Кассовый «тоталитаризм»: как малый бизнес загоняют под РРО

Кассовый «тоталитаризм»: как малый бизнес загоняют под РРО

И почему предприниматели этому сопротивляются

Этот материал также доступен на украинском
Кассовый «тоталитаризм»: как малый бизнес загоняют под РРО
Фото: pixabay

Верховная Рада 20 сентября приняла два законопроекта, которые значительно ужесточают требования к применению регистраторов расчетных операций (РРО) малым бизнесом. Речь идет о законопроектах №1053-1 и №1073, которые были инициированы депутатами от партии «Слуга народа». Среди авторов в том числе и нынешний глава парламентского комитета по вопросам финансов, налогов и таможенной политики Даниил Гетманцев. Представители бизнеса сразу же подвергли эти документы критике. Тем не менее их в ускоренном режиме подготовили к голосованию. И, отклонив практически все предложенные правки, приняли как в первом, так и во втором чтении.

Что меняется?

Ключевая идея принятых законопроектов – заставить использовать кассовые аппараты почти всех предпринимателей. Это, кстати, во многом перекликается с нормами законопроекта №7142, который в сентябре 2017 года зарегистрировали несколько депутатов от Блока Петра Порошенко и который существенно расширял сферу применения РРО. Но тогда документ долго бродил по комитетам, и его в итоге отозвали.

Законопроекты №1053-1 и №1073 предусматривают поэтапный перевод на кассовые аппараты предпринимателей, которые выбрали 2, 3 или 4 группу единого налога. «Пока что РРО касается лиц, работающих в сфере торговли, общественного питания или оказывающих услуги с оплатой наличными средствами; лиц, которые торгуют подакцизными товарами или технически сложными приборами; предпринимателей на общей системе налогообложения; плательщиков единого налога 2–3 групп, если их годовой оборот превысил 1 млн грн», – напоминает Александр Набокин, старший юрист отдела корпоративного права международной юридической компании Kodex.

С момента вступления в силу законопроектов и до 1 октября 2020 года кассовые аппараты, как и прежде, будут применять предприниматели, чей годовой оборот превышает 1 млн грн. Но к ним еще добавятся продавцы технически сложных товаров, подлежащих гарантийному ремонту, продавцы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и СПД, которые предоставляют услуги в сфере здравоохранения. Они будут вынуждены установить РРО независимо от суммы выручки.

С 1 октября 2020 года, тоже независимо от объема дохода, кассовыми аппаратами придется пользоваться предпринимателям, которые торгуют ювелирными изделиями и драгоценными камнями, подержанными товарами, текстилем, деталями и комплектующими для транспортных средств. Еще в эту «компанию» попадают рестораны, кафе и рестораны быстрого обслуживания, турагентства и туроператоры, гостиницы.

С января 2021 года поблажек не будет ни для кого из предпринимателей на едином налоге 2–4 группы.

Исключение сделали только для СПД первой группы единого налога: их РРО обошли стороной. Ну и «упрощенцам» второй группы предложили небольшую компенсацию – увеличили годовой оборот с 1,5 до 2,5 млн грн.

Вырастут ли штрафы за нарушения?

«Некоторые ставки штрафных санкций увеличены в пять и даже в десять раз», – говорит Глеб Ботвинцев, юрист юридической группы LCF.

Например, при непроведении расчетных операций через кассовый аппарат или невыдачу кассового чека отменен символический штраф в 1 грн за первое нарушение. Его заменили санкцией в размере 100% суммы проданных товаров/услуг/работ (но не менее 850 грн) за первое нарушение. А за повторное аналогичное нарушение штраф увеличили со 100% до 150% стоимости проданных товаров/услуг/работ (но не менее 1700 грн).

Единственное, что до 1 октября 2020 года по этому виду штрафов будет переходный период. За первое нарушение предпринимателя накажут в размере 10% стоимости, проданных товаров/услуг/работ, за второе оштрафуют на 50% суммы.

Вырастут и другие штрафы: с 340 грн до 850 грн – за нарушение порядка использования книги учета расчетных операций; со 170 грн до 850 грн – за нарушение порядка печати контрольной ленты или искажение содержащейся в ней информации; с 85 грн до 850 грн – за проведение расчетных операций через РРО без предварительного программирования данных о товаре или услуге. В пять раз, до 8500 грн, увеличен штраф за использование РРО, в конструкцию или программное обеспечение которого внесены изменения, не предусмотренные производителем. Тоже в пять раз, до 850 грн, вырастет штраф за неподачу отчетности, связанной с использованием РРО.

