Лопасти веером: почему США против продажи «Мотор Сичи» китайцам

Лопасти веером: почему США против продажи «Мотор Сичи» китайцам

И удастся ли американцам остановить эту сделку

Этот материал также доступен на украинском
Лопасти веером: почему США против продажи «Мотор Сичи» китайцам
Фото УНИАН

28 августа в Киев прибыл советник Национальной безопасности США и один из самых влиятельных людей из окружения американского президента Дональда Трампа – Джон Болтон. Визит готовили в срочном порядке – Болтон приехал в Украину после того, как стало известно, что запорожское предприятие «Мотор Сич» продают китайскому холдингу Beijing Skyrizon Aviation. По данным Mind этот вопрос обсуждался на встрече с президентом Украины Владимиром Зеленским.

Визит Болтона знаковый – у ветерана американской внешней политики репутация сторонника жестких методов решения международных проблем. В частности, он готовил вторжение в Ирак и свержение Саддама Хусейна в 2003 году, выступает и за ужесточение политики в отношении России и Северной Кореи. Именно ему Дональд Трамп доверяет визиты в самые сложные с точки зрения международной политики страны мира.

Чем обернутся переговоры для «Мотор Сичи» и какое вообще дело США до того, кто покупает украинский завод?

История вопроса

В 2016 году Вячеслав Богуслаев, бессменный руководитель завода «Мотор Сич» и основной его собственник, продал более 50% акций предприятия шести офшорным компаниям, распределив между ними примерно равные доли. В 2017 году таких компаний стало восемь, большинство офшоров связывали с китайским Beijing Skyrizon Aviation.

В апреле 2018 года СБУ возбудила уголовное дело и наложила арест на проданный пакет акций. В том же месяце СНБО принял документ о защите национальных интересов в авиационной отрасли и инициировал создание договора о сотрудничестве с китайским инвестором. Планировалось, что государство в лице «Укроборонпрома» получит более 25% акций завода «Мотор Сич», а инвестор предоставит отрасли грантовое финансирование в размере $100 млн.

По словам Богуслаева, китайская сторона уже перечислила украинской стороне деньги. Но сделку, отмечают в «Мотор Сичи», еще предстоит утвердить АМКУ. Однако неизвестно, о какой именно сделке идет речь – о передаче 25% акций «Укроборопрому» или о разрешении на концентрацию 50% акций завода в руках концерна Beijing Skyrizon Aviation.

Особенности производства

ОАО «Мотор Сич» –  одно из крупнейших в мире предприятий по разработке, производству, ремонту и сервисному обслуживанию авиационных газотурбинных двигателей для вертолетов и самолетов. До 2014 года завод входил в десятку крупнейших налогоплательщиков Украины. Около 40% продукции и сервисных услуг предприятие ориентировало на российский рынок. Но после ухудшения политических и экономических отношений между странами российские заказы постепенно сошли на нет.

В 2018 году завод и вовсе ничего не продавал россиянам. В «Мотор Сич» рассчитывали, что смогут заменить потерю российского рынка новыми заказами из Европы. Но многие проекты не удалось реализовать и выйти на докризисные показатели на предприятии не смогли. Если по итогам 2013-го чистая прибыль завода составила $150 млн, то в минувшем году всего $45 млн.

Для чего китайцам «Мотор Сич»?

Китайские промышленники давно интересуются украинским авиапромом. Они вели переговоры о продаже лицензий на строительство украинских самолетов. Так, в 2016 году представители КНР обсуждали с ГП «Антонов» возможность достройки второго Ан-225 «Мрия» и налаживании серийного производства транспортно-грузовых ВС по лицензии. Впрочем, дальше рамочных договоренностей дело не пошло – передавать китайцам права собственности на технологии строительства в ГП «Антонов» не захотели.

О чем именно договаривался с китайцами Вячеслав Богуслаев и к чему пришло украинское правительство в переговорах с Beijing Skyrizon Aviation – неизвестно. Пока сообщается, что инвестор обещает обновить производство, сохранить рабочий коллектив и выполнить все взятые перед сотрудниками социальные обязательства. 

«Запорожский завод китайцам интересен как площадка с готовой линейкой производства двигателей для вертолетов. В Китае более десяти лет активно развивают авиационную отрасль, и у них есть технологически проблемы по производству двигателей – покупка «Мотор Сичи» этот вопрос решит», – отмечает транспортный эксперт Александр Кава.

Почему США против?

Риторика Болтона, связанная с возможной продажей украинского завода, построена на опасениях по поводу того, что Китай пытается влиять на национальную безопасность других стран и для этого скупает предприятия, имеющие прямое отношение к военным технологиям. «Речь идет о вопросе, который важен как для Украины, так и для США, Европы, Японии, Австралии, Канады и других стран», – прокомментировал Болтон вопрос журналистов радио «Свобода» о продаже предприятия китайцам.

Но скорее всего речь идет не о безопасности, а об усилении рычагов влияния на Китай: политическое и экономическое противостояние между США и КНР не ослабевает.

Что в итоге?

30 августа посол КНР в Украине Ду Вэй заявил о том, что китайское правительство не намерено вмешиваться в коммерческие отношения между предприятием «Мотор-Сич» и китайской компанией Beijing Skyrizon Aviation. Однако подчеркнул, что сделка должна проходить на рыночных условиях, и права каждой из компаний должны быть должным образом защищены.

«Все будет зависеть от эффективности отношений между Украиной и США. Пока Дональд Трамп на встречу к Зеленскому не спешит», – говорит Александр Кава. 

Источники Mind отмечают, что на Банковой пока не приняли окончательного решения по итогам визита Болтона. «Позиция Зеленского следующая: если США присоединяются к «нормандскому формату», то завод китайцам не продаем», – говорит на правах анонимности высокопоставленный чиновник, отвечающий за международные отношения в одном из украинских министерств.

Скорее всего, речь идет не о продаже – формально китайцы уже владеют частью акций завода. Единственное, на что способен повлиять гарант – решение АМКУ, который может не согласовать концентрацию 50% акций украинского завода у китайской Beijing Skyrizon Aviation

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате