Лопасти веером: почему США против продажи «Мотор Сичи» китайцам
И удастся ли американцам остановить эту сделку

28 августа в Киев прибыл советник Национальной безопасности США и один из самых влиятельных людей из окружения американского президента Дональда Трампа – Джон Болтон. Визит готовили в срочном порядке – Болтон приехал в Украину после того, как стало известно, что запорожское предприятие «Мотор Сич» продают китайскому холдингу Beijing Skyrizon Aviation. По данным Mind этот вопрос обсуждался на встрече с президентом Украины Владимиром Зеленским.
Визит Болтона знаковый – у ветерана американской внешней политики репутация сторонника жестких методов решения международных проблем. В частности, он готовил вторжение в Ирак и свержение Саддама Хусейна в 2003 году, выступает и за ужесточение политики в отношении России и Северной Кореи. Именно ему Дональд Трамп доверяет визиты в самые сложные с точки зрения международной политики страны мира.
Чем обернутся переговоры для «Мотор Сичи» и какое вообще дело США до того, кто покупает украинский завод?
История вопроса
В 2016 году Вячеслав Богуслаев, бессменный руководитель завода «Мотор Сич» и основной его собственник, продал более 50% акций предприятия шести офшорным компаниям, распределив между ними примерно равные доли. В 2017 году таких компаний стало восемь, большинство офшоров связывали с китайским Beijing Skyrizon Aviation.
В апреле 2018 года СБУ возбудила уголовное дело и наложила арест на проданный пакет акций. В том же месяце СНБО принял документ о защите национальных интересов в авиационной отрасли и инициировал создание договора о сотрудничестве с китайским инвестором. Планировалось, что государство в лице «Укроборонпрома» получит более 25% акций завода «Мотор Сич», а инвестор предоставит отрасли грантовое финансирование в размере $100 млн.
По словам Богуслаева, китайская сторона уже перечислила украинской стороне деньги. Но сделку, отмечают в «Мотор Сичи», еще предстоит утвердить АМКУ. Однако неизвестно, о какой именно сделке идет речь – о передаче 25% акций «Укроборопрому» или о разрешении на концентрацию 50% акций завода в руках концерна Beijing Skyrizon Aviation.
Особенности производства
ОАО «Мотор Сич» – одно из крупнейших в мире предприятий по разработке, производству, ремонту и сервисному обслуживанию авиационных газотурбинных двигателей для вертолетов и самолетов. До 2014 года завод входил в десятку крупнейших налогоплательщиков Украины. Около 40% продукции и сервисных услуг предприятие ориентировало на российский рынок. Но после ухудшения политических и экономических отношений между странами российские заказы постепенно сошли на нет.
В 2018 году завод и вовсе ничего не продавал россиянам. В «Мотор Сич» рассчитывали, что смогут заменить потерю российского рынка новыми заказами из Европы. Но многие проекты не удалось реализовать и выйти на докризисные показатели на предприятии не смогли. Если по итогам 2013-го чистая прибыль завода составила $150 млн, то в минувшем году всего $45 млн.
Для чего китайцам «Мотор Сич»?
Китайские промышленники давно интересуются украинским авиапромом. Они вели переговоры о продаже лицензий на строительство украинских самолетов. Так, в 2016 году представители КНР обсуждали с ГП «Антонов» возможность достройки второго Ан-225 «Мрия» и налаживании серийного производства транспортно-грузовых ВС по лицензии. Впрочем, дальше рамочных договоренностей дело не пошло – передавать китайцам права собственности на технологии строительства в ГП «Антонов» не захотели.
О чем именно договаривался с китайцами Вячеслав Богуслаев и к чему пришло украинское правительство в переговорах с Beijing Skyrizon Aviation – неизвестно. Пока сообщается, что инвестор обещает обновить производство, сохранить рабочий коллектив и выполнить все взятые перед сотрудниками социальные обязательства.
«Запорожский завод китайцам интересен как площадка с готовой линейкой производства двигателей для вертолетов. В Китае более десяти лет активно развивают авиационную отрасль, и у них есть технологически проблемы по производству двигателей – покупка «Мотор Сичи» этот вопрос решит», – отмечает транспортный эксперт Александр Кава.
Почему США против?
Риторика Болтона, связанная с возможной продажей украинского завода, построена на опасениях по поводу того, что Китай пытается влиять на национальную безопасность других стран и для этого скупает предприятия, имеющие прямое отношение к военным технологиям. «Речь идет о вопросе, который важен как для Украины, так и для США, Европы, Японии, Австралии, Канады и других стран», – прокомментировал Болтон вопрос журналистов радио «Свобода» о продаже предприятия китайцам.
Но скорее всего речь идет не о безопасности, а об усилении рычагов влияния на Китай: политическое и экономическое противостояние между США и КНР не ослабевает.
Что в итоге?
30 августа посол КНР в Украине Ду Вэй заявил о том, что китайское правительство не намерено вмешиваться в коммерческие отношения между предприятием «Мотор-Сич» и китайской компанией Beijing Skyrizon Aviation. Однако подчеркнул, что сделка должна проходить на рыночных условиях, и права каждой из компаний должны быть должным образом защищены.
«Все будет зависеть от эффективности отношений между Украиной и США. Пока Дональд Трамп на встречу к Зеленскому не спешит», – говорит Александр Кава.
Источники Mind отмечают, что на Банковой пока не приняли окончательного решения по итогам визита Болтона. «Позиция Зеленского следующая: если США присоединяются к «нормандскому формату», то завод китайцам не продаем», – говорит на правах анонимности высокопоставленный чиновник, отвечающий за международные отношения в одном из украинских министерств.
Скорее всего, речь идет не о продаже – формально китайцы уже владеют частью акций завода. Единственное, на что способен повлиять гарант – решение АМКУ, который может не согласовать концентрацию 50% акций украинского завода у китайской Beijing Skyrizon Aviation
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы приглашаем вас стать частью Mind Club. Для этого необходимо оформить подписку за $7 в месяц.
Нам очень важна ваша поддержка!
Почему мы вводим платную подписку?
Настоящая качественная и независимая журналистика требует много времени, усилий и затрат, это действительно не дешево. Но мы верим в перспективы деловой журналистики в Украине, потому что верим в перспективу Украины.
Именно поэтому мы создаем возможность платной ежемесячной подписки – Mind Club.
Если вы читаете нас, если вам нравится и вы цените то, что мы делаем, – предлагаем вам вступить в сообщество Mind.
Мы планируем развивать Mind Club: объем материалов и доступных сервисов и проектов. Уже сегодня, все члены клуба:
- Помогают создавать и развивать качественную независимую деловую журналистику. Мы сможем и в дальнейшем развиваться и повышать качество наших материалов.
- Получают свободный от баннерной рекламы сайт.
- Получают доступ к «закрытым» материалам Mind (к ежемесячному выпуску, в котором мы исследуем и анализируем, как работают целые отрасли, к еженедельным аналитическим итогам).
- Свободный доступ к ивентам Mind для подписчиков и специальные условия на другие события Mind.
- Smart Power. Владельцы бизнеса, которые станут подписчиками Mind, получат доступ к агрегатору системных нарушений от аналитиков Mind и партнеров «Cкажи.uа». Если у вашего бизнеса возникли проблемы с непорядочными чиновниками или конкурентами – мы проанализируем, является ли их поведение системным, и вместе сможем решить эту проблему.
- Мы и в дальнейшем будем развивать Mind и добавлять полезные журналистские рубрики и сервисы для вашего бизнеса.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости. Поддержите нас всего за 196 грн в месяц.
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: editor@mind.ua.