Как работает «кешбэк»?

Законопроект №1073 вводит в Украине совершенно новый механизм контроля применения регистраторов расчетных операций. Речь идет о том, что любой потребитель, приобретающий товары или услуги, но не получающий при этом фискальный чек, имеет право подать жалобу в налоговые органы. Налоговики, получив «сигнал», проводят проверку субъекта хозяйственной деятельности. И если нарушение подтверждается, покупатель получает возмещение в размере суммы проданных с нарушениями товаров и услуг. Так называемый «кешбэк».

«Сумма «кешбэка», кстати, для покупателя пройдет без налогообложения. То есть он получит 100% чека на карту «чистыми», – уточняет Александра Томашевская, генеральный директор компании «Е.С.Консалтинг».

По задумке законодателей, такая практика позволит сократить объем теневых операций и минимизировать долю контрабандных товаров.

К слову, первая редакция законопроекта предполагала, что «кешбэк» можно получить, если сумма проданных с нарушением товаров или оказанных услуг превышает 100 грн. Но ко второму чтению этот порог подняли до 850 грн.

Кто против?

Представители нескольких бизнес-ассоциаций жестко раскритиковали законопроекты №1053-1 и №1073. Главным образом за то, что они увеличивают фискальную нагрузку на предпринимателей, вынуждают их тратиться на покупку, установку и обслуживание кассовых аппаратов, а также грозят тем, что налоговые органы будут использовать возросшие штрафы и инструмент «кешбэка» для давления на малый бизнес.

«Законопроект №1053-1 разработан частично в рамках старой парадигмы, поскольку требования по сервисному обслуживанию РРО, их пломбированию, ведению книг учета расчетных операций, созданию и хранению контрольной ленты остаются неизменными», – приводит пример Юлия Дроговоз, вице-президент Украинской ассоциации промышленников и предпринимателей.

Еще новые законодательные нормы ударят по онлайн-продавцам. Дело в том, что интернет-торговля часто предполагает почтовую или курьерскую доставку товаров с привлечением посредников, которые физически не смогут выдавать покупателям фискальные чеки. Возможность получения предварительной или частичной оплаты за товар (услугу), заказ которых осуществляется через интернет, тоже не предусмотрена.

«Что касается «кешбэка», то этот механизм создает предпосылки к незаконному обогащению при проверках, дает возможность недобросовестным покупателям получить товар или услугу, и одновременно вернуть за нее деньги», – объясняет Юлия Дроговоз.

Открытым остался вопрос по переводу предпринимателей на программные РРО. То есть на программное обеспечение, которое позволит вести учет операций и заменит традиционные кассовые аппараты. Да, принятые законопроекты предлагают внедрить новую модель регистрации РРО, которая предусматривает создание фискального отчетного чека в электронной форме. Но выбор программных кассовых аппаратов довольно скудный. Согласно реестру РРО, который размещен на сайте налоговой инспекции, их всего шесть.

«К тому же покупатель товаров (услуг) не сможет сразу же на месте проверить подлинность электронного чека, в отличие от чека в напечатанной форме. Также непонятно, каким образом можно будет удостовериться и в подлинности расчетных документов», – говорит адвокат Яна Рубчук.

Кто за?

Даниил Гетманцев обещает, что малый бизнес от законодательных новаций никоим образом не пострадает. По его словам, законопроекты №1053-1 и №1073 направлены на борьбу со схемами по уклонению от налогообложения, которые взял на вооружение именно крупный бизнес, пользуясь для этого единым налогом.

Поддерживает его и президент Украинской ассоциации производителей, основатель компании Saturn Александр Громыко, который был в числе защитников законопроектов. «Главная цель – убрать контрабандистов и в первую очередь крупные торговые сети, которые на 40% находятся в «тени» и продают нелегально завезенные товары. А если предприниматель имеет на товар все документы и выдает фискальные чеки, чего ему бояться», –  уверен Громыко.

На данный момент законопроекты №1053-1 и №1073 не подписаны ни спикером парламента, ни президентом. Кроме того, депутаты от «Европейской солидарности» 23 сентября зарегистрировали постановление об отмене принятого законопроекта №1053-1. На момент публикации статьи это постановление Верховная Рада не рассмотрела.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате