«Одежда» для товара: как бизнес стимулировал развитие картонно-бумажной отрасли Украины
И как это влияет на повышение экологической ответственности потребителей

В Украине набирает обороты бизнес по производству гофротары. Предприниматели обратили особое внимание на упаковку лет 5–6 назад. Кроме того что они повысили требования к качеству картона, ведь упаковка должна защищать продукцию от повреждения и давать возможность транспортировать ее на любые расстояния, многие захотели, чтобы она стала узнаваемой для покупателей.
Также в 2018 году бизнес повысил спрос на так называемые SRP-упаковки (для быстрой выкладки товаров на полке), и украинские гофрокартонные комбинаты не могли справиться с заказами. Поэтому сразу два ведущих производителя гофротары – Киевской картонно-бумажный комбинат (ККБК) и херсонский завод «Дунапак-Таврия» – этим летом запустили производственные линии по переработке гофрокартона с многокрасочной печатью.
Киевский комбинат занимает второе место в Украине по объемам выпуска гофротары, на новой линии он сможет выпускать до 20 млн кв. м гофротары в год, «Дунапак-Таврия», занимающий четвертое место, – 16–18 млн кв. м в год.
«В течение последних трех лет спрос на гофрокартон в Украине растет на 3–7% в год, и мы считаем, что эти темпы будут держаться. К тому же наши заказчики становятся все более требовательными. Поэтому мы и вложили около 2 млн евро инвестиций в запуск новой линии», – сообщил Константин Турыгин, исполнительный директор завода «Дунапак-Таврия».
Киевскому картонно-бумажному комбинату кредит на закупку нового оборудования предоставил ЕБРР – 5 млн евро на семь лет. Завод «Дунапак-Таврия» – это частные австрийские инвестиции, само предприятие находится в небольшом городке Олешки Херсонской области.
Mind.ua поддерживает развитие в Украине западных промышленных тенденций, когда небольшие заводы и фабрики строятся и работают в разных регионах страны. Во-первых, это уменьшает техногенную загруженность на территории; во-вторых, люди в маленьких городах и селах получают рабочие места; в-третьих, внедряются европейские стандарты рабочих процессов и повышаются требования к защите экологии. Причем такие производители требуют соблюдения экологических стандартов и от своих заказчиков и от клиентов.
Кроме того, подобные предприятия своим примером показывают, что в Украине есть множество бизнесов, которые нуждаются в развитии, а также как кардинально меняются рабочие профессии и требования к квалификации.
Как австрийцы нашли нишу для инвестиций? Открытие завода «Дунапак-Таврия» состоялось в апреле 2013 года, а инвестором выступила австрийская группа Dunapack Packaging, которая в свою очередь входит в мощный концерн Prinzhorn Holding. Концерн занимает третье место в Европе по сбору макулатуры, производству бумаги и гофрокартонной тары. Инвестиции на тот момент в олешковский завод составили 38 млн евро.
На самом деле это уже второй завод гофротары группы Dunapack Packaging в Украине. Первый – в городке Ходоров Львовской области открыли еще в 1999 году, однако он остался небольшим. Вероятно, выбор Херсонской области для второго завода объяснялся тем, что на юге Украины просто не было подобных производств, а спрос на гофротару был. Австрийцы не свернули свои инвестиции даже в 2014–2015 годах, когда была реальная угроза вторжения войск России из Крыма и разрушения предприятия.
За пять лет «Дунапак-Таврия», вместе с заводом в Ходорове, занял четвертое место в Украине среди 16 производителей гофротары.
Как упаковка становится брендом? На сегодня оба завода имеют до 1000 заказчиков, при этом более 800 заказчиков – клиенты «Дунапак-Таврия». Это эксклюзивные заказчики – те, которые минимум один раз в год что-то заказывают. Среди основных заказчиков – производители сельхозпродукции, кондитерских изделий, алкоголя. Есть компании из сферы мебельного и строительного бизнеса, производства бытовых приборов и игрушек, средств медицины.
Кроме известных всем нам четырехклапанных коробок, завод выпускает изделия сложной вырубки, например, для упаковки вина и пива в переносную тару, для переноса кофе в поездах, сложной упаковки электроники. Для создания таких заказов работает целый конструкторский отдел и дизайнеры. Каждый вариант сначала воспроизводят на проектировочном ризографе, а затем дорабатывают до промышленного уровня. Именно для таких требовательных заказчиков завод в 2016 году поставил линию, которая может наносить пять цветов на изделия. Производственные линии, способные наносить два и три цвета, работают на заводе с самого начала.
До этого времени заказчикам четырехклапанной тары хватало двух и трех цветов, и в 2019-м этого стало мало – пришлось установить линию на четыре цвета. Все линии загружены на 98%.
Как бумага становится гофрокартоном? Гофрокартон производят из обычных плоских рулонов бумаги: под большим давлением и температурой бумага проходит через гофровалки, которые делают его гофрированным, и он уже не разглаживается. Сверху наклеивается тонкий слой бумаги, и получается двухслойный гофрокартон. Завод производит трех- и пятислойный гофрокартон, его профиль может быть от 2 до 7 мм. И в этих пяти профилях используется почти 100 комбинаций бумаги.
Конструкторы пытаются использовать, с одной стороны, наименее тяжелую бумагу, чтобы снизить ее расход и, таким образом, массу тары, с другой – ищут конструктивные решения. Именно комбинации бумаги позволяют поставлять разную упаковку всем заказчикам.
