущий рынок азартных игр в Украине. Владимир Зеленский за последние месяцы озвучил несколько взаимоисключающих вариантов, так что можно предположить, что Офис президента пока находится в поиске оптимальной модели. 

Мировой тренд – организация национальных лицензий. По этому пути идет большинство европейских стран. «В Германии вы не проработаете ни минуты по лицензии, допустим, Швеции или Великобритании», – объясняет представитель  игорной индустрии. Для понимания порядка цифр: в Швеции такое разрешение стоит около 30 000 евро.

Собеседник Mind считает такой вариант оптимальным и для Украины: лицензия плюс плата за каждую открытую точку. На следующем этапе может быть предпринято налогообложение оборота в виде налоговой нагрузки на ставки. «Нагрузка не должна быть болезненной, чтобы не было искушения воспользоваться VPN. 5% на ставку – приемлемый потолок», – считает он.

Зоряна Топорецкая уверена, что на первом этапе система должна быть максимально лояльной, чтобы стимулировать возвращение операторов из десятилетней «тени». «Чтобы компенсировать присущие легальному статусу «неудобства», плата за легализацию должна быть меньше, чем сейчас составляет плата за работу в текущем полулегальном поле.  «Безусловно, контроль над оборотом – это то, к чему должно стремиться государство, а не к разовому сбору денег за лицензии. Но при этом налоговая нагрузка должна быть посильной, иначе есть риск опять загнать бизнес в «тень», – говорит она.

Однако «посильная» нагрузка не означает «низкая». По мнению опрошенных экспертов, ставка налога в игорном бизнесе должна быть выше, чем для других индустрий. «Если везде 18%, то тут 25–30%, так как компании фактически нечего не производят, не предоставляют услуг – они зарабатывают на человеческих пороках», – считает Зоряна Топорецкая.

Но потенциальных инвесторов, прежде всего иностранных, не устраивает просто легализация. «В нашем регионе достаточно динамично развивающихся рынков. Поэтому ключевой вопрос состоит в условиях, которые Украина сможет предложить бизнесу. Прежде всего, это параметры налогообложения и затрат на соблюдение лицензионных условий, – говорит Вадим Мисюра. – Второй ключевой показатель – будет ли расти благосостояние украинцев. Увы, показатель нашего ВВП не является убедительным аргументом для инвестора. Для подавляющего большинства игроков ставки – это развлечение (кстати, не единственное в жизни), а на эти цели деньги всегда выделяются по остаточному принципу».

По его словам, сверхдоходы беттинговых компаний – не более чем стереотип. «Я не уверен, что общество способно понять, что в беттинге низкая маржа: больше 95% ставок возвращаются игрокам в виде выигрышей. Иначе букмекерская компания не сможет предложить игрокам привлекательные коэффициенты на исход событий, а значит, не получит ставок», – объясняет он. Однако качественный закон способен обеспечить рост оборота и приток поступлений в госбюджет.

А сама легализация позволит внедрить механизмы контроля, в частности, со стороны FATF.  

Эффект легалайза

Отсутствие официальной статистики усложняет оценку основных параметров украинского  рынка и потенциала его роста. «В прессе можно найти разные оценочные цифры, судить сейчас сложно, и это неблагодарное дело. Повторюсь, что после 10 лет стагнации, наша основная задача – это развитие внутреннего рынка беттинга», – говорит Катерина Машевская.

Год назад попытку провести масштабное исследование предприняла компания УНЛ – лидер рынка лотерей. Но, несмотря на объективное качество и репрезентативность выборки, документ вряд ли может претендовать на истину в последней инстанции – в том числе потому, что рынок в нем получился подозрительно «здоровым».

В первую очередь сложно поддается оценке оборот. Антимонопольный комитет озвучил цифру реального объема рынка азартных игр в Украине на уровне 1 млрд евро, или 30 млрд грн. Общественная  организация «Поддержка легализации игорного бизнеса в Украине» приводит цифру в два раза больше – 66 млрд грн. Источник Mind в индустрии оценивает цифру в «$2 млрд – возможно, чуть больше». Если за основу взять средний показатель по странам ЕС, что 20% ставок являются букмекерскими, то в Украине это составляет $200 млн в год. 

