Торговая война: как Китай планирует управлять бизнесом

Торговая война: как Китай планирует управлять бизнесом

Кому будет труднее работать из-за китайского рейтинга

Цей текст також доступний українською
Торговая война: как Китай планирует управлять бизнесом
Фото: pixabay

В конце сентября СМИ сообщиличто торговые переговоры между США и Китаем возобновятся 10–11 октября. Чиновники администрации Дональда Трампа заявили, что ожидают возобновления переговоров с Пекином, которые в начале этого года притормозили на фоне споров о будущем торговом договоре.

В частности, Трамп недавно заявил, что США и Китай могут заключить соглашение раньше, чем многие ожидают.

Однако, как говорится в материале The New York Times, перевод которого предлагает вашему вниманию Mind, Китай концентрирует значительные объемы общедоступных и частных данных в огромных базах, которые должны помочь стране усилить контроль над ее почти 1,4-миллиардным населением. Но основной мишенью стали деловые круги. Как отмечается, под удар также могут попасть и американские фирмы.

Материал подготовлен в партнерстве с бюро переводов «Профпереклад».

По данным СМИ, правительственных документов и экспертов, Пекин продолжает собирать воедино информацию, которая сейчас распорошена между многими правительственными службами и отраслевыми ассоциациями – в частности, решения судов, сведения о заработной плате, экологическую документацию, записи о нарушении авторских прав и даже о том, сколько работников состоят в Коммунистической партии. Эти данные используются для составления рейтинга компаний и людей, которые их возглавляют.

На кого повлияют результаты рейтинга

Компаниям с низким рейтингом могут запретить брать кредиты или выполнять другие важные действия. Их собственникам или руководителям могут заморозить банковские счета и не разрешить путешествовать.

И эти действия направлены не только на китайский бизнес. В письмах, присланных компаниям, чиновники пригрозили внести американские авиалинии United Airlines, American Airlines и Delta Air Lines в черные списки, если они не подчинятся воле Пекина. Эти санкции могут задеть также и курьерскую службу FedEx.

КНР называет их системой социального кредита. Китайские руководители надеются в начале следующего года развернуть амбициозную национальную программу штрафования и вознаграждения физических лиц. Она была создана по образцу системы кредитного скоринга, широко используемой в США и других странах, а также для контроля за поведением в стране, где законы воплощаются непоследовательно.

Борцы за гражданские права предупреждали, что это создаст цифрового «Большого брата», который будет вмешиваться в повседневную жизнь китайцев. Но пока к физическим лицам эта система в массовом масштабе не применяется.

Однако для многих компаний социальный кредит стал суровой реальностью. В сентябре Центральное управление экономического планирования КНР объявило о завершении оценивания 33 млн компаний, благодаря чему ему удалось составить рейтинг от 1 («отлично») до 4 ( «плохо»). Пекин надеется, что когда-нибудь управление станет национальным регуляторным орудием, которое будет контролировать развитие в стране навыков, касающихся крупных данных и автоматизации. И это поможет партии держать деловые круги в узде.

Какова роль в этом проекте Коммунистической партии Китая 

«Эта система должна обеспечивать соответствие решений компаний воле партии», – утверждает Саманта Гофман, член Австралийского института стратегической политики, аналитического центра.

Лорен Фей, 30-летнюю дочь владельца шелковой фабрики, внесли в черный список компаний и их владельцев. По словам Лорен, ее банковские счета были заморожены, она потеряла работу и возможность путешествовать, потому что ее отец не смог оплатить счета. «Моя семья действительно собирается выплатить долг, но система делает это невозможным», – говорит Фэй.

Органы власти испытывают систему как орудие, которое сможет подчинить иностранные компании политическим взглядам Коммунистической партии.

В том году компании United, Delta и American получили от представителей китайского авиационного управления письма, где говорилось, что их рейтинг может ухудшиться, если на их сайтах Макао, Гонконг и Тайвань не будут указаны как часть Китая. Согласно письму, направленному авиакомпании United, и по данным газеты The New York Times, в случае низкого рейтинга будет начато расследование, могут быть заморожены банковские счета, наложено ограничение на местные перемещения работников и другие санкции.

Представители авиакомпаний United, Delta и American Airlines подтвердили изменения на своих веб-сайтах, но отказались комментировать саму ситуацию.

Социальный кредит – это одна из инициатив Коммунистической партии под руководством Си Цзиньпина, направленная на укрепление ее контроля над страной. Органы власти устанавливают отдельные технологии распознавания лиц и другие системы мониторинга для уничтожения инакомыслия и криминала. Они также взяли более жесткий курс в отношении СМИ, и благодаря принятым мерам партия усилила свою роль в деловых кругах и учебных заведениях.

Что касается предприятий, то система социального кредита может иметь реальные преимущества для Китая. Несмотря на авторитарное сосредоточение власти в руках Пекина, ему пришлось приложить много усилий, чтобы заставить компании следовать закону. Применению законов мешает конкуренция  среди государственных министерств, а также их неэффективность. Органы местного самоуправления покровительствуют влиятельным компаниям. Это привело к повсеместному загрязнению окружающей среды, вопиющим нарушениям законов о труде и другим проблемам.