Конструкторы и дизайнеры, кроме упаковочной тары, разрабатывают детские раскраски и складные домики, 3D-конструкторы из гофрокартона, мебель вроде полок и кресел. Собственные технологи делают клей на основе крахмала, которым машины склеивают листы гофрокартона, а колористы смешивают краски из экологически чистых пигментов для покраски готовой упаковки. Цвет на производственной линии контролирует специальный спектрофотометр. И если он не совпадает с эталоном, вызывают колориста, и тот корректирует тон краски. Все сырье, поступающее на завод, проверяют на качество, а готовую продукцию тестируют на прочность в современной заводской лаборатории.
Один рулон бумаги для гофрирования весит 3 тонны, его высота составляет 2,5 метра. Но почти все этапы работы механизированы. Упаковщики наклеивают специальные QR-коды, на грузовых карах стоят электронные считыватели, поэтому сам грузчик сразу видит, в какую часть состава везти готовую продукцию. Сегодня на заводе работают около 300 рабочих.
Где найти макулатуру? Самым большим импортируемым ресурсом завода является собственно бумага. Мощности завода позволяют обработать 150 млн кв. м бумаги в год. И украинский рынок не может обеспечить такое количество.
«Бумагу мы везем с предприятий наших партнеров в Европе, которые также входят в концерн Prinzhorn Holding, как и наш завод «Дунапак». Определенное количество целлюлозной бумаги покупаем у других предприятий, потому что в группе ее не производят. Это 1% от наших потребностей. Такая бумага нужна некоторым сельхозпроизводителям, чья продукция должна транспортироваться в условиях повышенной влажности или в замороженном виде, – рассказывает Константин Турыгин. – Периодически мы тестируем некоторых отечественных производителей бумаги, но свободного рынка бумаги в Украине нет».
Культура сбора макулатуры в Украине настолько низкая, что приходится импортировать до 50% этого сырья, чтобы обеспечить собственные нужды. Раньше это была Россия, сегодня – Европа и Беларусь. Европейский рынок макулатуры и бумаги в сотни раз превышает украинский. Даже наши соседи венгры вовремя смогли в него интегрироваться. В 2010 году под Будапештом была установлена машина по изготовлению бумаги, которая формирует рулон длиной 7,8 метра – почти трехэтажный дом. Эта машина «потребляет» от 500 до 1000 тонн макулатуры в сутки.
А вся Украина собирает в среднем 50 000 тонн в месяц. Кроме того, почти все бумажные предприятия Украины интегрированы с другими предприятиями, поэтому на свободный рынок свою продукцию не поставляют. В 2017 году было импортировано 700 000 тонн макулатуры.
О качестве вторсырья. На самом заводе «Дунапак-Таврия» остается 10–15% бумаги в виде обрезков. Завод их прессует, упаковывают и отправляет на переработку. По словам Константина Турыгина, их макулатура – достаточно редкий сырьевой товар, потому что его не надо сортировать и перебирать, поэтому куда именно его продают – на переработку в Украине или в Европу – зависит от цен на рынке, курса нацвалюты и собранных объемов.
«Европейские тенденции таковы, чтобы после использования продукции или упаковки ее можно было использовать в повторный производственный процесс. Поэтому, прежде всего, от производителей требуют использовать такие материалы, которые затем можно собрать и отправить на переработку, а значит, это сырье должно быть качественным. Согласно директивам ЕС, а Украина в 2014 году подписала Ассоциацию с ЕС, каждый производитель несет ответственность за свою упаковку», – рассказывает Татьяна Омельяненко, независимый эколог.
Сегодня в Украине уже многие предприятия переходят на сбор и переработку картонной тары. Например, это несколько крупных сетей супермаркетов и продавцов бытовой техники, логистическая компания «Нова Пошта».
«Для компании «Нова Пошта» экология является не только трендом, это бизнес-стратегия. Недавно мы выиграли грант от ЕБРР по «зеленой программе»: минус 80% на новое оборудование, потому что мы снизили выбросы СО2 в атмосферу, это где-то 1200 тонн в год, за счет изменения сортировки и загрузки транспортных средств», – рассказывает Алексей Тараненко, директор по инновациям и технологиям компании «Нова Пошта». Как известно, компания отказалась от разногабаритной упаковки и перешла на упаковку в четырехгранные коробки, это позволило уплотнить упаковку в грузовиках и уменьшить количество перевозок.
Недавно компания выпустила на рынок так называемые red-box – коробки, которые можно отправлять дважды. Если человек получил посылку с товаром, но он ему не подошел, он может положить его в ту же коробку, запаковать дополнительной липкой лентой и бесплатно отправить обратно продавцу. В мировой практике это активно применяется, теперь тренд дошел и до Украины.
Новые пути к сокращению потребления. «Нова Пошта» не останавливается на оптимизации упаковки. Компания уже ввела сбор вторичного сырья в своих отделениях. В 2018 году было собрано 1000 тонн вторсырья, или 50 больших фур. С апреля 2019 года в 10 отделениях Киева были установлены три бокса: для сбора гофрокартона и бумаги; стрейч и пупырчатой пленки; а также для сбора пакетов и цветной пленки. В этих отделениях сбор сырья увеличился на 48%.
К концу 2019 года такая практика будет введена во всех городах-миллионниках, а в 2020-м распространена на всю Украину. Кроме того, готовится еще один ответственный проект.
«Это проект, в котором мы предоставим возможность повторно использовать упаковку. Речь идет о том, что клиент может прийти в отделение и продать свою коробку за определенную плату. И эту коробку мы сможем продать другому покупателю по сниженной цене», – пояснил суть проекта директор «Новой Пошты» Александр Бульба. Когда именно заработает такой подход, он не смог сказать. Поэтому ждем.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].