Андрей Бочковский, генеральный директор компании УНЛ, считает миллиардный порядок цифр «нерелевантным». По статистике Европейской ассоциации государственных лотерей («Отчет о лотерейном секторе в Европе 2017»/ Report on the lottery sector in Europe 2017 The European Lotteries), продажи лотерей в Украине – самые низкие среди всех европейских лотерей, в 2017 году они составили 17 млн евро.

По его мнению, даже с учетом нелегального сегмента и если принять, что он в разы превышает  легальный, можно говорить об обороте рынка в 100 млн евро в год.

Опрошенные Mind эксперты, в частности, высказывали предположение, что потенциальная легализация рынка законом «О букмекерской  деятельности» может увеличить цифру оборота до $3 млрд. Однако большинство склоняется к мнению, что экономический эффект будет напрямую зависеть от модели, которую выберет государство, создавая архитектуру рынка, и его способности контролировать индустрию и ее оборот.

Среди позитивных эффектов, которые общество получает от легализации, чаще всего называют дополнительные налоговые поступления в бюджет, создание легальных рабочих мест, привлечение инвестиций, устранение источника коррупции и организованной преступности. Благодаря легализации, игроки получат защиту от государства, в то время как сейчас ставка – основание для административного штрафа, а не помощи.

Легализация может подтолкнуть также инвестиции в спорт в формате колабораций и спонсорских контрактов. Среди положительного эффекта второго порядка – рост рынков рекламы, аренды помещений, ІТ-услуг, туризма. Отдельно стоит упомянуть, что без букмекерских ставок нет шансов возродить ипподромы, а значит, и культуру коневодства в Украине.

Наиболее частые контраргументы легализации – вовлечение несовершеннолетних и формирование зависимости у игроков.

Введенный в 2009 году запрет азартных игр, который должен был похоронить индустрию, не сказался на количестве вовлеченных игроков. По самым осторожным оценкам, регулярно играют в Украине 600 000 взрослого населения – преимущественно это жители городов в возрасте 25–35 лет. Из них профессионалов, то есть  зарабатывающих  беттингом на жизнь – не более 2%. В основном это бывшие сотрудники операторов, знающие индустрию изнутри. Для сравнения, в странах ЕС в лотереи играет 7 млн человек. По статистике,  в Украине около 30 млн граждан старше 21 года (предполагаемый возраст допуска к азартным играм), большинство из них никогда не делали букмекерских ставок, а многие вообще о них не слышали.

Операторы уверяют, что несовершеннолетние игроки довольно неплохо защищены силами индустрии и сейчас. «Это табу, никто не станет связываться с подростками. Плюс им просто не выдадут банковскую карту. Пользование чужой картой также сомнительно, ведь при получении выигрыша оператор требует верификацию», – говорит собеседник Mind.  

Проблема игровой зависимости не так масштабна, как ее хотят представить противники легалайза.

Согласно исследованию УНЛ, в Украине подавляющее число игроков (66%) играют около одного раза в год, 15% – раз в два-три месяца. Раз в неделю или чаще играют только 2%. Для сравнения, в  Венгрии количество людей с игровой зависимостью составляет 7%. Этот уровень соответствует среднеевропейскому: в Бельгии около 2% населения подвержено игровой зависимости, в Германии – 1,2%, Норвегии – 1,4%. В целом распространенность игровой зависимости в Европе и мире находится на уровне 0,5–2%. Также невелики и средние ставки. В Украине расходы на лотерею составляют 0,5 евро на человека, а в странах ЕС даже бывшего соцлагеря – Польше, Венгрии, Чехии – от  40 евро и более. В Украине максимальный выигрыш за пределами VIP-сегмента азартных игр в спортивном беттинге составил около 1 млн грн при ставке 1000 грн.

Учитывая, что президент уже неоднократно декларировал свою позицию в отношении легализации азартных игр, осенью можно ожидать как минимум появления профильного законопроекта. Скорее всего, его прохождение не будет легким, даже с учетом сформированного большинства в парламенте, так как легализация азартных игр – непаханое поле для популизма. Еще выше риски, которые могут спровоцировать ошибки и недочеты в самом документе, а учитывая закрытость индустрии, сомнительную статистику и большой теневой сегмент, вероятность таких пробелов высока. Чтобы качественно сбалансировать интересы  государства, компаний, оперирующих в разных сегментах игорного бизнеса и граждан, представителей всех этих групп необходимо привлечь к разработке документа.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате