Огнем и мачете: чем грозят пожары в лесах Амазонии
И насколько актуальны утверждения об «умирающих легких планеты»

Тропические леса бассейна реки Амазонки – одни из крупнейших в мире – горят уже три недели подряд. Основные очаги возгораний находятся в Бразилии, но также огнем охвачены тропики соседних Боливии и Перу. Потушить их никто не может: вся надежда на сезонные дожди, ожидающиеся только в конце сентября.
Причина пожаров – в действиях фермеров, которые специально поджигают лесные массивы, стремясь высвободить себе таким образом земли под сельхозугодья. Активисты бьют тревогу: по их уверениям, амазонские леса производят 20% кислорода в мире. Ученые к таким тезисам подходят более прагматично: гореть деревья, конечно, не должны, но утверждения о «легких планеты» – не совсем соответствуют действительности. Mind проследил, насколько масштабна катастрофа, почему она стала возможной и что не так с тезисом о производстве 20% кислорода.
В чем причина пожаров?
Пожары в лесах на территории Бразилии – не новинка. Ежегодно летом местные фермеры специально поджигают их, чтобы освободить местность от деревьев. Это необходимо для обустройства пастбищ и полей под выращивание агропродукции. Бразилия – один из лидеров по экспорту мяса крупного рогатого скота. Для выращивания значительного поголовья требуются большие площади и объемы кормов. Необходимое пространство создается именно за счет уничтожения лесов.
Резкий рост числа возгораний в августе обусловлен местным климатом: в другие месяцы тропический лес достаточно влажный и плохо горит. Наиболее сухой период – июль и август, поэтому крестьяне берутся активно поджигать леса именно в это время.
Число поджогов поражает: только за последнюю неделю их зафиксировано около 9500, а с начала года – порядка 75 000 (это на 85% больше, чем в прошлом году, и абсолютный рекорд за последние пять лет).
Как пишет DW, использование огня для очистки земель – запрещенная в Бразилии практика. И тем не менее, фермеры для агрессивного и быстрого масштабирования своих территорий постоянно прибегают именно к ней. Для многих это своего рода культурный код: вырубка занимает много времени, тогда как огонь справляется быстрее.
Проблема в том, что поджоги никто не контролирует, и они быстро превращаются в стихийные пожары, поглощающие сотни квадратных километров тропиков. Вдобавок, местное население не помогает пожарным с тушением, а наоборот, способствуют новым поджогам.
Как реагируют бразильские власти?
Мировые СМИ отмечают, что властные структуры в Бразилии осуждают фермеров лишь на словах. Нынешнее правительство не раз утверждало, что агросектор важен для развития экономики страны, а потому его нужно развивать: в 2016-ом 46% всего бразильского экспорта пришлось на сельхозпродукцию, в отрасли заняты порядка 20% населения, страна является главным мировым экспортером множества агрокультур.
Уже много лет Бразилия увеличивает производительность за счет применения новых технологий: по данным WorldBank, много инвестирует в R&D и развитие. Другая причина роста экспорта – наращивание производственных мощностей. Делать это проще всего через увеличение площадей, что по сути влечет за собой негласную легализацию поджегов: меньше лесов – больше земли для посевов и пастбищ.
Нынешнего президента Бразилии Жаира Болсонару в этой ситуации критикуют все – и политики, и активисты, и простые граждане. Его обвиняют в слабом контроле за возгораниями и халатном отношении к возможным рискам. Сам Болсонару за собой вину не признает, но уже успел уволить нескольких членов правительства, назвав их виновными в пожарах. Вдобавок, он обвинил некие некоммерческие организации в том, что это они занимаются поджогами ради его дискредитации. Доказательств, правда, не привел.
Помощь Бразилии в борьбе с пожарами предлагают десятки стран мира. К примеру, на саммите G7 лидеры стран «Большой семерки» заявили, что готовы выделить на эти цели 22 млн евро. При этом только Канада согласна предоставить $15 млн, а также специальные самолеты для пожаротушения. Но Жаир Болсонару от любой помощи отказывается: по его словам, другие страны пытаются использовать финансовую помощь как инструмент давления на Бразилию, чтобы в будущем оспорить ее суверенитет и влияние на регион Амазонских лесов.
По словам Болсонару, страна самостоятельно сможет справиться с опасностью. Правда, как считает президент Франции Эммануэль Макрон – это ложь, руководство Бразилии никак не контролирует огненную стихию. Подтверждением может служить тот факт, что даже 40 000 военных, откомандированных президентом Бразилии на тушение пожаров, не смогли кардинально повлиять на ситуацию.
Как уверяют местные эксперты, потушить пожар человеческими усилиями уже не получится – нужно ждать сезона дождей. Он стартует в сентябре, но поначалу осадки слабые, а потому влага будет попросту испаряться из-за высокой температуры в местах возгораний. Поэтому придется ждать октября, когда польет по-настоящему сильно.
Нужно ли называть Амазонию «легкими планеты»?
После старта масштабных пожаров многие мировые СМИ назвали бразильские леса «легкими планеты» и заявили, что они производят до 20% кислорода: если лес сгорит, это нанесет непоправимый ущерб всей экосистеме Земли.
Но некоторые ученые при этом отмечают, что урон будет нанесен только локальной флоре и фауне. А вот производству кислорода ничего не угрожает. Во-первых, леса Амазонии называют «легкими планеты», забывая, что легкие не производят кислород, а потребляют его.
Во-вторых, эти леса не дают планете 20% кислорода. Тропические леса действительно вырабатывают его достаточно – их площади велики, а потому и вклад в обновление воздуха значителен. Вот только потребляют этот кислород живущие здесь же животные и люди, а не весь мир вокруг.
В-третьих, намного более значимым источником производства кислорода выступает мировой океан, а вернее – водоросли на его поверхности. «Если сгорят леса, мы потеряем около 1% запаса кислорода. Но сможем жить дальше и дышать полной грудью», – уверяет профессор университета Колорадо Скотт Денниг.
Велики ли потери?
В то время как фермеры «выжигают» себе новые земли, для лесов Амазонии пожары – причина массовых потерь. По данным Science Alert, каждую минуту огнем уничтожается лесистая площадь, равная трем футбольным полям.
Даже бразильский Сан-Паулу, расположенный на расстоянии почти 3000 км от лесов Амазонки, погрузился в дым. Весь город заволокло темными тучами, которые по сути превратили день в ночь. Сделать с этим власти ничего не могут: площадь возгораний столь велика, что дым от пожаров виден даже из космоса.
На момент подготовки материала никто из экспертов еще не рискнул оценивать потери Бразилии в денежном выражении. Что же касается площадей, то звучат оценки на уровне 1,9 млн га в целом по региону. В соседней с Бразилией Боливии подсчитали, что там уничтожено 500 000 га лесов.
Напомним: во время пожаров в Сибири сгорело как минимум 3 млн га. Материальный ущерб, который российские власти оценивают через цену товарной древесины, составил около $300 млн (20 млрд рублей).
Но это лишь тот урон, который можно выразить в цифрах. Никто не берется предсказать, как столь массовые пожары в отдаленном будущем повлияют на загрязнение воздуха и воды. Кроме того, уничтожение лесов влечет за собой уменьшение ареалов обитания животных.
В сети же пока ширится хештег #saveamazon в поддержку лесов Амазонии. При этом активисты уже успели обвинить всех в лицемерии: по их словам, когда горел Нотр-Дам, миллиарды евро на реконструкцию выделили за несколько дней, а кто будет спасать леса Амазонии – пока непонятно.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].