Например, Лоран Фей отметила, что в течение многих  лет органы местного самоуправления, требовавшие экономического роста, позволяли шелковой фабрике ее семьи нарушать экологические нормы. В конце концов она была закрыта именно из-за этих нарушений.

О возможностях защитить бизнес

Но, по словам экспертов, возможности компаний защитить себя ограничены, если данные неточные или санкции слишком жесткие.

«Единая система вознаграждений и санкций существенно повышает риск того, что одно нарушение будет все больше и больше влиять на вашу деятельность, как снежный ком, а потом эта лавина санкций вообще сделает вашу работу невозможной, пока вы не решите эту одну проблему», – объясняет Кендра Шефер, глава отдела цифровых исследований в Trivium China, консалтинговой фирме, которая недавно опубликовала отчет о социальном кредите.

Иностранные компании выражают обеспокоенность тем, как на них могут повлиять деловые партнеры.

Немецкая химическая компания BASF, например, отвечает за то, чтобы ее китайские партнеры выполняли экологические нормы. «На нас давят, чтобы мы разобрались с экологическими требованиями в канале поставок, – сказал Йорг Вуттке, председатель Торгово-промышленной палаты Европейского союза в КНР, который также является главным представителем BASF в этой стране. – Это существенный сдвиг, который причиняет нам много хлопот».

Иностранные компании также опасаются, что социальный кредит может стать оружием в торговой войне между Китаем и Соединенными Штатами. В отчете, опубликованном в прошлом месяце, Торгово-промышленная палата Европейского союза привела пример FedEx, американской курьерской компании, оказавшейся в центре торговых споров.

Правительство КНР пригрозило добавить FedEx в перечень иностранных юридических и физических лиц, которых оно считает ненадежными, якобы из-за того, что фирма нарушила закон, задержав отправку продукции Huawei. Претензия была сформулирована так, как в системе социального кредита. Китайские чиновники не публиковали этот перечень и не уточнили, какое значение он будет иметь, но заверили, что будут относиться ко всем компаниям одинаково.

Китай начал говорить о своем намерении создать систему социального кредита уже шесть лет назад, утверждая, что она может быть реализована к 2020 году. Хотя некоторые критики увидели в этой системе форму полного контроля над обществом, ее в основном считают инструментом для страны, где люди часто совершают крупные и мелкие правонарушения безнаказанно. Главным средством социального контроля китайских органов власти является полиция, которая устанавливает отдельные, более суровые системы, в частности, сбор биометрических данных, например сканирование лица и регистрация ДНК.

В любом случае оказалось, что социальный кредит трудно применить к физическим лицам. Центральный банк КНР отменил планы по включению данных из популярных систем электронных платежей, которые находятся под контролем Alibaba и Tencent, двух китайских интернет-гигантов.

Пробные программы были введены лишь кое-где. Но даже там они имели небольшое влияние. Во время визита в восточнокитайский город Жунчэн, где проводилась пробная программа социального кредита, чиновники пообещали, что для тех, у кого будет хороший рейтинг, процесс оформления в больницы и получения кредитов будет проще и легче. Но работники больниц и учителя заверили, что социальный кредит не повлиял на качество выполнения ими работы. Многие граждане сказали, что даже не знали о его существовании.

«Возможно, я что-то где-то слышала о нем, но, думаю, это не мое дело и не влияет на жизнь в нашем поселке», – говорит Лян Сяоли, владелица магазина. «К тому же, – добавила она, – мне все равно. Почему это должно меня волновать?»

Граждане получали вознаграждение на основании, например, того, помогали они сохранять город чистым. Чиновники собирали данные и выдавали бланки для самостоятельного оценивания. Они размещали фотографии граждан с лучшими баллами на досках объявлений. Во многих случаях отличники были родственниками местных лидеров Коммунистической партии. Лян Хуайинь, чиновник из Жученя, говорит, что они получили баллы, потому что чаще других посещали официальные мероприятия.

Как работает система социального кредитования для бизнеса

Оказалось, что система неплохо адаптируется к созданию надлежащей репутации для бизнеса. Система социального кредита объединяет различные черные списки, которые уже давно ведут министерства и органы местного самоуправления, это позволяет власти применять широкие и систематические санкции к правонарушителям.

Торговая война: как Китай планирует управлять бизнесом

Но, хотя Китай и компонует единую национальную систему социального кредита, у нее все еще остаются многочисленные системы на уровне городов, где используются различные методы оценки.

Дочь владельца шелковой фабрики Лорен Фей узнала, что она была внесена в систему во время командировки в конце 2017 года, когда не смогла купить обратный билет на поезд. Потом заблокировали ее банковские счета. Затем девушку уволили с должности финансового аналитика.

Фей оформила кредит от имени отца. В черный список попала и ее мать, пенсионерка, за то, что является акционером. Ежемесячную пенсию ей не выплачивают. Семья задолжала сотни тысяч долларов. Фэй, которая сейчас продает товары через интернет, сказала, что зарабатывает всего одну десятую часть своего предыдущего дохода.

В сети она нашла сообщество людей, которые попали в аналогичную ситуацию. Один человек рассказал, что был государственным служащим, но потом его заставили уволиться из-за того, что он попал в черный список.

Фэй говорит, что это несправедливо. «Никто не хочет быть непорядочным человеком», – подчеркивает она.

Материал подготовлен в партнерстве с бюро переводов «Профпереклад».

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно